СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изостудия" программа кружка ИЗО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа кружка изобразительного искусства. название "Изостудия". Возраст 10- 15 лет

Просмотр содержимого документа
«"Изостудия" программа кружка ИЗО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровская общеобразовательная школа-детский сад»

Нижнегорского района Республики Крым



ПРИНЯТА

Протокол педсовета № 10

от «15» июня 2015 г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ «Уваровская СОШДС»

Приказ № 152 от 16.06.2015 г.

Директор школы:

___________________А.П. Синюк


РАССМОТРЕНА

на заседании МО «Начальные классы»

Руководитель МО

___________________Н.А. Николенко

Протокол № 5

от 10 июня 2015г.

«СОГЛАСОВАНА»

11 июня 2015 г.

Заместитель директора по УВР

______________ Т.А. Кузёмина


Рабочая учебная программа

по кружку изобразительного искусства «Изостудия»

начального общего образования и основного общего образования

на 2015/2016 учебный год


Количество часов: 35часов в год, 1 час в неделю, 35 учебных недель.

Уровень: базовый

Программа разработана: учителем изобразительного искусства Менадиевой З.И.

Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл.

Уваровка, 2015




I. Пояснительная записка

Настоящая программа является результатом апробации еѐ основного содержания, реализованного в кружке «Изостудия» через ряд программ по изобразительному искусству: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, данная программа предлагает учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Актуальность, педагогическая целесообразность программыИзобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Кузина В.С., для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и переизданную в 2001 г., ориентирована на программы дополнительного художественного образования детей рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.

Данная программа предусматривает, что дети приобретают определѐнные знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребѐнка и будут выбраны им для дальнейших углублѐнных занятий.

Тем самым программа «Изостудия» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаѐт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к общего углублѐнного уровня подготовки.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;

2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.


Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

2. развитие колористического видения;

3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

5. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять еѐ проблемы и их причины; содержать в порядке своѐ рабочее место);

6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).


Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребѐнка к обществу, другим людям, самому себе):

1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

4. воспитание аккуратности.


Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 35 ч , 1 час в неделю

Возраст обучающихся: 8-16 лет .

Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребѐнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребѐнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребѐнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

– два раза в неделю по 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу обучения дети будут знать:

1. контрасты цвета;

2. гармонию цвета;

3. азы композиции (статика, движение);

1. пропорции плоскостных и объѐмных предметов;



2. строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

4. основы линейной перспективы


Уметь:

2. соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

3. работать с натуры;

4. работать в определѐнной гамме;

5. доводить работу от эскиза до композиции;

6. использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);


развитие общеучебных умений и личностных качеств:

1. умение работать в группе;

2. умение уступать;

3. ответственность;


4. самокритичность;

5. самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

1. основные законы композиции;

2. пропорции фигуры и головы человека;

3. различные виды графики;

4. основы цветоведения;

5. свойства различных художественных материалов;

6. основные жанры изобразительного искусства;


Уметь:

3. работать в различных жанрах;

4. выделять главное в композиции;

5. передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

6. сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

7. критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;


развитие общеучебных умений

и личностных качеств:

1. умение воспринимать конструктивную критику;

2. способность к адекватной самооценке;

3. умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

4. трудолюбие, упорство в достижении цели;

5. сопереживание, взаимопомощь.




Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).


Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2. через отчѐтные просмотры законченных работ.


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Формы подведения итогов

реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются:

 ИЗО-викторины,

 ИЗО-конкурсы,

 участие в выставках различного уровня.


II. Содержание курса


Работа с натуры

Первый семестр, 1 четверть


1. Изображение растительных форм (животные или засушенные листья, цветы, ветки). Работа выполняется по предварительному рисунку в карандаше.

Изображение чучела животного или птицы. Работа акварелью или цветными карандашами по карандашному наброску.

2. Выполнение несложного натюрморта из двух-трех предметов (кувшин и яблоко, чашка, крынка и булка, игрушки и т.д.) в цвете. Работа акварелью по карандашному рисунку.

3. Наброски животных карандашом и акварелью.


Вторая четверть

1. Рисование растительных форм (ветки деревьев с листьями, отдельные растения). Работа выполняется карандашом и акварелью.

2. Рисование отдельных предметов несложной формы

3. Работа выполняется на тонированной бумаге цветными мелками или пастелью, или на белой бумаге цветными карандашами (1-2 цвета)

4. Наброски животных карандашом и акварелью.

5. Наброски фигуры человека. Работа выполняется мягким материалом.

6. Выполнения несложных натюрмортов (3-4 предмета) из бытовых вещей, спокойных по цвету. Работа выполняется акварелью с белилами или гуашью по акварельному рисунку с предварительным эскизом.

7. То же – из предметов контрастных по цвету.


