ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа (99 для 1-х классов), 3 часа в неделю, 34 (для 1-х классов 33) учебные недели, «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» коррекционно - развивающие занятия варианта 2, примерной основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Развитие изобразительной деятельности.
2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.
3 Формирование и развитие графических навыков.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения |
Личностные | Коррекционные задачи | Базовые учебные действия (академические, социально-значимые) |
Давайте познакомимся. |
1 | Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя; Портрет друга (из рваной бумаги) Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина); | 3 | 1 группа: - определяет свои внешние данные, - определяет свою половую принадлежность, - проявляет собственные чувства 2 группа: - принимает предлагаемую помощь | 1 группа -различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке 2 группа -фиксирует взгляд на предмете | 1 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями. |
2 | «Наша школа» экскурсия по школе; «Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги; «Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях; «Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке; «Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина); «Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги; «Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек. | 7 | 1 группа - проявляет собственные чувства, - понимает язык эмоций, - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.) 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 1 группа - выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксирует взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
Я и моё тело. |
3 | «Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок); «Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов); «Девочка» раскрашивание готового контура; «Мальчик» раскрашивание готового контура; Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке). | 5 | 1 группа: - понимает язык эмоций, - понимает эмоциональные состояния других людей - выполнятьпростые инструкции учителя, - берёт требуемые материалы, выполняет с ними действия, - использует элементарные формы речевого этикета, - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами, не мусорит в классе, - принимает участие в коллективных играх, принимает и оказывает помощь; 2 группа - проявляет собственные чувства, - определяет состояние своего здоровья . | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - ориентироваться в пространстве класса, - адекватно использовать ритуалы школьного поведения, - фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - переключает взгляд с одного предмета на другой, - использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.) 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке |
Явления природы. |
4 | «Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку); «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок; «Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина; «Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками; «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика); «Лужи» рисование пятнами по мокрому листу. | 6 | 1 группа -проявляет уважение к людям старшего возраста, - проявляет собственные чувства, - умеет кооперироваться и сотрудничать, - принимает доброжелательные шутки в свой адрес, - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.), - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов, - стремится помогать окружающим, - не мусорит в классе. 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, - избегает конфликтных ситуаций | 1 группа - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве класса |
Растительный мир. |
5 | «Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»; «Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры; «Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью. | 3 | 1 группа определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.); - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); 2 группа - брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его; . | 1 группа - использует по назначению учебные материалы: бумагу, - природные материалы, кисточки и краски, - фиксирует взгляд на лице педагога, - фиксирует взгляд на изображении, - фиксирует взгляд на экран выполняет действия не монитора, - передвигается по школе, находит свой класс, - подражает действиям, выполняемым педагогом 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - выполняет действие «рука в руке» |
Фрукты и ягоды. |
6 | «Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики; «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони; «Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью; «Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»; «Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур; «Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью; «Разноцветные шары», собираем картинку, раскрашиваем по готовым контурам; «Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки; «В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров; «Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева; | 10 | 1 группа - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш. 2 группа - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Игрушки. |
7 | «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист; «Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе; «Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку; «Мячики» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист; «Кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист. «Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками); «Спрячь зайку!» рисование при помощи губки; «Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями; «Бусы для куклы» рисование сухой кистью; «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу. | 10 | 1 группа - проявляет собственные чувства, - понимает язык эмоций, - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.) 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки карандаш и штриховать в контуре; - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; - брать карандаш в руку и сжимать его с помощью учителя. | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин; - берет в руки альбомный лист и кладет его перед собой; - наносит штрихи в разных напрвлениях. 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя); -берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью. |
Домашние животные. |
8 | «Кошка» (выложи кошку по контуру); «Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги); «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки); «Покормим курочку» работаем с пластилином; «Гусеница» рисование при помощи штампа; «Утята» аппликация из бумаги; «Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек. | 7 | 1 группа - определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - ориентироваться в пространстве класса, - адекватно использовать ритуалы школьного поведения, - фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - переключает взгляд с одного предмета на другой, - использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.) 2 группа - фиксирует взгляд на звучащей и яркой игрушке |
9. Явления природы. |
