Финникова Е.В., учитель начальных классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г.Томска
Изотерапия - вид психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
(Методические рекомендации)
Пояснительная записка
Методические рекомендации раскрывают технологию метода арт-терапии в профилактике детской тревожности, используя художественные приёмы и различные виды творчества.
Признаками тревожности являются неуверенность в себе, робость, несамостоятельность, агрессия, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии.
Основными причинами возникновения тревожности у детей являются завышенные требования со стороны взрослых, частые упреки, излишняя строгость родителей, открытые посылы и частые угрозы, недоверие ребенку, превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. При этом у ребенка нет возможности прогнозировать собственное поведение, ситуации соперничества, конкуренции, повышенной ответственности.
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания, выражения эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; активный поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.
Арт-терапия применяется: при психологических травмах, кризисных состояниях; внутри- и межличностных конфликтах; постстрессовых, невротических и психосоматических расстройствах; при возрастных кризисах; при развитие креативности; при развитие целостности личности.
Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка.
Одним из методов арт – терапии является изотерапия.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия дает возможность: выход внутренним конфликтам; помогает понять собственные чувства и переживания; способствует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей;
Показания к проведению:
-
тревожность, стрессы, депрессия;
-
эмоциональная скованность;
-
плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
-
ощущение одиночества, заброшенности;
-
конфликты со сверстниками, родителями, педагогами;
-
трудные жизненные ситуации;
-
импульсивность;
-
страхи, фобии, панические состояния;
-
пониженная самооценка;
-
отрицательная «я-концепция».
Благодаря изотерапии ребёнок может выражать свои эмоции более ясно и понятно, если возникают трудности выразить их при помощи слов. Также она помогает в адаптации среди сверстников, проявлению творческих способностей и борьбе с собственными страхами и тревогами.
Используя изотерапию, у ребёнка улучшается эмоциональный фон, повышается социализация, улучшаются личные качества, а также открываются таланты.
Изотерапия может применяться как индивидуально, так и в группе, где учитываются их потребность и интерес к той или иной технике. Основной набор материалов для творческого процесса:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;
- природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
- глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;
- бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
- кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.
Основные методы изотерапии:
Рисование сюжетных и предметных картинок
Ребёнок должен нарисовать рисунок на определенную тему или заданный предмет, а также символические рисунки («любовь», «дружба», «счастье»)
Рисование пальцами
Пальчиковое рисование является очень хорошим методом развития сенсорной чувствительности и тактильного ощущения. Многие педагоги используют данный метод для развития мелкой моторики, которая очень влияет на развитие речевого центра.
Марание
Этот метод хорош тем, что можно рисовать абсолютно не ограничивая себя в движении, направлении, количестве используемой краски и т.д., что позволяет ребёнку расслабиться и нарушить установленные правила. Эта техника представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их. Здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное.
Рисование по точкам
Данный метод позволяет ребёнку понять, что из нескольких частей может получиться одно целое.
Волшебные пятна
Этот способ рисования вызывает у ребёнка ассоциативный ряд с предметами изучения.
Монотипия
Направление, в котором рисуются оттиски с помощью одного штампа. К этому же направлению относится кляксография. Применяется для улучшения контроля и концентрации внимания. Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
Рисование по мокрому листу
Используется для улучшения эмоционального фона, усидчивости и снятия стресса и напряжения, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Техника каракулей
есть несколько видов: рисунок по кругу (используется для развития внимательности, усидчивости, снятия гиперактивности)
нанесение линий в хаотичном порядке на бумагу (используются карандаши или мелки)
Техника «волшебный клубок»
Отлично развивает воображение и фантазию, помогает справиться с агрессией, а также боязнью игры и рисования. В этой технике используются нитки различного цвета и бумага (ватман, обои). Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать. Техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.
Ход работы: сначала нужно размотать клубок ниток и показать ребенку, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как композиция создана, можно обсудить то, что получилось
«Рисунок по кругу» (или рисунок одной линии)
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию педагога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: Пластилин, лист картона.
Инструкция: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
Пластилиновая композиция с крупами, семенами
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.
Необходимые материалы: картон, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы и др.
Ход работы: ребенку даётся листочек картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в несколько миллиметров. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.
После этого ребенку предлагается набор крупы, макарон и семян растений. Вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок тем самым создаёт композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.
Рисование природными материалами, сухими листьями (сыпучими продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. При помощи материала и клея создаются красивые рисунки, которые помогают развить мелкую моторику, а также убирает негативное состояние, придает чувство уверенности.
«Флоротипия» - это разноцветные отпечатки растений и растительных материалов . При рисовании пейзажей, натюрмортов как раз можно научить детей приёмам работы в этой технике. В коллективном рисовании, при создании различных панно, эта техника тоже может быть применима. Ещё это богатейший материал для знакомства с растительным миром родного края. Работа в этой технике играет важную роль в формировании и развитии творческого мышления у обучающихся. Формирует навыки работы художественными материалами и инструментами. Воспитывает бережное отношение к дарам природы. Эту техника применима в рисовании на темы о природе, о подводном мире, при рисовании рыб, бабочек и других фигур, в создании натюрмортов. Техника легка в освоении.
