Изобразительное искусство в семье муз МХК 9 класс
Толстая Н.В
Учитель ИЗО МХК
МОБУ СОШ им Гаврилова М.В
Каждое из изобразительных искусств – живопись, графика и скульптура –отображают действительность с помощью специфических средств выразительности и техник. Главная задача этих искусств – изображать мир во всём его многообразии и участвовать в создании материальной среды его существования.
В каждом из видов изобразительного искусства способы и средства имеют свои особенности, которые во многом определяются материалами и техниками исполнения
Легкий ,стремительный рисунок, выполненный карандашом, и гравюра на дереве или металле также воспринимаются нами по-разному. Сверкающий мрамор, зернистый гранит или темная бронза в скульптуре способны вызвать различные чувства.
Не менее важную роль играют размеры произведения .Так масштабное полотно, занимающее все пространство стены в музее, и на огромной монумент на площади города воспринимаются как нечто значительное и грандиозное. А вот небольшая фарфоровая статуэтка или миниатюрный портрет предназначены для камерного восприятия.
Что объединяет ,такие два искусства, как живопись и графика ?
В отличие от скульптуры, произведения которые обладают реальными объемами, живопись и графика существуют на плоскости (холсте, бумаге, стене). В отличии от живописи графика не стремится заполнить всё пространство, а , наоборот, создает его.
Вплоть до эпохи Возрождения между графикой и живописью не было видимого различия: живопись воспринималась как «Раскрашенная графика», оперировавшая контурной линией и локальным цветом. Ведущим , универсальным началом для всех видов пластических искусств остается рисунок, о чем свидетельствовал великий Микеланджело: « Рисунок… есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки ».
Открытие пространственной перспективы в эпоху Возрождения дало возможность ощутить не только форму . Но и цветовые соотношения предметов в окружающей среде. Это обстоятельство привело к выделению Живописи в отдельный вид искусства, а графика надолго стала для неё вспомогательным средством (искусством эскизов и зарисовок).
Ситуация изменилась лишь к концу 19в., когда использование новых технических и художественных приемов заставило увидеть в графике самостоятельный вид искусства.
Клод Моне «Впечатление. Восход солнца»
Процесс размежевания живописи и графики завершили импрессионисты выдвинувшие на первый план цвет о световые соотношения изображаемых предметов в воздушной среде . В отличии от старых мастеров они наносили краски на холст быстрыми мазками, их не интересовала тщательная прорисовка деталей, главным для них было передать общее впечатление от увиденного .
Эдуард.Мане, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Поль Сезан ,Поль Гоген, Константин Коровин,
Ван Гог «Звездная ночь»
Акварель – один из самых поэтичных видов живописи и графики. Её отличает особо тесное родство с другими видами искусства. Лирическую, полную светлых, ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней нередко сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварель прозрачна, и это придает условность изображению, а её специфические приемы (размывка и заливки) создают эффект подвижности, трепетности изображения.
Отличие живописи от скульптуры заключается в сведении трех измерений к двум,в проецировании изображения на плоскости. Живопись создает не предметы в реальном пространстве, а лишь оптическую иллюзию их существования. А вот в скульптуре изображение материально и всегда совпадает с самими предметами. Скульптор всегда стремится к более полному соответствию статуи природным формам, а для живописца натура – лишь толчёк для творчества. В эпоху Возрождения живопись стремилась к пластичности и осязаемости форм, активно училась у скульптуры. Отсюда подлинный культ пластики в ренессансной живописи, статуарность фигур и барельефность композиций ( например, в произведениях Тициана и Тинторетто).
Битва архангела Михаила с сатаной
Мадонна с младенцем
Изобразительное искусство и фотография
Живописный ,графический ,скульптурный портрет
Фотопортрет
Не является точной копией с модели. Даже если художник работает с натуры, он фиксирует в портрете наиболее характерное и индивидуальное
Документально достоверен, конкретен и точен.
Художник обдумывает и создаёт портрет в течение длительного времени, возможно, за несколько сеансов.
Ф отохудожник, хотя и обдумывает детали будущего портрета, в момент съёмки фиксирует только одно-единственное мгновение в жизни человека
Художник не стремится к излишней фотографичности, то есть к максимальному сходству, а создает обобщенный, условный образ портретируемого.
Фотохудожник не претендует на излишнюю «живописность» портрета
В живописном портрете, выполненном художником Ильёй Ефимовичем Репиным (1844-1930), писатель запечатлен сидящим в кресле с раскрытой книгой в руках. Главное внимание сосредоточено на серьёзном лице и проницательном взгляде умудрённого жизненным опытом человека. За три сеанса, в течение которых Толстой позировал художнику, был создан прекрасный психологический портрет творца и мыслителя.
Иные художественные решения были предложены в скульптурном портрете работы Павла Петровича (Паоло) Трубецкого (1866-1938). В бронзовом бюсте Толстого со скрещенными на груди руками Трубецкой в полной мере воплотил этот творческий принцип. Ему действительно удалось уловить главное в личности писателя, создать «портрет души».
Фотопортрет Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, выполненный к юбилею писателя Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским(1863-1944) в технике цветной съемки. Удачно выбранные ракурс, фон и освещение, поза, бытовые детали и одежда позволили создать глубоко реалистический портрет творческого человека, погружённого в мир собственных мыслей. Внутренняя сосредоточенность, величие и простота внешнего облика отличают этот фотопортрет.
При всей общности фотографии и пластических искусств, каждое из них сохраняет свою специфику, не подменяет друг друга и наиболее полно использует собственные художественные возможности
Изобразительные искусства и танец
На протяжении многих веков танец живёт в непосредственном общении с живописью, скульптурой и графикой. Общими для этих искусств являются такие средства выразительности , как пластика скульптурных форм, ритм, цвет, линия, силуэт, ракурс, эффекты освещения, структура и конструкция композиции.
В танце гармония и красота движения человеческого тела находят свое высшее проявление. Пластика всегда была объединяющим началом этих искусств. Танец и графика позволяют выявить линейную пластику, танец и живопись –цветовую, танец и скульптура –объёмную.
Мастера изобразительного искусства стремятся запечатлеть мимолётную красоту, динамику движения и форм хореографии.
Древнегреческая скульптура «Менада» Скопаса (15в.до н. э.)
Художественный образ в камне ,её движения порывисты и беспокойны. Сильно изогнутое тело, запрокинутая назад голова, распущенные волосы, ниспадающие тяжелой волной на её плечи…она как бы парит в пространстве.
Удивительным разнообразием отличается живописный пластический язык изобразительного искусства рубежа 19-20вв. именно в эту эпоху искусство танца вплотную смыкается с новой изобразительной культурой, которая становится его верной помощницей. Многие художники стремятся по-новому осмыслить окружающую действительность и передать её при помощи особых художественных приёмов и изобразительных средств
. Дж.Северини. Голубая танцовщица
Мощным источником творческого вдохновения и фантазии для мастеров изобразительного искусства стал балет.
Айседора Дункан(1877-1927) Идеалом знаменитой танцовщицы были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега.
Бывает ,что балет отталкивается от образов живописи и графики. Так ,уже не одно поколение зрителей с большим интересом смотрит балетный спектакль «Сотворение мира»,поставленный балетмейстерами Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильевым по мотивам сатирических рисунков французского художника Ж.Эффеля
Д/З : Художественно-творческое задание
.
А) И.И.Шишкин – живописец или фотограф?
Б) Эдгар Дега – живописец танцовщиц.
В) Творчество К.Моне
Г) Акварель искусство живописи или графики ?
• Подберите репродукции картин
Напишите в творческой тетради рассказ .
Источники изображений:
http:// luxfon.com/large/201203/5053.jpg фоновый рисунок
http:// alfaday.net/clipart/png-psd-on-transparent-background/307931-karandashi-i-kisti-palitry-molberty-klipart-v-formate-png-na-prozrachnom-fone.html клипарт художественный