5 класс. Урок 12.
Тема: Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)
Цель урока:
Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование географических карт, ЭОР, ПК, умение ориентироваться в окружающем мире овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами.
Предметные: усвоение понятий «высота точки», «изогипсы», научиться читать план местности различных поверхностей Земли.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Оборудование:
Карточки с терминами: горизонталь, берг-штрихи, относительная высота, абсолютная высота; раздаточный топографический материал; уменьшенная копия (модель) нивелира; альбомные листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока
-
Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
-
Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.
На доске - тема урока:
Изображение неровностей рельефа на топографической карте
- Запишите дату и тему урока в тетрадь.
II. Изучение нового материала
- Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить? Учитель демонстрирует на интерактивной доске:
Есть у учеников две версии: 1) затопит; 2) не затопит.
-
Сколько в вашем классе мнений? (Два: 1. Затопит. 2. Не затопит.)
-
Почему Вы не можете дать точный ответ? (Не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке.)
- Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1 м с
прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середину
планки вбивают гвоздь и привязывают к нему отвес - тонкую,
но крепкую нить с небольшим грузом.
Учитель показывает уменьшенную модель нивелира и объясняет принцип его использования.
Чтобы измерить высоту склона, нивелировщик устанавливает нивелир у его подошвы, в данном случае у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена. В эту точку помощник нивелировщика вбивает кол. Поскольку высота нивелира 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелировщик переносит транспортир в место первого колышка и указывает помощнику, куда вбить второй колышек, и проводит измерение холма, таким образом, пока не достигнут домика. В данном случае, какая высота оказалась? (3 м.)
— Зальет ли домик во время весеннего половодья? (Нет.)
- Мы нашли высоту домика относительно реки, прочтите учебник
(Г.: с. 36;) и ответьте на вопрос - какую высоту мы нашли - относительную или абсолютную? Ответ поясните. (Относительная высота - превышение одной точки над другой.)
Учитель демонстрирует на интерактивной доске изображение другого холма с асимметричными склонами:
К доске вызываются два ученика: первый ученик вычисляет с помощью нивелира относительную высоту западного склона, а второй - восточного.
-
Итак, у западного склона относительная высота 5 м, а у восточного - 2,5 м. Так какая же все-таки высота этого холма? (Ученики высказывают различные мнения.)
-
Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты - абсолютной высоте. Прочитайте в учебниках.
Абсолютная высота - превышение точки над уровнем океана.
-
Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана.)
-
В чем возникает проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа.)
-
А вам и не надо этого делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (Коричневыми линиями и точками отметок высот.)
-
Взгляните на следующий рисунок:
159,3 м .
1
40 м
Восток
Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря. Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.
-
Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы.)
-
Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте.)
Учитель рисует на доске или вывешивает готовое изображение.
-
Какова абсолютная высота холма? (159,3 м.)
-
А какова абсолютная высота точки А? (Ученики затрудняются ответить.)
-
Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнить отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей - линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.
Учитель вывешивает на доске табличку с термином.
-
Горизонтали на топографических картах проводят через 1,5, 10, 25, 50 метров. Как же их строят?
-
Представьте, что вы ггошли на экскурсию и вам предложили разделиться на 4 группы: одна измеряет высоту северного склона, другая - южного, третья - восточного, четвертая - западного. Все группы вбивали колышки. Один ученик взял ведро с краской (или клубок с черной нитью) и пробежал от колышка до колышка по всей окружности холма. Затем второй ряд, третий и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидите на месте холма?
Обратите внимание на то, что одна линия соединяла колышки с высотой 1 м, т. е. на всей линии высота 1 м, у второй линии высота 2 м и т. д. Про такие горизонтали говорят, что они проведены сечением в 1 м. Подпишите высоту горизонталей
- Если бы сечение было 5 м, как бы вы подписали горизонтали?
(5, 10, 15,20,25.)
-
Какой склон круче на холме? (Западный.)
-
Сделайте вывод о связи расстояний между горизонталями и крутизной склона. {Чем чаще расположены горизонтали, тем круче склон; чем расстояние между горизонталями больше, тем склон более пологий.)
Учитель вывешивает на доске две таблицы с изображением холма и ямы и просит определить, где яма, а где холм.
Ученики затрудняются.
-
Чем отличаются эти рисунки? {На первом черточки на горизонталях направлены наружу, а во втором внутрь.)
-
Эти черточки называют берг-штрихами. Это короткие линии, показывающие направление склона. Так в каком случае изображен холм? (В первом.)
III. Закрепление
Практическая работа.
- Какая форма рельефа изображена? (Холм.)
-
Какова абсолютная высота этого объекта? (49 м.)
-
Через сколько метров проведены горизонтали? (10 м.)
-
Определите относительную высоту объекта (49-30=39 м.)
-
Какой склон объекта крутой? {Северо-западный.)
-
Какая форма рельефа изображена на рисунке? (Впадина.)
-
Какова абсолютная высота объекта? (37 м.)
-
Определите относительную глубину объекта. (55-37=18 м.)
Домашнее задание
.Г.: § 10. Задание с.37 1-5 письменно, определения наизусть
Подведение итогов.
Рефлексия
4