СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование географических карт, ЭОР, ПК, умение ориентироваться в окружающем мире овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами.

Предметные: усвоение понятий  «высота точки», «изогипсы», научиться читать план местности различных поверхностей Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

 

Оборудование:

Карточки с терминами: горизонталь, берг-штрихи, относительная высота, абсолютная высота; раздаточный топографический материал; уменьшенная копия (модель) нивелира; альбомные листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)»

5 класс. Урок 12.

Тема: Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа № 6 «Определение по картам абсолютной и относительной высоты местности» (обучающая)

Цель урока:

Сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование географических карт, ЭОР, ПК, умение ориентироваться в окружающем мире овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с различными планами.

Предметные: усвоение понятий  «высота точки», «изогипсы», научиться читать план местности различных поверхностей Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о поверхности Земли при работе с планом местности, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.


Оборудование:

Карточки с терминами: горизонталь, берг-штрихи, относительная высота, абсолютная высота; раздаточный топографический материал; уменьшенная копия (модель) нивелира; альбомные листы с изображением холмов, ям с разной крутизной склонов.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка темы и целей урока

  • Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

  • Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

На доске - тема урока:

Изображение неровностей рельефа на топографической карте

- Запишите дату и тему урока в тетрадь.

II. Изучение нового материала

- Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вам предложили купить? Учитель демонстрирует на интерактивной доске:

Есть у учеников две версии: 1) затопит; 2) не затопит.

  • Сколько в вашем классе мнений? (Два: 1. Затопит. 2. Не затопит.)

  • Почему Вы не можете дать точный ответ? (Не знаем, на какой высоте находится домик по отношению к реке.)

  • Вам поможет нивелир.

- Нивелир представляет собой деревянный брусок длиной 1 м с
прикрепленной к его концу поперечной планкой. В середину
планки вбивают гвоздь и привязывают к нему отвес - тонкую,
но крепкую нить с небольшим грузом.

Учитель показывает уменьшенную модель нивелира и объясняет принцип его использования.

Чтобы измерить высоту склона, нивелировщик устанавливает нивелир у его подошвы, в данном случае у уреза воды, строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена. В эту точку помощник нивелировщика вбивает кол. Поскольку высота нивелира 1 м, вбитый колышек показывает превышение в 1 м над уровнем воды. Затем нивелировщик переносит транспортир в место первого колышка и указывает помощнику, куда вбить второй колышек, и проводит измерение холма, таким образом, пока не достигнут домика. В данном случае, какая высота оказалась? (3 м.)

— Зальет ли домик во время весеннего половодья? (Нет.)

- Мы нашли высоту домика относительно реки, прочтите учебник
(Г.: с. 36;) и ответьте на вопрос - какую высоту мы нашли - относительную или абсолютную? Ответ поясните. (Относительная высота - превышение одной точки над другой.)

Учитель демонстрирует на интерактивной доске изображение другого холма с асимметричными склонами:

К доске вызываются два ученика: первый ученик вычисляет с помощью нивелира относительную высоту западного склона, а второй - восточного.




  • Итак, у западного склона относительная высота 5 м, а у восточного - 2,5 м. Так какая же все-таки высота этого холма? (Ученики высказывают различные мнения.)

  • Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты - абсолютной высоте. Прочитайте в учебниках.

Абсолютная высота - превышение точки над уровнем океана.

  • Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана.)

  • В чем возникает проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа.)

  • А вам и не надо этого делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (Коричневыми линиями и точками отметок высот.)

  • Взгляните на следующий рисунок:

159,3 м .

1 40 м

Восток




  • Определите абсолютную высоту холма. (159,3 м.)

  • Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 - 127 32,3 м.)

  • Относительно восточной подошвы. (159,3 140 19,3 м.)

  • Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.

Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря. Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.

  • Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы.)

  • Как вы определяете абсолютную высоту? (По отметкам высот на карте.)

Учитель рисует на доске или вывешивает готовое изображение.




  • Какова абсолютная высота холма? (159,3 м.)

  • А какова абсолютная высота точки А? (Ученики затрудняются ответить.)

  • Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнить отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей - линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой.

Учитель вывешивает на доске табличку с термином.

  • Горизонтали на топографических картах проводят через 1,5, 10, 25, 50 метров. Как же их строят?

  • Представьте, что вы ггошли на экскурсию и вам предложили разделиться на 4 группы: одна измеряет высоту северного склона, другая - южного, третья - восточного, четвертая - западного. Все группы вбивали колышки. Один ученик взял ведро с краской (или клубок с черной нитью) и пробежал от колышка до колышка по всей окружности холма. Затем второй ряд, третий и т. д. Затем вы поднялись на воздушном шаре, что вы увидите на месте холма?

Обратите внимание на то, что одна линия соединяла колышки с высотой 1 м, т. е. на всей линии высота 1 м, у второй линии высота 2 м и т. д. Про такие горизонтали говорят, что они проведены сечением в 1 м. Подпишите высоту горизонталей





- Если бы сечение было 5 м, как бы вы подписали горизонтали?

(5, 10, 15,20,25.)

  • Какой склон круче на холме? (Западный.)

  • Сделайте вывод о связи расстояний между горизонталями и крутизной склона. {Чем чаще расположены горизонтали, тем круче склон; чем расстояние между горизонталями больше, тем склон более пологий.)

Учитель вывешивает на доске две таблицы с изображением холма и ямы и просит определить, где яма, а где холм.

Ученики затрудняются.

  • Чем отличаются эти рисунки? {На первом черточки на горизонталях направлены наружу, а во втором внутрь.)

  • Эти черточки называют берг-штрихами. Это короткие линии, показывающие направление склона. Так в каком случае изображен холм? (В первом.)

III. Закрепление

Практическая работа.

- Какая форма рельефа изображена? (Холм.)

  • Какова абсолютная высота этого объекта? (49 м.)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (10 м.)

  • Определите относительную высоту объекта (49-30=39 м.)

  • Какой склон объекта крутой? {Северо-западный.)


  • Какая форма рельефа изображена на рисунке? (Впадина.)

  • Какова абсолютная высота объекта? (37 м.)

  • Определите относительную глубину объекта. (55-37=18 м.)

  • Через сколько метров проведены горизонтали? (5 м.)

  • Какой склон объекта пологий? (Юго-восточный.)

Домашнее задание

.Г.: § 10. Задание с.37 1-5 письменно, определения наизусть

Подведение итогов.

Рефлексия



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя