СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительная деятельность. 1 класс. 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 

Просмотр содержимого документа
«Изобразительная деятельность. 1 класс. 2 вариант»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа (99 для 1-х классов), 3 часа в неделю, 34 (для 1-х классов 33) учебные недели, «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» коррекционно - развивающие занятия варианта 2, примерной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках изобразительной дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п


Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Личностные

Коррекционные задачи

Базовые учебные действия

(академические, социально-значимые)

  1. Давайте познакомимся.

1




  1. Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя;

  2. Портрет друга (из рваной бумаги)

  3. Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина);


3

1 группа:

- определяет свои внешние данные,

- определяет свою половую принадлежность,

- проявляет собственные чувства

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь

1 группа

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке

2 группа

-фиксирует взгляд на предмете


1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

  1. Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями.

2

  1. «Наша школа» экскурсия по школе;

  2. «Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги;

  3. «Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях;

  4. «Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке;

  5. «Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина);

  6. «Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги;

  7. «Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек.

7

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)

  1. Я и моё тело.

3

  1. «Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок);

  2. «Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов);

  3. «Девочка» раскрашивание готового контура;

  4. «Мальчик» раскрашивание готового контура;

  5. Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке).

5

1 группа:

- понимает язык эмоций,

- понимает эмоциональные состояния других людей

- выполнятьпростые инструкции учителя,

- берёт требуемые материалы, выполняет с ними действия,

- использует элементарные формы речевого этикета,

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами, не мусорит в классе,

- принимает участие в коллективных играх, принимает и оказывает помощь;

2 группа

- проявляет собственные чувства,

- определяет состояние своего здоровья

.

1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;



1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- ориентироваться в пространстве класса,

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения,

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке


  1. Явления природы.

4

  1. «Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку);

  2. «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок;

  3. «Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина;

  4. «Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками;

  5. «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика);

  6. «Лужи» рисование пятнами по мокрому листу.

6

1 группа

-проявляет уважение к людям старшего возраста,

- проявляет собственные чувства,

- умеет кооперироваться и сотрудничать,

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.),

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов,

- стремится помогать окружающим,

- не мусорит в классе.

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста,

- избегает конфликтных ситуаций

1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;




1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

  1. Растительный мир.

5

  1. «Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»;

  2. «Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры;

  3. «Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью.

3

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

2 группа

- брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его;


.


1 группа

- использует по назначению учебные материалы: бумагу,

- природные материалы, кисточки и краски,

- фиксирует взгляд на лице педагога,

- фиксирует взгляд на изображении,

- фиксирует взгляд на экран выполняет действия не монитора,

- передвигается по школе, находит свой класс,

- подражает действиям, выполняемым педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- выполняет действие «рука в руке»

  1. Фрукты и ягоды.

6

  1. «Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики;

  2. «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони;

  3. «Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью;

  4. «Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»;

  5. «Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур;

  6. «Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью;

  7. «Разноцветные шары», собираем картинку, раскрашиваем по готовым контурам;

  8. «Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки;

  9. «В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров;

  10. «Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева;

10

1 группа

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш.

2 группа

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя

1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

  1. Игрушки.

7

  1. «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист;

  2. «Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе;

  3. «Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку;

  4. «Мячики» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист;

  5. «Кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист.

  6. «Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками);

  7. «Спрячь зайку!» рисование при помощи губки;

  8. «Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями;

  9. «Бусы для куклы» рисование сухой кистью;

  10. «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу.

10

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки карандаш и штриховать в контуре;

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;

- брать карандаш в руку и сжимать его с помощью учителя.

1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин;

- берет в руки альбомный лист и кладет его перед собой;

- наносит штрихи в разных напрвлениях.

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);

-берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью.

  1. Домашние животные.

8

  1. «Кошка» (выложи кошку по контуру);

  2. «Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги);

  3. «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки);

  4. «Покормим курочку» работаем с пластилином;

  5. «Гусеница» рисование при помощи штампа;

  6. «Утята» аппликация из бумаги;

  7. «Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек.

7

1 группа

- определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- ориентироваться в пространстве класса,

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения,

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

2 группа

- фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке

9. Явления природы.

9

  1. «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге;

  2. «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке;

  3. «Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком;

  4. «Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком.

4

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

10. Посуда.

10

  1. «Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги;

  2. «Украсим тарелочку» аппликация из заготовок;

  3. «Вылепим тарелочку» работа с пластилином;

  4. «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином);

  5. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру;

  6. «Ложка» аппликация из бумаги.

6

1 группа

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;

1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

11. Одежда.

11

  1. «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

  2. «Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

  3. «Украшаем юбочку»;

  4. «Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку);

  5. «Зимняя одежда» рисунок;

  6. «Летняя одежда».

6

1 группа

- определяет состояние своего здоровья,

- определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя

12. Мебель.

12

  1. «Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку;

  2. «Стол» рисуем стол по шаблону;

  3. «Красивый стол» аппликация;

  4. «Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру;

  5. «Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности;

5

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- понимает язык эмоций,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.)

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь,

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;

1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой.

13. Овощи.

13

  1. «Огурец» лепим из пластилина;

  2. «Огуречная грядка» аппликация;

  3. «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами;

  4. «Помидор» лепим из пластилина;

  5. «Грядка с помидорами» аппликация;

  6. «Красный помидор» рисуем цветными карандашами;

  7. «Морковь» лепим из пластилина;

  8. «Грядка с морковью» аппликация;

  9. «Сочная морковка» рисуем цветными карандашами;

  10. «Лук» рисуем цветными карандашами;

  11. «Грядка с луком» аппликация;

  12. «Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок.

12

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

- фиксирует взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

14. Явления природы.

14

  1. «Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа;

  2. «Волны» рисуем по шаблонам;

  3. «Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу.

3

1 группа

- проявляет собственные чувства,

- умеет кооперироваться и сотрудничать,

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес,

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.),

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов,

- стремится помогать окружающим,

- не мусорит в классе.

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста,

- избегает конфликтных ситуаций

1 группа

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке,

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

2 группа

-фиксирует взгляд на предмете



1 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

- выполняет действие способом «рука в руке»,

- использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

2 группа

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,


15. Птицы.

15

  1. «Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером;

  2. «Цыплята» лепим из пластилина;

  3. «Попугай» раскрашиваем по шаблону.

3

1 группа:

- определяет свои внешние данные,

- определяет свою половую принадлежность,

- проявляет собственные чувства

2 группа:

- принимает предлагаемую помощь

- выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя


1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;


1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

2 группа

- фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке,

- ориентироваться в пространстве класса

16. Растительный мир.

16

  1. «Цветочек» лепим из пластилина;

  2. «Трава» лепим из пластилина;

  3. «Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.)

  4. «Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги;

  5. «Травка» рисуем карандашом или фломастером (с. 20);

  6. «Лужок» рисуем красками в нетр. технике;

  7. «Цветы» рисуем фломастером или карандашом;

  8. Подснежник» аппликация из заготовок;

  9. «Одуванчик» работа с пластилином;

  10. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок;

  11. «Тюльпаны» аппликация из бумаги;

  12. «Букет» работа с пластилином.

12

1 группа

определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность,

- понимает язык эмоций,

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность,

- связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,

- принимает и оказывает посильную помощь,

- выполняетпростые инструкции учителя,

- знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке,

- выполняет действия за учителем,

- кратковременно удерживает карандаш,

- по возможности следит за действиями учителя,

- выполняет элементарные действия, ориентируется в классе

2 группа

- проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства;

- осознает, что определённые его действия несут опасность для него

1 группа

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

2 группа

- фиксировать взгляд на предмете;

.

1 группа

- входить и выходить из учебного помещения со звонком,

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

2 группа

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,

- раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3

1 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).

3

1.2

Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.

7

1.3

Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.

5


Всего часов:

15

2 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по каждому разделу

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

6

1.2

Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.

3

1.3

Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.

6


Всего часов:

15

3 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

4

1.2

Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

10

1.3

Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

4


Всего часов:

18

4 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.

3

1.2

Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

4

1.3

Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

6

1.4

Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

5


Всего часов:

18

5 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

1

1.1

Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру.

5

1.2

Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

12


Всего часов:

18

6 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

3

1.2

Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

3

1.3

Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

12


Всего часов:

18


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:

- создавать предпосылки;

- будет иметь возможность;

- создать условия для формирования (чего либо);

- с помощью педагога выполняет действия;

- предоставить возможность;

- сформировать представление (о чем-либо);

- создать условия для формирования представления (о чем-либо).

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- карандашей;

- пластилина;

-дидактических игр.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!