Второй семестр, 3 четверь

1. Рисование отдельных предметов относительно сложной формы (башмак, тиски, стул, самовар и т.д.). Работа выполняется мягким цветным материалом в 1-2 цвета по тонированной шероховатой бумаге. Обращается особое внимание на конструктивное построение предметов, прослеживание невидимых участков контуров и линий, выражение объема характером линий (разным нажимом, характером штриха).

2. Рисование натюрмортов из 2-3 предметов. Работа выполняется мяг4ким карандашом. Рисунок тоновый, с моделировкой цветотени и попытками передать характер предмета. Перед выполнением этого задания выполняется упражнение на освоение фактуры и характера штриха.

3. Рисование интерьера. Работа выполняется карандашом или цветным мягким материалом.

4. Наброски человека с натуры.

5. Выполнение натюрморта из 3-5 предметов. Работа выполняется по карандашному рисунку акварелью с белилами или гуашью с предварительным эскизом.

6. Этюд пейзажа из окна или на воздухе.

2. Работа по наблюдению (по памяти) и тематическая композиция.


4 четверть

1. Рисование отдельных предметов относительно сложной формы (башмак, тиски, стул, самовар и т.д.). Работа выполняется мягким цветным материалом в 1-2 цвета по тонированной шероховатой бумаге. Обращается особое внимание на конструктивное построение предметов, прослеживание невидимых участков контуров и линий, выражение объема характером линий (разным нажимом, характером штриха).

2. Рисование натюрмортов из 2-3 предметов. Работа выполняется мяг4ким карандашом. Рисунок тоновый, с моделировкой цветотени и попытками передать характер предмета. Перед выполнением этого задания выполняется упражнение на освоение фактуры и характера штриха.

3. Рисование интерьера. Работа выполняется карандашом или цветным мягким материалом.

4. Наброски человека с натуры.

5. Выполнение натюрморта из 3-5 предметов. Работа выполняется по карандашному рисунку акварелью с белилами или гуашью с предварительным эскизом.

6. Этюд пейзажа из окна или на воздухе.

Работа по наблюдению (по памяти) и тематическая композиция.

1. Работа по памяти на основе летних впечатлений на тему «Воспоминания о лете». Выполняется акварелью с белилами, гуашью или темперой по карандашному рисунку без эскиза.

2. Работа по памяти (по наблюдению) на темы времен года («Осень», «Зимние праздники», «Весна в городе» и т.п.). Выполняется акварелью с белилами или гуашью.

3. Сочинение на заданную тему с использованием наблюдений (темы из кадетской жизни, жизни города или села, бытовые). Выполняется акварелью или гуашью по предварительному эскизу.

4. Композиция на историческую тему, тему сказок и былин, басен, песен. Сюжет с романтическим или фантастическим содержанием и развернутым действием. Выполняется с эскизом на основе ознакомления с иллюстративным материалом, акварелью с белилами, гуашью или пластическими материалами.

Декоративная работа

1. Сочинение декоративной композиции на тему «Букет». Работа выполняется гуашью или темперой на листе бумаги по предварительному эскизу.

2. Декоративная работа на тему «Живой уголок», «Технический кружок». Выполняется с использованием природных и подручных материалов.

3. Росписи шкатулок, посуды.

4. Изготовление елочных игрушек из бумаги, папье-маше с росписью.



IV. Перечень учебно-методического обеспечения

 основное методическое пособие для учителя

Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-9 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

 дополнительные пособия для учащихся  Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.  Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.  Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

 дополнительные пособия для учителя  Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.  Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.  Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

 интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися

 Библиотека изобразительных искусств. [Электронный ресурс]// http://www.artlib.ru

 технические средства обучения

- компьютер;

 учебно-практическое оборудование и учебные пособия

- Таблицы по изобразительному искусству. Автор: Волкова Я.С. Комплект представляет основные темы программы. Перечень таблиц, входящих в комплект: 1. Свето-тоновая моделировка;

2. Цветоделение;

3. Последовательность ведения живописной работы;

4. Изображение пейзажа с учетом воздушной перспективы;

5. Построение основных геометрических тел;

6. Построение основных геометрических тел;

7. Окружность в перспективе;

8. Рисование головы человека;

9. Рисование фигуры человека;

10. Линейная перспектива.

V. Библиографическое описание 1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993. 2. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990. 3. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 4. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 5. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 6. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 7. Живопись. Уроки изобразительного искусства/Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1995. 8. Зеленина Е.,Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. 9. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991.

10. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995. 11. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 12. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 13. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом. (1-Й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 14. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. 15. Искусство вокруг нас: 2кл. (1-3) и 3кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М. Просвещение, 1997. 16. Коротеева Е.И. Искусство и ты: 1кл. (1-3) и 2кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997. 17. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998. 18. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998. 19. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998. 20. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998. 21. Рисунок. Уроки изобразительного искусства/Сост. В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1994. 22. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1995. 23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996.Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. - 1996. 24. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: АСТ, 1998. 25. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 2кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: Просвещение, 1998. 26. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998. 27. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство; 2кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998. 28. Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети: Кн. для учителя. - М.: Мегатрон,