Мотивационный. Цель: включение учащихся в учебную деятельность. | Создает эмоциональный настрой на работу. Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке, хочется, чтобы наш урок прошел динамично, мы с вами продуктивно поработали и открыли для себя новые знания. Сейчас мы попросим выйти из кабинета лень, страх, рассеянность, а позовем на помощь: внимание, старание, сообразительность и конечно смелость. · Группа поддержки у нас есть, мы к уроку готовы. Начинаем наш урок! Сегодня мы с вами продолжим изучение темы Географическая карта, будем изучать неизвестное. Географическая карта продолжит раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет? - Тогда давайте вместе попробуем его открыть. Но сначала послушаем ребят, которые на прошлом уроке не успели рассказать вам свои сообщения по теме Вулканы и гейзеры – Савелий и Тимур. Спасибо. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Демонстрируют готовность к работе. Высказывают мысли. Слушают сообщения, задают вопросы | Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи. Цель: определить, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений учащихся. Целеполагание. Разработка проекта выхода из затруднения. | - Обратите внимание на экран. Что изображено? (Иванова гора, село Вожгора) (Слайды 1-4) - Как называются горы, равнины и все неровности земной поверхности? (рельеф) - Как вы думаете, что мы будем исследовать? Создает проблемную ситуацию и мотивирует учащихся. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе. Работа в группе. - Сейчас зима. Какие развлечения зимой на улице самые лучшие? (снежки, катание с горки на санках и т.п.). - У вас на столах лежат планы местности (см.Приложение 1) - Попробуйте исследовать участки под номерами 1,2,3 и определить, какой участок подходит для катания с горки - первой группе? А второй группе - для игры в хоккей? Обсудите в группе. - Можете вы определить подходящие участки? - А что надо уметь для определения подходящего участка? - Давайте сформулируем проблему нашего исследования: Как на плане и карте изобразить рельеф, показать все неровности земной поверхности? (Слайд 5) - Какова тема нашего урока? («Изображение рельефа на топографических планах и картах») (Слайд 6) - Запишем тему в рабочие листы. (см. Приложение 2) - Сформулируйте цель нашего урока? (учитель помогает сформулировать, записывает на доске) (Выяснить, как на плане и карте изображают рельеф, научиться читать рельеф по карте и плану, определять по плану и карте особенности местности.) - Итак, как же изображают рельеф на топографических планах и картах? Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. - Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания) Где вы будете добывать эти знания? (учебник) - Какую информацию вы будете искать в тексте? (как изображается рельеф на топографических планах) | Отвечают на вопросы, строят высказывания. Работают в группах с заданиями, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с одноклассниками Выдвигают гипотезы. Фиксируют затруднение. Формулируют проблему. Пытаются самостоятельно сформулировать тему. Записывают тему в рабочем листе. Совместно с учителем определяют цель и задачи урока. Высказывают предположения. Отвечают. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, применяют ранее приобретенные знания. Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Познавательные: строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Основной этап. Открытие нового знания. | - Обратитесь за новой информацией на с. 191 и определите, какие существуют способы изображения рельефа на топографических картах и запишите в рабочий лист. - Итак, какие существуют способы? (горизонтали, горизонтали с послойной окраской, отмывка, схематичные линии) - Каким из этих способов изображен рельеф на ваших планах? (горизонтали) - - Горизонтали – это линии, соединяющие точки с одинаковой высотой (Слайд 7) - Какими могут быть формы рельефа? (горы, равнины) (Слайд 8) - Могут быть выпуклые – холмы и горы и вогнутые - впадины. - У вас на столах лежат планы. Определите, где план впадины, а где план холма? - Как вы определили, что помогает определить? (бергштрихи). - Что они показывают? (направление склона) (Слайд 9) - Склоны могут быть пологими и крутыми. (Слайд 10) - А как на плане с помощью горизонталей можно определить, какой склон пологий, а какой крутой? (чем ближе горизонтали, тем круче склон) Физминутка Разминка для глаз (хорошо ли вы знаете наш кабинет) Теперь встали из-за стола и разомнемся Одолела вас дремота, (Зеваем.) Шевельнуться неохота? Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, (Руки вверх, потянулись.) Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. (Руки в стороны.) Раз, два, три, четыре. Наклониться — три, четыре (Наклоны туловища.) И на месте поскакать. (Прыжки на месте.) На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. - Молодцы, все внимательны. