СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изображение предметного мира – натюрморт"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс ФГОС. Цель урока 

  • Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки, грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость

Просмотр содержимого документа
«"Изображение предметного мира – натюрморт"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 станицы Ильинской

муниципального образования Новопокровский район







Открытый урок

Изобразительного искусства



«Изображение предметного мира – натюрморт»



6класс








Учитель ИЗО: Осипова И. Н.




2016г


Урок изобразительного искусства в 6 классе.

Тема «Изображение предметного мира – натюрморт»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с основами композиции, сформировать навыки, грамотного размещения композиции на плоскости, развить творческое воображение и эстетическую восприимчивость

  • расширить знания учащихся о жанре натюрморта;

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;

  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;

  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;

  • развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование: Изобразительный ряд: репродукции картин натюрмортов (презентация), образец педагогического рисунка "ваза с цветами", схема последовательности рисования натюрморта. Проектор для показа слайдов (ИКТ)

Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

Основные понятия:

  • Натюрморт

  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;

  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;

  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;

  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Объяснение нового материала – 10 мин.

  • Сообщение темы урока.

  • Беседа.

  1. Практическая работа – 24 мин.

  • Постановка художественной задачи.

  • Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов – 5 мин.

  • Экспресс – выставка.

  • Анализ работ.

  • Карточка достижений















Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и закончите его, при этом обратите внимание на экран: (на экране одна за другой появляются картины с изображением натюрмортов, звучит спокойная музыка)- слайд №1

Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,

Стоит множество посуды, и стеклянной, и другой,

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой,

А ещё и так бывает: нарисована там дичь,

В завершение положим спелых персиков и слив,

А ещё на той картине нарисован, может,  торт,

И поэтому картину назовём мы …?  (натюрморт)


На экране слово натюрморт


Ребята,как вы думаете,что изображается на натюрмотрах?

(фрукты,овощи,цветы,посуда и.т. д.) Могут быть предметы живой природы-рыба на столе, цветы в букете животные, птицы.,

Как это можно назвать?

НАТЮРМО РТ .

Правильно.

Итак тема нашего урока: «Изображение предметного мира – натюрморт

(Экран)

Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?

«Натюрморт» происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа» -  это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению предметов обихода, снеди(овощей, мяса и т.д.),цветов и прочего

Сегодня на уроке мы познакомимся с изображением художников окружающей жизни во все времена.

Слайд № 2. Эпиграф урока. “Цель творчества - самоотдача, 

А не шумиха, не успех. 

Позорно, ничего не знача, 

Быть притчей на устах у всех”.

Борис Леонидович Пастернак

Слайд № 3.

Учитель. Тема урока «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.

Слайд № 4. (Натюрморт -…) Приложение 1

Ученик. Рассказывает «Что такое натюрморт?», рассказ сопровождает показом презентации подготовленной дома.

Слайд № 5. (Задание)

Творческое задание «Собери фразу».

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Слайд № 6 – 16

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Слайд № 17. (Голландский натюрморт)

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Слайд № 18. (Натюрморт Ван Гога) выступление ученика

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Слайд № 19. (Натюрморт А. Матисса) выступление ученика

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Слайд № 20. (Натюрморт Пикассо) выступление ученика

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Слайд № 21 -24. (Векторный, трехмерный, фотонатюрморт)

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Термин «Стиль». Поиск информации по Интернету. 2-3 ученика за компьютерами выполняют задание.

Задание на поиск информации. Понятие «Стиль».

Слайд № 25. (Стили натюрморта)

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Слайд № 26 (Задание)

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Слайд № 27. (Натюрморты)

Работа на интерактивной доске.

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ответы учащихся.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ответ ученика. Размешаем предметы на доске.

Творческое задание «Составь натюрморт»..

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Слайд № 28. (Цвет)

Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Слайд № 29. (Колорит)

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд № 30. (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Важную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь и мы туда в нее будем смотреть. Еще одна особенность это светотень.

Слайд № 31-32

Практическая работа:

У вас на столах стоят различные предметы обихода. Мы попробуем составить натюрморт, примеряя требования к нему;


А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта.


Из предлагаемых предметов составить натюрморт по темам:


  1. «Праздник»

  2. «Натюрморт столяра»

  3. «Игрушки в уголке»

  4. «Вещи в ванне»

  5. «Кухонная утварь»


Каждая группа зарисовывает свой натюрморт в карандаше.


Сегодня на уроке мы говорили об одном из жанров ИЗО, о каком?


  1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно ставить по правилам, чтобы его составить, необходимо в него погрузиться).

  2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства - натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус…)

  3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов.

Слайд № 33

Выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.

Учитель. Давайте посмотрим на нашу выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.

Слайд № 34. (Кроссворд)

Задание на дом

Кроссворд «Натюрморт». Подобрать определения для слов.





Н












А












Т












Ю












Р












М












О












Р












Т








Учитель. Спасибо. Урок окончен.