Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания школьников.
В изобразительном искусстве отражаются все стороны нашей жизни – труд, быт, отдых человека, его свершения. Поэтому очень важно средствами изобразительного искусства воспитывать у детей уважение к тому, что создается трудом человека.
Важнейшей задачей образования является формирование грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Это решить можно лишь приобщив школьников к мировой и национальной(отечественной) художественной культуре, развитием у них способностей видеть красоту окружающего мира, прекрасное в жизни и искусстве, воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции эстетического содержания, а так же уметь реализовывать приобретенные навыки в различных видах деятельности. Решение проблемы эстетического воспитания детей находится в тесной связи с вопросами развития их мотивационной сферы. В первую очередь у школьников необходимо формировать эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Эстетический интерес обучающихся в школе связан со стремлением ребенка творить что-либо новое, интересное. Вот здесь то в основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы стремление к прекрасному. Специфика эстетического воспитания школьников состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребенка.
Одним из важнейших средств решения проблемы эстетического воспитания обучающихся выступает искусство. Уникальность каждого вида искусства представлена своеобразием его художественного языка, оказывающего особое воздействие на человека ( слово, звук, цвет, форма, гармония и т.п. ).Например , скульптура наглядно передает объемную, пластическую выразительность тела, тем самым способствует развитию у детей способности воспринимать его форму, гармонию. Живопись же обращена к нашему восприятию чувства формы, цвета; созерцая живописное полотно, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета , гармонию тонов, но и следим за композицией, расположением фигур и выразительностью рисунка. Все это позволяет учащимся понять и раскрыть художественный образ произведения, выразить свое отношение к содержанию картины.
Программой предусмотрено четыре вида занятий: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве. Для каждого типа урока характерна определенная структура. На уроках ИЗО учащиеся знакомятся с различными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Актуальной задачей эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их эстетическую сущность.
Рисование – это творчество, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой. Рисуя, ребенок, дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Нетрадиционные уроки по изобразительному искусству могут проводиться в форме соревнования и игр (урок- конкурс, урок-соревнование, урок-викторина, урок-турнир, урок-игра, урок-«Умники и умницы»,урок- кроссворды и др.) публичного общения ( урок-телемост, урок-конференция, урок-аукцион, урок- интервью, урок-дискуссия, урок- диспут и др.) урока, опирающегося на фантазию и творчество (урок- сюрприз, урок-сказка, урок- творчества, урок- спектакль, урок – выставка и др.)перенесенной из внеклассной работы в урок (урок-КВН, урок – Поле чудес и др.) исследования ( урок- проект, урок – исследование и др.) К нетрадиционным формам урока так же относится арттерапевтические формы, которые включают в себя минутки релаксации, а так же видеоурок. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Данную форму можно использовать, например, при изучении темы »Экскурсия по Третьяковской галерее». Основными задачами данного урока могут быть такие:
1. повысить интерес детей к благотворительной деятельности создателя галереи П.М.Третьякова
2.раскрыть или уточнить понимание слов «меценат», « галерея»
3.познакомить с деятельностью братьев Третьяковых
4. рассмотреть картины В.М.Васнецова , М.А.Врубеля, созданные на основе сказочных сюжетов.
В ходе урока дети «путешествуют» по галерее, переходят от картины к картине, они не только погружаются в художественный образ произведения, но и раскрывают близость живописи и литературы. Эти уроки несут элементы нового: в них могут изменяться внешние рамки, место проведения, использоваться внепрограммный материал. Такие уроки повышают мотивационно-познавательный уровень обучающихся, создают благоприятную атмосферу совместной работы, позволяют детям продемонстрировать свои способности и творческую активность.
Внеурочная форма работы по изобразительному искусству так же является важным условием повышения качества эстетического воспитания. Важнейшей задачей всех видов внеурочной работы по изобразительному искусству является эстетическое воспитание учащихся, расширение и углубление знаний о прекрасном.
Встреча с явлением искусства не делает сразу ребенка развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ему хочется вновь испытать знакомые эмоции и чувства, возникшие от встречи с прекрасным.
Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у школьников способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности и интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.