«Здравствуй, лето!»
образ лета в творчестве художников
Цели: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развивать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Рада, рада детвора,
На урок идти пора.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето, а потом вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– На прошлом уроке мы с вами были на экскурсии. Вы встречались с природой. Какое впечатление произвела на вас экскурсия?
– Послушайте стихотворение:
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес.
Н. Греков
– О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете.)
– Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите на с. 102–103 учебника картины лета, нарисованные российскими художниками.
– Что вы видите на картине А. Пластова «Сенокос»?
– Какое время года изображено? (Лето, пора сенокоса.)
– Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?
– Летом человек особенно становится ближе к природе. Всем нравится находиться в лесу, на лугу и т. д.
– Посмотрите картины И. Шишкина «Рожь» и А. Венецианова «Жнецы» на с. 104–105.
– Что видите на картине «Рожь»?
– В этой картине художник показывает бескрайние просторы земли русской, море ржи, расстилающейся до самого горизонта. Дорога, уходящая вдаль, подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. На переднем плане – спелые, сочные колосья, гнущиеся под тяжестью созревших зерен. Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
– Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.)
– Кого видим на руке у девушки? (Бабочку.)
– Рассмотрите скульптуру П. Клодта «Кобыла с жеребенком».
– Какие чувства возникают у вас при просмотре?
– Люди восхищаются летней порой. Мастера Изображения, Постройки, Украшения заинтересовывают нас, и мы видим их работу в картинах и скульптурах.
– Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.
– Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.
– Какие краски выбрал художник для изображения лета?