МБОУ Кировская СОШ № 5
Тема урока: «Городской дизайн»,
7 класс.
Учитель ИЗО : Рубан М.П.
2016 г
Разработка открытого урока
по изобразительному искусству в 7 классе
Тема: Городской дизайн
Цель урока: Ознакомиться с разнообразием декоративного оформления города, ролью художника-дизайнера в оформлении городской среды. Развивать художественно-творческие способности учащихся, фантазию. Овладевать умениями и навыками художественной деятельности. Формировать художественную культуру учащихся. Воспитывать художественно-эстетический вкус, ответственность за результаты своей деятельности
Тип урока: Комбинированный, творческая мастерская
Планируемые результаты: ознакомиться с оформлением улиц города,
создать макеты витрин разных магазинов.
Материалы и приспособления
для учителя: презентация «Витрины магазинов», образцы макетов
витрин,
для учащихся: коробки от конфет, картон, цветная бумага,
кусочки ткани, бумага для рисования, пластилин, цветные
карандаши, клей ПВА, ножницы, нитки с иглой.
Ход урока.
І. Организационная часть урока.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Чем больше город, тем он краше!
В нем много памятников, башен,
Красивых улочек старинных
Домов высоких, домов длинных,
Церквей с золотыми куполами...
Не верите? Смотрите сами!
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
ІV. Изучение учебного материала.
1. Рассказ учителя о городах (своеобразие оформления, элементы дизайна, виды архитектуры, малая архитектура: мосты, фонтаны, фонари, лавочки, лестницы, и т.д.).
Малые архитектурные формы — это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоятельными функциями, дополняющие архитектуру городских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства.
К числу малых архитектурных форм традиционно относятся ограды, балюстрады, подпорные стенки и лестницы, фонтаны, бассейны, фонари, скамьи, урны, цветочные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки и другие элементы среды.
Балюстра́да — перила из фигурных столбиков.
Пе́ргола — навес из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца.
Во всех случаях малая архитектурная форма должна тесно увязываться с улицей или площадью, с парком или сквером, с набережной. Все малые архитектурные формы должны составлять единое художественное целое и быть увязанными друг с другом.
Материал для изготовления малых архитектурных форм может быть самым разнообразным: дерево, металл, бетон, камень, кирпич, металл, пластик и другие строительные материалы.
2. Просмотр фотографий – образцов дизайна городов.
3. Беседа с учащимися о роли художников-оформителей в оформлении городов.
В наши дни необычайно возросла роль и ответственность художника в формировании предметно-пространственного окружения человека. Чем больше разрастаются города, чем стандартнее становится их застройка, тем сильнее искусственное окружение воздействует на человека. И его самочувствие во многом будет зависеть от того, каков будет эстетический облик городской среды, и это будет зависеть от работы не только архитектора, но и художника-оформителя.
Современный город общается с человеком языком всевозможных вывесок и плакатов, транспарантов и панно, рекламных афиш и витрин, дорожных указателей и других информационных знаков. И задача художника-оформителя определить - каким будет это общение. Будет ли оно деловым, строгим или торжественно-праздничным, кратким или многословным; ярким, впечатляющим или, наоборот, обыденным, тихим.
Реклама постоянно и повсюду окружает городского жителя в его повседневной жизни. Она помогает ему ориентироваться в городе, дает нужную информацию. Она может что-то рассказать и куда-то пригласить, на что-то обратить внимание и от чего-то предостеречь. Поэтому от профессионального уровня художника-оформителя, от его подхода к творческим задачам зависит чрезвычайно многое.
Одним из видов рекламы есть витрины магазинов.
4. Презентация «Витрины магазинов».
Витрина магазина — его лицо и реклама. Задача грамотного оформления витрин магазинов — превратить прохожих в посетителей, а потом и в постоянных покупателей.
Типы витрин по степени открытости:
1). Открытые витрины — когда покупатели видят интерьер, не заходя в магазин. Таким образом, покупателя «впускают» в магазин еще до того, как он решит, входить или нет.
2). Закрытые витрины — их отделяет специальная перегородка: это может быть баннер или гипсокартонная стенка, и прохожим не видно, что внутри. Акцент делается именно на витрине, где должна быть развернута экспозиция, создающая впечатление обо всем магазине. Общий стиль таких витрин просто обязан соответствовать дизайну торгового зала.
3). Закрыто-открытые витрины — зал виден не целиком, есть специальная перегородка. Можно завлечь прохожего и частичной просматриваемостью магазина, и той композицией, которую вы выстраиваете на закрытой площадке.
Каждый описанный тип требует индивидуального оформления.
(Образцы оформления витрин).
По способу оформления витрины магазинов подразделяются на следующие:
Сюжетные — акцент не на товары магазина, а на какую-то придуманную сцену. Элементы подобного оформления могут быть связаны с ассортиментом магазина по смыслу или по аналогиям. Чаще всего в продуктовых такие витрины делают к праздникам. Под Рождество многие владельцы вспоминают о вертепе. А в яркие новогодние экспозиции обычно помещают фигуры-куклы популярных персонажей.
Товарные — наиболее распространенные: в витрине выставляются единичные продукты (муляжи продуктов), которыми торгует магазин. К этому же типу можно отнести оформление стекол постерами с изображением продуктов.
Товарно-сюжетные — в ярких экспозициях присутствуют муляжи продуктов. Именно такие витрины лучше всего использовать в продуктовых магазинах. Подойдут они и для фирменных магазинов (чайно-кофейной, кондитерской продукцией). Причин несколько: в них проще менять экспозиции из продуктов; можно использовать увеличенные копии товаров рядом со сказочными или шуточными персонажами; как правило, фирменная продукция имеет красивую упаковку. Увеличенные копии бутылок, упаковок чая, тортов, выставленные в витринах, призваны привлечь внимание покупателей.
Акционные, или информационные, витрины подготавливаются специально для проведения акции: оповещают о скидках, распродажах, поступлении новых товаров и т. д. Главное — процентный уровень таких скидок можно нарисовать на стекле витрины красками или наклеить цифры, изготовленные из пленки, либо вывесить на стекло витрины плакаты.
(Образцы оформления витрин).
Элементы художественного оформления витрины.
- Манекены.
- Различные подставки под продукцию. Здесь нет ограничений – могут использоваться как стандартные, так и эксклюзивные дизайнерские подставки, вешалки, подиумы специальной конструкции.
- Джамбо-боксы - увеличенные копии товаров или муляжи. Использование джамбо рассчитано на то, что человек запомнит упаковку и подсознательно будет искать ее на прилавке.
- Любые дополнительные составляющие – фитокомпозиции, мебель, сувениры, ткани, аксессуары. Элементы из стекла, камня, дерева, пластика, металла.
- Полиграфическая продукция. Полиграфия считается самым бюджетным вариантом, но и она может оказаться эффектной.
Виды магазинов: продуктовые, промтовары (одежда, техника, спорттовары, игрушки, канцтовары, обувь, ткани, книги, бижутерия и др.)
( Образцы оформления витрин магазинов).
V. Художественно-творческая деятельность.
1. Инструктаж по ТБ.
2. Создать макет оформления витрины выбранного вида магазина (парная работа).
3. Анализ результатов художественно-творческой деятельности.
VІ. Рефлексия урока.
VІІ. Подведение итогов урока.