СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение рельефа на плане и карте

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изображение рельефа на плане и карте»

Технологическая карта урока

Предмет

География 6 класс

Образовательная организация

МБОУ «Вожгорская СОШ».

Учитель

Кокорина С.В.

Тема урока

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о способах изображения рельефа на топографических планах и картах.

Задачи

  1. Познакомить учащихся с особенностями изображения рельефа на топографических планах и картах, с понятиями горизонтали, бергштрихи, абсолютная высота. Научить определять: характер рельефа по топографическому плану и карте, зависимость густоты горизонталей от крутизны склонов холмов, абсолютную высоту.

  2. Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач, познавательный интерес, речь учащихся; коммуникативные навыки.

  3. Воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Абсолютная высота точек земной поверхности, относительная высота, горизонтали, бергштрихи.

Образовательные технологии

Игровая, здоровьесберегающая, учебное исследование.


ФОУД

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Топографические планы и карты, учебник, карточки видов масштаба, мультимедиа проектор, компьютер, мультимедийная презентация; раздаточный материал, листы самооценки.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь представление о способах показа рельефа на планах и картах;

- определять крутизну склонов, характер рельефа по топографическому плану и карте;

- определять абсолютную высоту.

Метапредметные:

Регулятивныеработать по плану, осуществлять самооценку, самоконтроль, коррекцию.

Коммуникативные – планировать учебное сотрудничество, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; слушать и понимать речь других.

Познавательные – самостоятельно выделять и формулировать цель; формулировать проблему; выбирать наиболее эффективный способ решения; создавать алгоритм деятельности.

Личностные:

- овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях; личностное, профессиональное самоопределение

Структура урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.



Создает эмоциональный настрой на работу.

Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы с вами продуктивно поработали и открыли для себя новые знания. Сейчас мы попросим выйти из кабинета лень, страх, рассеянность, а позовем на помощь: внимание, старание, сообразительность и конечно смелость.

·         Группа поддержки у нас есть, мы к уроку готовы. Начинаем наш урок!

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы Географическая карта, будем изучать неизвестное. Географическая карта продолжит раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?

- Тогда давайте вместе попробуем его открыть. Но сначала послушаем ребят, которые на прошлом уроке не успели рассказать вам свои сообщения по теме Вулканы и гейзеры – Савелий и Тимур.

Спасибо.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Демонстрируют готовность к работе.

Высказывают мысли.

Слушают сообщения, задают вопросы

Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи.

Цель:

определить, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений учащихся.

Целеполагание.















Разработка проекта выхода из затруднения.

- Обратите внимание на экран. Что изображено? (Иванова гора, село Вожгора) (Слайды 1-4)

- Как называются горы, равнины и все неровности земной поверхности? (рельеф)

- Как вы думаете, что мы будем исследовать?

Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе.

Работа в группе.

- Сейчас зима. Какие развлечения зимой на улице самые лучшие? (снежки, катание с горки на санках и т.п.).

- У вас на столах лежат планы местности (см.Приложение 1)

- Попробуйте исследовать участки под номерами 1,2,3 и определить, какой участок подходит для катания с горки - первой группе? А второй группе - для игры в хоккей? Обсудите в группе.

- Можете вы определить подходящие участки?

- А что надо уметь для определения подходящего участка?

- Давайте сформулируем проблему нашего исследования: Как на плане и карте изобразить рельеф, показать все неровности земной поверхности? (Слайд 5)

- Какова тема нашего урока? («Изображение рельефа на топографических планах и картах») (Слайд 6)

- Запишем тему в рабочие листы. (см. Приложение 2)

- Сформулируйте цель нашего урока? (учитель помогает сформулировать, записывает на доске)

(Выяснить, как на плане и карте изображают рельеф, научиться читать рельеф по карте и плану, определять по плану и карте особенности местности.)


- Итак, как же изображают рельеф на топографических планах и картах?

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

- Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания) Где вы будете добывать эти знания? (учебник)

- Какую информацию вы будете искать в тексте? (как изображается рельеф на топографических планах)

Отвечают на вопросы, строят высказывания.







Работают в группах с заданиями, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с одноклассниками

Выдвигают гипотезы.

Фиксируют затруднение.

Формулируют проблему.

Пытаются самостоятельно сформулировать тему.

Записывают тему в рабочем листе.

Совместно с учителем определяют цель и задачи урока.


Высказывают предположения.


Отвечают.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, применяют ранее приобретенные знания.


Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу.


Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению.













Познавательные: строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

Основной этап.

Открытие нового знания.



- Обратитесь за новой информацией на с. 191 и определите, какие существуют способы изображения рельефа на топографических картах и запишите в рабочий лист.

- Итак, какие существуют способы? (горизонтали, горизонтали с послойной окраской, отмывка, схематичные линии)

- Каким из этих способов изображен рельеф на ваших планах? (горизонтали)

- - Горизонтали – это линии, соединяющие точки с одинаковой высотой (Слайд 7)

- Какими могут быть формы рельефа? (горы, равнины)

(Слайд 8)

- Могут быть выпуклые – холмы и горы и вогнутые - впадины.

- У вас на столах лежат планы. Определите, где план впадины, а где план холма?

- Как вы определили, что помогает определить? (бергштрихи).

- Что они показывают? (направление склона) (Слайд 9)

- Склоны могут быть пологими и крутыми. (Слайд 10)

- А как на плане с помощью горизонталей можно определить, какой склон пологий, а какой крутой? (чем ближе горизонтали, тем круче склон)

Физминутка

Разминка для глаз (хорошо ли вы знаете наш кабинет)

Теперь встали из-за стола и разомнемся

Одолела вас дремота,

(Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

(Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

(Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться — три, четыре

(Наклоны туловища.)

И на месте поскакать.

(Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.


- Молодцы, все внимательны. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.

- А одинаковы ли склоны у холмов, гор и впадин? (нет)

- Склоны могут иметь сложную форму. И тогда, проводя измерения, можно получить разные величины относительной высоты. А как показать высоту?

- Чтобы знать точный ответ, послушайте выступление своего одноклассника

Организует работу в парах.

Работа в паре.

- Возьмите топографические карты села Вожгора и его окрестностей

В паре с соседом по парте проведите исследование окрестностей села Вожгора, определите абсолютную высоту предложенных объектов, результаты записывайте в рабочий лист. (Слайд 11)

- Оцените свою работу в листах самооценки

(см. Приложение 6)


- Молодцы. Люди какой профессии смогли измерить и нанести на карты глубины впадин, уровни морей, рек в озер, высоту холмов и гор? (топографы)

- Итак, вернемся к заданию, которое вызвало проблему в начале урока. Зная теперь, как обозначается рельеф, вы можете ответить на вопрос, какой участок подходит для катания с горки, а какой для игры в хоккей? (да)

- Давайте построим алгоритм, по которому вы будете исследовать участки. (Слайд 12)

Если затрудняются, учитель задает наводящие вопросы.

Работают с учебником, заполняя рабочие листы.

Участвуют в обсуждении содержания материала.


Отвечают.








Формулируют собственные мысли, высказывают их.



Выполняют движения за учителем

















Высказывают предположения.

Выполняют задание в паре, обсуждают с соседом, записывают результаты.

Проверяют, оценивают свою работу.

Отвечают.

Проводят коллективное построение алгоритма, программы действия для достижения цели.

Познавательные:

смысловое чтение и извлечение необходимой информации; преобразовывают информацию из одной формы в другую,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Регулятивные: слушают в соответствии с целевой установкой;

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения.










Реализация построенного проекта

Цель: применение новых знаний.


Организует работу в группе.

- Приступайте к исследованию и выбору подходящего участка и представьте результаты своих исследований.

(Слайд 13 с планом 1 группы, затем Слайд 14 с планом 2 группы)

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся.

- Итак, я вижу, что группы готовы. Пожалуйста, представьте результаты своих исследований.



- Оцените свою деятельность в группе, поставьте отметки в рабочий лист.

Проводят исследование, применяя новые знания, делают выводы.

Один учащийся от группы представляет результаты, объясняя выбор.

Оценивают свою деятельность.

Регулятивные: планируют сотрудничество с одноклассниками, действуют по плану; осуществляют рефлексию.

Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: закрепление учащимися нового способа действия

Направление действий учащихся, контроль.

- С исследованием справились, а нужно закрепить?

Фронтальная работа.

- Я вам буду показывать планы, а вы определяете, впадина или холм, абсолютную высоту (глубину) и объясняете, почему вы сделали такой вывод. (Слайд 15-16)

3

4 5

Формулируют ответ, применяя полученные знания при решении типовых задач, закрепляют, проговаривая во внешней речи выбор.




Личностные: осваивают новые виды деятельности, закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся знания и умения.

Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Индивидуальная работа.

- А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задания.

Возьмите карточки с индивидуальным заданием


- А сейчас проверьте себя (Слайд 17 с ответами)

- Кто справился с заданием? Какие были трудности?