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе. - А одинаковы ли склоны у холмов, гор и впадин? (нет) - Склоны могут иметь сложную форму. И тогда, проводя измерения, можно получить разные величины относительной высоты. А как показать высоту? - Чтобы знать точный ответ, послушайте выступление своего одноклассника Организует работу в парах. Работа в паре. - Возьмите топографические карты села Вожгора и его окрестностей В паре с соседом по парте проведите исследование окрестностей села Вожгора, определите абсолютную высоту предложенных объектов, результаты записывайте в рабочий лист. (Слайд 11) - Оцените свою работу в листах самооценки (см. Приложение 6) - Молодцы. Люди какой профессии смогли измерить и нанести на карты глубины впадин, уровни морей, рек в озер, высоту холмов и гор? (топографы) - Итак, вернемся к заданию, которое вызвало проблему в начале урока. Зная теперь, как обозначается рельеф, вы можете ответить на вопрос, какой участок подходит для катания с горки, а какой для игры в хоккей? (да) - Давайте построим алгоритм, по которому вы будете исследовать участки. (Слайд 12) Если затрудняются, учитель задает наводящие вопросы. | Работают с учебником, заполняя рабочие листы. Участвуют в обсуждении содержания материала. Отвечают. Формулируют собственные мысли, высказывают их. Выполняют движения за учителем Высказывают предположения. Выполняют задание в паре, обсуждают с соседом, записывают результаты. Проверяют, оценивают свою работу. Отвечают. Проводят коллективное построение алгоритма, программы действия для достижения цели. | Познавательные: смысловое чтение и извлечение необходимой информации; преобразовывают информацию из одной формы в другую, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Регулятивные: слушают в соответствии с целевой установкой; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения. |
Реализация построенного проекта Цель: применение новых знаний. | Организует работу в группе. - Приступайте к исследованию и выбору подходящего участка и представьте результаты своих исследований. (Слайд 13 с планом 1 группы, затем Слайд 14 с планом 2 группы) Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. - Итак, я вижу, что группы готовы. Пожалуйста, представьте результаты своих исследований. - Оцените свою деятельность в группе, поставьте отметки в рабочий лист. | Проводят исследование, применяя новые знания, делают выводы. Один учащийся от группы представляет результаты, объясняя выбор. Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: планируют сотрудничество с одноклассниками, действуют по плану; осуществляют рефлексию. Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление учащимися нового способа действия | Направление действий учащихся, контроль. - С исследованием справились, а нужно закрепить? Фронтальная работа. - Я вам буду показывать планы, а вы определяете, впадина или холм, абсолютную высоту (глубину) и объясняете, почему вы сделали такой вывод. (Слайд 15-16) 3 4 5 | Формулируют ответ, применяя полученные знания при решении типовых задач, закрепляют, проговаривая во внешней речи выбор. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся знания и умения. Регулятивные: контролируют учебные действия, устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Индивидуальная работа. - А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задания. Возьмите карточки с индивидуальным заданием - А сейчас проверьте себя (Слайд 17 с ответами) - Кто справился с заданием? Какие были трудности? - Оцените себя. | Выполняют индивидуально задания, применяя новые знания и способы действия, осуществляют самопроверку по эталону, выявляют причины ошибок, оценивают себя. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: самостоятельно применяют новые знания. |
Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание) Цель: самооценка учащимися результатов учебной деятельности. | - В начале урока вы называли качества, которыми должен обладать исследователь. Как вы считаете, вы были сегодня исследователями, обладающими этими качествами? - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли мы их? Все ли нам удалось? - Какие затруднения испытали? - Что помогло нам их преодолеть? - Где могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке? - Что значит выражение «читать карту»? - Что нужно знать, чтобы читать карту, как книгу? - Выскажите мысли об уроке, дополнив предложения (Слайд 18) | Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения. Высказывают свои мысли, рассуждают, оценивают работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, по поводу своих эмоций, настроения. Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей. Личностные: адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |