Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
· понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
· понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· представления о роли искусства в жизни человека;
· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
· положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
· основ эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· называть и различать основные виды изобразительного искусства;
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Мезень, Каргополь и др.);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно -прикладного искусства);
· применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;
· правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
· моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;
· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
· подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· продумывать план действий при работе в паре;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно выполнять художественно – творческую работу;
· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;
· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;
· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· различать многообразие форм предметного мира;
· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
· конструировать по свободному замыслу;
· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
· моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· высказывать собственное мнение о художественно - творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе;
· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование критериальной системы оценивания;
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 – балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Содержание учебного предмета
3 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» ( 13 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью - Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (6 ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (9 ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (6 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Мир изобразительного искусства | 13 |
2 | Мир народного искусства | 6 |
3 | Мир декоративного искусства | 9 |
4 | Мир архитектуры и дизайна | 7 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту | |
| Жанры изобразительного искусства | | 13 | | | |
1 | | Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. | 1 | | | |
2 | | Натюрморт. Компози-ция в натюрморте Учимся у мастеров. С. 10–15 | 1 | | | |
3 | | Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последова-тельность рисования куба. С. 16–23 | 1 | | | |
4 | | Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). С. 24–25 | 1 | | | |
5 | | Пейзаж как жанр. Компози-ция в пейзаже. Учимся у мастеров. С. 26–29 | 1 | | | |
6 | | Перспекти-ва. Перспективные построения. Воздушная перспекти-ва. С. 30–35 | 1 | | | |
7 | | Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). С. 36–37 | 1 | | | |
8 | | Портрет как жанр. Автопорт-рет. С. 38–45, 48–49 | 1 | | | |
9 | | Школа графики. Рисование портрета девочки(карандаш) С. 46–47 | 1 | | | |
10 | | Скульптур-ные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина). С. 50–53 | 1 | | | |
11 | | Портреты сказочных героев. Силуэт. С. 54–57 | 1 | | | |
12 | | Необычные портреты. Школа коллажа. С. 58–59 | 1 | | | |
13 | | Провероч-ный урок. Твои творческие достижения С. 60–61 | 1 | | | |
| Народное искусство | | 6 | | | |
14 | | Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. С.66–71 | 1 | | | |
15 | | Проект «Изобрази-тельное искусство». Богородс-кие игрушки. «Мишка – дергун». Школа народного искусства. С. 72–77 | 1 | | | |
16 | | Жостовские подносы. Школа народного искусства. С. 78–83 | 1 | | | |
17 | | Павлово-посадские платки. С. 84 - 85 | 1 | | | |
18 | | Скопинская керамика. Школа народного искусства. Лепка сосуда – рыбы. С. 86–89 | 1 | | | |
19 | | Провероч-ный урок.Твои творческие достижения С. 90–91 | 1 | | | |
| Декоративное искусство | | 9 | | | |
20 | | Декоративная композицияСтилизация С. 94–97 | 1 | | | |
21 | | Замкнутый орнамент. С. 98 - 99 | 1 | | | |
22 | | Декоратив-ный натюрморт. Коллаж «Игрушки». С. 100–101 | 1 | | | |
23 | | Декоратив-ный пейзаж. | 1 | | | |
24 | | Декоратив-ный портрет. Школа декора. С. 104–105 | 1 | | | |
25 | | Маски из папье -маше (картона). Школа декора. С. 106–107 | 1 | | | |
26 | | Проект «Народное и декора-тивное искусство». Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. С. 108–109 | 1 | | | |
27 | | Празднич-ный декор. Писанки. С. 110–111 | 1 | | | |
28 | | Проверочный урок. Твои творческие достижения С. 112–113 | 1 | | | |
| Мир дизайна и архитектуры | | 7 | | | |
29 | | Мир дизай-на и архи-тектуры.Форма яйца. С. 118–121 | 1 | | | |
30 | | Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоратив-ная свеча. С. 122–123 | 1 | | | |
31 | | Форма спирали. Архитекту-ра и дизайн. С. 124–127 | 1 | | | |
32 | | Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек. С. 128–129 | 1 | | | |
33-34 | | Форма волны. Архитекту-ра и дизайн. Школа дизайна. Изготовле-ние декора- тивного панно. Коробочка для печенья. С. 130–133, 135 | 2 | | | |
35 | | Провероч-ный урок. Твои творческие достижения С. 136–137 | 1 | | | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования по изобразительному искусству на 2019-2020 г.
Учитель Низамова Л.Н. класс 3Г
№ | Название раздела. Тема урока. (раздел и тема, которую корректирую) | Кол-во часов | Коррективы (Указание скорректированной темы вместе с проводимой темой в соответствии с журналом) | Дата проведения (дата записи в журнале того урока, с которым объединяю) |
По плану | По факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
10