9 | «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге; «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке; «Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком; «Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком. | 4 | 1 группа определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, | 1 группа - выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксирует взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве класса |
10. Посуда. |
10 | «Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги; «Украсим тарелочку» аппликация из заготовок; «Вылепим тарелочку» работа с пластилином; «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином); «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру; «Ложка» аппликация из бумаги. | 6 | 1 группа - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве класса |
11. Одежда. |
11 | «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы; «Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы; «Украшаем юбочку»; «Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку); «Зимняя одежда» рисунок; «Летняя одежда». | 6 | 1 группа - определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя |
12. Мебель. |
12 | «Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку; «Стол» рисуем стол по шаблону; «Красивый стол» аппликация; «Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру; «Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности; | 5 | 1 группа - проявляет собственные чувства, - понимает язык эмоций, - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, танцах, создании совместных рисунков и т. д.) 2 группа: - принимает предлагаемую помощь, - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 1 группа - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой. |
13. Овощи. |
13 | «Огурец» лепим из пластилина; «Огуречная грядка» аппликация; «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами; «Помидор» лепим из пластилина; «Грядка с помидорами» аппликация; «Красный помидор» рисуем цветными карандашами; «Морковь» лепим из пластилина; «Грядка с морковью» аппликация; «Сочная морковка» рисуем цветными карандашами; «Лук» рисуем цветными карандашами; «Грядка с луком» аппликация; «Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок. | 12 | 1 группа определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа - фиксирует взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве класса |
14. Явления природы. |
14 | «Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа; «Волны» рисуем по шаблонам; «Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу. | 3 | 1 группа - проявляет собственные чувства, - умеет кооперироваться и сотрудничать, - принимает доброжелательные шутки в свой адрес, - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно ролевых играх, рисунках в создании совместных панно, аппликаций и т. д.), - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления конфликтов, - стремится помогать окружающим, - не мусорит в классе. 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, - избегает конфликтных ситуаций | 1 группа -различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке, - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. 2 группа -фиксирует взгляд на предмете | 1 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; 2 группа - переключает взгляд с одного предмета на другой, - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, |
15. Птицы. |
15 | «Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером; «Цыплята» лепим из пластилина; «Попугай» раскрашиваем по шаблону. | 3 | 1 группа: - определяет свои внешние данные, - определяет свою половую принадлежность, - проявляет собственные чувства 2 группа: - принимает предлагаемую помощь - выполняет элементарные действия при помощи со стороны учителя | 1 группа - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом 2 группа - фиксирует взгляд на яркой и звучащей игрушке, - ориентироваться в пространстве класса |
16. Растительный мир. |
16 | «Цветочек» лепим из пластилина; «Трава» лепим из пластилина; «Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.) «Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги; «Травка» рисуем карандашом или фломастером (с. 20); «Лужок» рисуем красками в нетр. технике; «Цветы» рисуем фломастером или карандашом; Подснежник» аппликация из заготовок; «Одуванчик» работа с пластилином; «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок; «Тюльпаны» аппликация из бумаги; «Букет» работа с пластилином. | 12 | 1 группа определяет состояние своего здоровья, - определяет свою половую принадлежность, - понимает язык эмоций, - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне осознает ответственность, - связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, - принимает и оказывает посильную помощь, - выполняетпростые инструкции учителя, - знает и выбирает требуемые материалы, раскладывает в необходимом порядке, - выполняет действия за учителем, - кратковременно удерживает карандаш, - по возможности следит за действиями учителя, - выполняет элементарные действия, ориентируется в классе 2 группа - проявляет уважение к людям старшего возраста, проявляет собственные чувства; - осознает, что определённые его действия несут опасность для него | 1 группа - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; 2 группа - фиксировать взгляд на предмете; . | 1 группа - входить и выходить из учебного помещения со звонком, - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин 2 группа - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, - раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя) |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 102 часа, количество занятий в классе в неделю – 3
1 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1 | Развитие мелкой моторики |
1.1 | Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее). | 3 |
1.2 | Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их. | 7 |
1.3 | Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п. | 5 |
| Всего часов: | 15 |
2 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по каждому разделу |
1 | Развитие мелкой моторики |
1.1 | Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. | 6 |
1.2 | Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками. | 3 |
1.3 | Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации. | 6 |
| Всего часов: | 15 |
3 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. | 4 |
1.2 | Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации. | 10 |
1.3 | Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. | 4 |
| Всего часов: | 18 |
4 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина. | 3 |
1.2 | Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. | 4 |
1.3 | Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 6 |
1.4 | Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 5 |
| Всего часов: | 18 |
5 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами. | 1 |
1.1 | Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру. | 5 |
1.2 | Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. | 12 |
| Всего часов: | 18 |
6 модуль
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов |
1 | Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций |
1.1 | Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д. | 3 |
1.2 | Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию. | 3 |
1.3 | Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации. | 12 |
| Всего часов: | 18 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
-умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.