Тема урока: Изображение данных с помощью диаграммы
Цель: учить изображать данные с помощью диаграмм; закреплять умение выполнять разностное и кратное сравнение данных; формирование УУД: поиск рациональных путей вычисления.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с теми возможностями, которые представляют диаграммы в плане решения задач; сформировать навыки решения задач с помощью диаграммы; продолжение формирования навыка работы с учебником.
Развивающие: Развитие познавательного интереса, развитие умения сравнивать и делать собственные выводы; развивать логическое мышление (операции анализа и синтеза, классификации).
Воспитательные: Воспитывать умения слушать друг друга, работать в паре, быть внимательным, стремление совершать хорошие поступки.
личностные УУД:
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
познавательные УУД:
– сравнивать и обобщать при работе с таблицей.
коммуникативные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
– осуществлять самоконтроль
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельной работы, карточки для дифференцированной работы, кроссворд, линейка, карандаш.
Формы, методы и приемы используемые на уроке:
форма организации активной познавательной деятельности – проблемный урок;
форма обучения на уроке – сотрудничества и совместной деятельности, фронтальная, индивидуальная, с учетом индивидуализации и дифференциации;
проблемно-исследовательские методы;
наглядно-словесные методы;
практическо - поисковые методы;
методы формирования умений и навыков;
методы развития познавательной активности и творческой деятельности;
ситуационный метод;
методы устного контроля, самоконтроля.
Оборудование: учебник математики 3 класс I часть, автор: А.Л.Чекин, ТСР по математике 3 класс, автор: О.А.Захарова, линейка, карандаш, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент. (проверка готовности, психологический настрой)
- Ну-ка, проверьте, друзья,
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Пожелаю вам удачи!
За работу, в добрый час!
-Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Но, чтобы урок таким получился недостаточно действий одного только учителя, необходима и ваша помощь!
-Какими будете вы?
-Сможете? Тогда давайте начнём!
- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание.
II. Актуализация знаний.
-Дан ряд чисел: 728, 782, 872, 788, 822, 722, 828.
Найдите среди них самое большое число. Найдите самое маленькое число.
- Оцените свою работу на этом этапе урока. Если вы легко справились с заданием – вы показываете зеленый восклицательный знак, если у вас возникли затруднения – желтый восклицательный знак с маленьким вопросиком, если вы не справились с заданием – красный вопросительный знак.
III. Постановка цели урока.
-Попробуйте предложить способ, при котором это задание выполнялось бы проще.
-Вы предложили правильные способы.
- А когда нам легче сравнивать: когда они записаны цифрами или изображены каким-то способом.
- Легко ли изобразить на рисунке трехзначное число? Почему?
- Какой способ изображения предметов еще можно применить?
- Один из способов схематичного изображения чисел называется ДИАГРАММОЙ.
- Кто слышал такое понятие?
-Попробуйте своими словами объяснить это слово.
- На доске вы видите примеры диаграмм.
-Посмотрите на экран. Диаграммы бывают разные. Например: в виде столбиков, (столбчатые)
-линейные, круговые, кольцевые и др.(Слайд)
-Какой будет тема нашего урока?(Слайд)
- Тема нашего урока: Изображение данных с помощью диаграмм.
- Какая тема урока? Что такое диаграмма?
- Какую цель урока поставим?
- Можно ли свою работу на уроке зафиксировать с помощью диаграммы?
- Что же такое диаграмма? (Слайд)
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
- Прочитайте задачу № 387. Прочитайте условие.
В корзине лежало 5 зеленых и 15 красных яблок. Во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых. Изобразите в виде диаграммы с помощью цветных полосок.
Работа в группах (Изобразить с помощью цветной бумаги).
- Как такой рисунок называют? (Диаграмма)
- Можно ли установить с помощью такой диаграммы: сколько раз вторая полоска укладывается в первой?
- Во сколько раз первая полоска длиннее второй?
- Можно ли ответить на вопрос задачи: во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых?
Запиши решение задачи. Вычисли и запиши ответ.
- Какой тип задачи у нас был?
- Можно или нельзя в этой задаче изменить вопрос? Сделать ее на разностное сравнение? И как она будет решаться?
V. Включение нового содержания в систему ранее усвоенных знаний.
- Потренируемся решать задачи с помощью диаграммы.
1.- Прочитайте задание № 388 - Что нам нужно сделать?
- Прочитайте условие задачи, требование. Сколько величин в данной задаче? Какие?
- Сколько клеточек удобнее отступить вниз, чтобы построить диаграмму к данной задаче?
- Постройте числовой луч. С какой величины начнем построение?
- Выберите отрезок для изображения 1 отреза. Изобразите эту величину. Чтобы изобразить 2 отрез, сколько нужно отложить единичных отрезков на луче? Чтобы изобразить 3 отрез, сколько нужно отложить единичных отрезков на луче? Изобразите. Проверьте
2. №389 (Как показать с помощью диаграммы, что в одном мешке зерна в 2 раза больше, чем в другом?)
- Взаимопроверка. Оцените своего соседа в пятибалльной системе оценивания.
VI.Физминутка.
VII. Формирование умений и навыков в условиях нового содержания совместно с ранее изученным материалом.
Самостоятельная работа
Вставьте в диаграмме пропущенные цифры
Определите количество полученный оценок. Сколько пятёрок, четвёрок, троек, двоек?
Во сколько раз четвёрок больше, чем двоек?
На сколько штук пятёрок, меньше чем троек?
VIII. Рефлексия деятельности.
- Чему удалось научиться на уроке? - Что вызывает трудности? - Чему учились на предыдущем уроке?
- Что называется диаграммой? (Диаграмма - чертеж или схема, которая наглядно показывает соотношение между различными величинами. Сами величины изображаются в виде отрезков или геометрических фигур)
- Какие бывают диаграммы?- С каким видом диаграмм мы с вами познакомились? (Круговая, столбчатая, линейная диаграмма)
XI.Задание на дом
1.Учебник стр. 113 № 391 2.Составьте свою диаграмму