СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (Далее – АООП) начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Далее – НОДА, Вариант 6.1.), авторской программы Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2017г. в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта начального образования и БУП для специальных (коррекционных) классов в общеобразовательной школе. С целью реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (Далее ОВЗ) с учётом возможностей их здоровья и психических особенностей, обучение и коррекция таких детей, обучающихся в обычном классе общеобразовательной организации общего типа, осуществляется по образовательной программе, разработанной на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход с учетом их физических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития на основании Письма МОиН РФ от 18.04.08 г.; АФ- 150\06 «О создании условий для получения образования детьми - инвалидами».
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом МОиН РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1598. Зарегистрированным Минюстом России 03 февраля 2015 года, регистрационный №35847.;
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России 22.12.09 г. № 17785;
Законом Республики Мордовия «Об образовании в Республики Мордовия» от 08 августа 2013 г. № 53-З;
Письмом МОиН РФ от 28.10.2015 № 08 – 176 «О рабочих программах учебных предметов»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 №38528) (Далее СанПиН 2.4.2.3286-15).
Рабочая программа разработана с учетом изменений ФГОС НОО, утвержденных следующими приказами:
Приказом МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241;
Приказом МОиН РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357;
Приказом МОиН РФ от 18 декабря 2012 г. №1060;
Приказом МОиН РФ от 29 декабря 2014 г. №1643;
Приказом МОиН РФ от 18 мая 2015 г. № 507;
Приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576;
Приказом МОиН РФ «О рекомендации к использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования».
2. Цели реализации адаптированной рабочей программы по литературному чтению конкретизированы в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с НОДА (Вариант 6.1.) направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, формирование желания и основ умения учиться, способности к организации своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними, формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества.
Помимо реализации общих задач на уровне НОО АООП НОО (вариант 6.1) предусматривает решение специальных задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, в обучении;
- определение особых образовательных потребностей детей;
- определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- коррекция индивидуальных недостатков развития, нормализация и совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи учащимся с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации указанной категории обучающихся с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) указанной категории обучающихся с ОВЗ;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей) в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА:
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребенка;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету «Литературное чтение».
Адаптированная образовательная программа.
1.Адаптированная рабочая программа по курсу «Литературное чтение» рассчитана на обучающихся 3 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Цель
-создание условий для реализации учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата как языковой личности в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования на доступном для них уровне и материале;
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
3.Задачи курса:
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
4. Коррекционно-развивающие задачи:
- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
-обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
-улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе
5.Основные направления коррекционной работы:
- активизация познавательной деятельности и усвоенных ранее знаний и умений детей;
- развитие активного и пассивного словаря, лексико-грамматического строя и связной речи учащихся;
- усиление практической направленности изучаемого материала, опора на жизненный опыт ребенка:
- создание эмоционального комфорта, доброжелательной, доверительной атмосферы в классе
6.Ведущие принципы:
- гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребенка, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении и общении со сверстниками и взрослыми;
- коррекционно-развивающей направленности: ориентация на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- деятельности: овладение обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами учебной деятельности;
- дифференциации и индивидуализации
- системности: системный подход к оценке предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания
- психологической комфортности.
Общая характеристика курса
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 ч. в 3 классе (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Для обучающихся с ОВЗ (Вариант 6.1.): 51 ч. (1,5 ч в неделю, 34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания предмета курса
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Адаптированная образовательная программа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающимися с НОДА оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции: – осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; – овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; – овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; – способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; – способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования: – овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; – освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; – использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; – использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; – формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; – овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; – готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; – овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Литературное чтение: – понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; – осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; – осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; – понимание роли чтения, использование разных видов чтения; – формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; – формирование потребности в систематическом чтении; – выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Учащиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы по каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: – умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; – умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и др.); – умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде; – понимание ребенком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений; – умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения; – прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту; – представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности; – представление об устройстве школьной жизни. умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. прогресс ребёнка в этом направлении; – стремление ребенка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении;
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»: – развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. – умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений; – увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; – умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия; – умение планировать свою деятельность по времени и содержанию; – умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы; – умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: – смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность; – модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих; – умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими; – практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: – уменьшение ореола исключительности психологических проблем; – умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели; – умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; – умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: – умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели; – формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом; – нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации; – формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; – автоматизация поставленных звуков; – умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: – умение чтения разных слогов; – умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки; – умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости; – умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; – умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов; – умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне; – умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ (ВАРИАНТ 6.1.)
1.Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая.
2. Методы обучения:
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-экскурсий, проектов с использованием современных технологий: здоровьесберегающей, игровой и технологии создания ситуации успеха на уроке, ИКТ, проблемного диалога, технология продуктивного чтения и оценивания. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: коллективные, фронтальные, парные, групповые и индивидуальные.
Организация работы на уроках строится с учетом следующих требований:
систематическая работа над развитием психических процессов и речи: преодоление нарушений фонетического
компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи;
новый материал строится и преподается предельно доступно и развернуто, логически и грамматически связно и
эмоционально окрашено;
материал подается небольшими дозами, с постепенно нарастающим усложнением;
применяются частые повторения и закрепление материала;
чередование видов деятельности, способствующее сохранению достаточного уровня работоспособности;
используется большое количество раздаточного материала, наглядности;
практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
используются упражнений на развитие и совершенствование статической, динамической координации движе-
ний, в том числе и артикуляционного аппарата.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.
Уроки проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:
Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
Игровые технологии (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Требования к проведению контрольных (проверочных) работ:
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с НОДА, четкое отграничение одного задания от другого;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Содержание программы
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (9 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (8 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (3 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (5 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (3 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (7 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (5ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
Тематическое планирование курса «Литературное чтение» 3 класс
Адаптированная программа | ||
Содержание программы | Кол часов | Характеристика деятельности обучающихся
|
Самое великое чудо на свете | 2 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника
|
Устное народное творчество | 9 | Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в подготовке проекта |
Поэтическая тетрадь 1 | 5 | Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
Великие русские писатели | 8 | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рас- суждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл |
Поэтическая тетрадь 2 | 4 | Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст- повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Литературные сказки | 3 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Были – небылицы | 5 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
Поэтическая тетрадь 1 | 3 | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения |
Люби живое | 7 | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
Собирай по ягодке –наберёшь кузовок | 5 | Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Итого | 51 |
Планируемые результаты
Адаптированная программа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимся с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции: – осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; – овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; – овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; – способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации; – способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования: – овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; – освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; – использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; – использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; – формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; – овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; – готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; – овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; – осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; – осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи; – понимание роли чтения, использование разных видов чтения; – формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил; – достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; – формирование потребности в систематическом чтении; – выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План. дата провед. | Факт. дата провед. |
1. | Самое великое чудо на свете 2ч Введение. Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. |
1 | 06.09. |
|
2. | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | 09.09. |
|
3. | Устное народное творчество – 9 ч Русские народные песни | 1 | 16.09. |
|
4. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | 20.09 |
|
5. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 23.09. |
|
6. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 1 | 30.09. |
|
7. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» | 1 | 04.10. |
|
8. | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 1 | 07.10. |
|
9. | Проверим себя и оценим свои достижения. Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И.Билибин. | 1 | 14.10. |
|
10. | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | 18.10. |
|
11. | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 | 21.10. |
|
12. | Поэтическая тетрадь 1 – 5 ч Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | 08.11. |
|
13. | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | 11.11. |
|
14. | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы» | 1 | 18.11. |
|
15. | И.Суриков «Детство», «Зима» | 1 | 22.11. |
|
16. | Обобщение по разделу. Страницы русской классики. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. | 1 | 25.11. |
|
17. | Великие русские писатели – 8 ч А.С.Пушкин. Биография и творчество Лирические стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | 02.12. |
|
18. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 1 | 06.12. |
|
19. | Сравнение народной и литературной сказок. Рисунки И.Билибина к сказке. | 1 | 09.12. |
|
20. | И.А.Крылов. Биография и творчество. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица» | 1 | 16.12. |
|
21. | М.Ю.Лермонтов. Биография и творчество. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Осень» | 1 | 20.12. |
|
22. | Л.Н.Толстой. Биография и творчество. «Акула», «Прыжок». | 1 | 23.12. |
|
23. | Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря» Сравнение текстов. | 1 | 13.01. |
|
24. | Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу | 1 | 17.01. |
|
25. | Поэтическая тетрадь 2 – 4 ч Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором» | 1 | 20.01. |
|
26. | Н.А.Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы» К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | 27.01. |
|
27. | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги» | 1 | 31.01. |
|
28. | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 03.02. |
|
29. | Литературные сказки – 3 ч Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | 10.02. |
|
30. | В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» | 1 | 14.02. |
|
31. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Обобщение по разделу. | 1 | 17.02. |
|
32. | Были - небылицы – 5 ч Знакомство с названием раздела. М.Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 28.02. |
|
33. | М.Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 03.03. |
|
34. | К.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | 14.03. |
|
35. | А.Куприн «Слон» | 1 | 17.03. |
|
36. | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 31.03. |
|
37. | Поэтическая тетрадь 1 - 3ч. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка», «Воробей», «Слон» | 1 | 07.04. |
|
38. | А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | 11.04 |
|
39. | С.Есенин «Черемуха». Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 14.04. |
|
40. | Люби живое – 7 ч М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | 21.04. |
|
41. | И.Соколов – Микитов «Листопадничек» | 1 | 25.04. |
|
42. | В.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | 1 | 28.04. |
|
43. | В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 05.05. |
|
44. | Б.Житков «Про обезьянку» | 1 | 12.05. |
|
45. | В.Астафьев «Капалуха» | 1 | 16.05. |
|
46. | В.Драгунский «Он живой и светится…» Обобщение по разделу «Люби живое» | 1 | 19.05. |
|
47. | Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 5 ч Знакомство с названием раздела. Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | 23.05. |
|
48. | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» | 1 |
|
|
49. | М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» | 1 |
|
|
50. | Н.Носов «Федина задача», «Телефон». Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
|
|
51. | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
|
|