- Оцените себя.

Выполняют индивидуально задания, применяя новые знания и способы действия, осуществляют самопроверку по эталону, выявляют причины ошибок, оценивают себя.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания.

Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание)

Цель: самооценка учащимися результатов учебной деятельности.

- В начале урока вы называли качества, которыми должен обладать исследователь. Как вы считаете, вы были сегодня исследователями, обладающими этими качествами?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их? Все ли нам удалось?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- Что значит выражение «читать карту»?

- Что нужно знать, чтобы читать карту, как книгу?

- Выскажите мысли об уроке, дополнив предложения (Слайд 18)

Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения.

Высказывают свои мысли, рассуждают, оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, по поводу своих эмоций, настроения.

Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей.

Личностные: адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание.


- Откройте дневники и выберите себе домашнее задание. (Слайд 19) На выбор: § 45, ответить на вопросы,

придумать ребусы, кроссворды по теме, придумать вопросы и задания для одноклассников по данной теме.

- Спасибо, урок окончен, до свидания!

Выбирают задание, которое им подходит, записывают его.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.


Приложение 1.

(Планы и задания для каждой группы распечатаны на листах формата А-4)

Задание для группы №1.

Вам нужно выбрать место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на картах цифрами 1, 2, 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования приведите два доказательства.

Задание для группы №2.

Школьники выбирают место под строительство катка для игры в хоккей. Оцените, какой из участков, обозначенных на картах цифрами 1, 2, 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования приведите два доказательства.

Приложение 2.

Рабочий лист.

Фамилия, имя учащегося__________________________________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________________________________________


1.Внимательно изучи текст на стр. 64 и выпиши, какие существуют способы изображения рельефа на топографических планах и картах.

«Способы изображения рельефа на топографических планах и картах»

1.______________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________


2. Запиши ответы на вопросы:

А) Что такое горизонтали?_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________


Б) Что такое бергштрихи?________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________


Исследование в паре (определение абсолютной высоты):

1._______________

2._______________

3._______________

Исследование участка в группе (выбор участка): _________________________________________________________

Индивидуальная работа:

1.________________

2.________________

3.________________

4.________________


Отметка за урок: ______________

Приложение 3.

Абсолютная высота (выступление учащегося).

Мы уже знаем, что превышение одной точки земной поверхности над другой называется относительной высотой. Но холмы и горы имеют сложную форму, и относительные высоты будут разные. Поэтому при составлении карт необходимо иметь один определенный уровень, от которого будут отсчитываться все высоты. За такой уровень принимают уровень поверхности океана.

Абсолютная высота (от лат. «absolutus» - полный, независимый) - это расстояние по вертикали от какой – либо точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана. Абсолютная высота точек, находящихся выше уровня океана, считается положительной, а ниже уровня океана – отрицательной (см. Энциклопедический словарь географических терминов)

В России абсолютные высоты отсчитывают от среднего уровня Балтийского моря. На острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря в городе-порте Кронштадт на устое Синего моста через Обводной канал установлен футшток (кронштадтский) – водомерная металлическая рейка с делениями, по которой определяют уровень Балтийского моря. Этот футшток вы можете увидеть на фотографии в учебнике на стр. 63 рис. 33. Футшточная служба на о. Котлин была организована Петром I в 1707 году. На нулевую отметку кронштадтского футштока в России равняются все географические карты и космические орбиты. Для обозначения высоты на планах и картах используют специальный условный знак, а рядом подписывают абсолютную высоту в метрах. Вы можете увидеть обозначение на стр. 63 рис. 34.

Приложение 4.

Задание по топографической карте (в паре):

1. Определите абсолютную высоту горы Иванова.

2. Найдите самую высокую гору и определите ее абсолютную высоту.

3. Определите абсолютную высоту поверхности озера Боровое.

Приложение 5.

Лист самооценки.

Вид деятельности

Отметка

1.Исследование в паре (по топографической карте)


2.Исследование участка в группе (выбор участка)


3.Индивидуальное задание


Критерии оценивания.

«5» - за 4 правильных ответа

«4» - за 3 правильных ответа

«3» - за 2 правильных ответа

Приложение 6.

Индивидуальное задание.

Задание №1. Определите, какой участок подходит для катания с горки.

Задание №2 – Какой склон пологий, а какой крутой?

Задание №3 – Определите, где холм, а где впадина?

Задание №4 – Определите их абсолютную высоту (глубину)?

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!