Описание техники. Выбрав, подходящий по размеру и форме растительный элемент раскрасить гуашевой краской (можно краску наносить разных цветовых оттенков). Листья или другие растения по замыслу выложить окрашенной стороной на белую или цветную бумагу. После прессования на бумаге остаётся оригинальный отпечаток с силуэтами использованных листьев, цветов и травы. Готовые оттиски можно немного поработать гуашью, акварелью или пастелью, оживив их дополнительными художественными эффектами (нарисовать плоды, ветки, птиц).
Необходимые материалы: набор гуаши; акварель; кисточки; пастель; палитра; стаканчик с водой; альбомная бумага; влажные салфетки; свежие листья деревьев различной формы и размера, цветы, трава.
Техника медитативного рисунка – мандала Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций - мандал. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг»
Сущность работы с кругом.
Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство.
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует:
- изменению состояния сознания ребёнка;
- вызывает разнообразные психосоматические феномены;
- открывает возможность для духовного роста личности.
Технику рисования мандал можно применять как при индивидуальной, так и при групповой арт-терапии. В частности, ее можно включить в работу с тематически ориентированными группами. В этом случае возможны не только рисование участниками индивидуальных мандал и их последующее обсуждение, но и коллективная работа с использованием разнообразных материалов и средств.
Создание цветового круга помогает стать более чувствительными к цветам и их целительному эффекту, так как работа проводится с полным цветовым спектром и ребёнок может привести себя в состояние равновесия, просто создавая цветовой круг.
Каждому обучающемуся предоставляется набор гуаши не менее семи цветов - каждый набор должен иметь белую и фиолетовую краски. Каждый участник группы выбирает для себя наиболее комфортное место в помещении и подготавливает его для дальнейшей работы: берет приготовленный лист бумаги (на листе бумаги формата A3 нарисован круг диаметром 15-18 см, разделенный на 12 равных секторов), емкость с водой, кисти, бумажную салфетку и палитру.
Задание:
1. «Используя краски, закрасьте каждый сектор. Начните с красного цвета и двигайтесь к фиолетовому. Насладитесь этим процессом.
2. Обращайте внимание на то, что Вы чувствуете, закрашивая каждый сектор. Вы чувствуете, что некоторые цвета Вам нравятся, а некоторые нет? Доставляет ли Вам большее удовольствие использовать какие-то определенные оттенки? Эти и подобные вопросы могут дать ключ к тому, какие цвета будут полезны для вашего состояния здоровья.
Начните с сектора № 1 - это красный цвет.
Затем:
№ 2 - красно-оранжевый;
№ 3 - оранжевый;
№ 4 - желто-оранжевый;
№ 5 - желтый;
№ 6 - желто-зеленый;
№ 7 - зеленый;
№ 8 - сине-зеленый;
№ 9 - синий;
№ 10 - сине-фиолетовый;
№ 11 - фиолетовый;
№ 12 - красно-фиолетовый.
3. Не разговаривайте во время выполнения задания. Во время упражнения может звучать легкая спокойная музыка. После завершения задания происходит обсуждение упражнения, где каждый участник отвечает на поставленные в начале упражнения вопросы.
Создание гармонизирующей мандалы.
Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте, поэтому она уникальна и не может быть в точности повторена. Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое - все это находит свое отражение в мандале. Большинство детей, несмотря на отсутствие у них опыта изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции. В некоторых случаях мандалы имеют конкретный характер, то есть включают изображения реальных объектов (людей, животных, растений). Можно предполагать, что два типа мандал, связанных с абстрактными и конкретными изображениями, в определенной мере отражают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометрический характер; в случае преобладания конкретного мышления - более реалистический, фигуративный характер.
Инструкция. «Возьмите лист форматом A3, нарисуйте круг диаметром 15-18 см простым карандашом.Заполните этот круг, используя любые художественные материалы, какие вам захочется. Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать.Когда закончите рисовать, придумайте название вашей композиции, подпишите рисунок и поставьте дату, а также укажите, где находится верхняя часть изображения.
Заключение
Занятия по изо-терапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные (Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом).
Коррекционные (Достаточно успешно корректируется самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности)
Психотерапевтические /лечебные/ (“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.)
Диагностические (Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.)
Развивающие (Благодаря использованию изотерапии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм изодеятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.)
Хочется напомнить, что каждый цвет имеет свое значение:
Синий – погружение в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, иногда – депрессивность.
Коричневый – пассивность, дискомфорт, медлительность, повышенная чувствительность.
Черный – подавленность, разрушение, потребность в переменах.
Фиолетовый, розовый – эмоциональная незрелость, эгоизм, погружение в себя.
Красный – агрессия, сила воли, повышенная активность, энергия.
Зеленый – комфорт, уравновешенность, благоприятный эмоциональный фон, независимость, стремление к совершенству.
Желтый – непосредственность, оптимизм, положительные эмоции.
Серый, белый – безразличие, «уход» в себя, отстраненность от проблем.
Памятка для педагогов:
«23 способа поставить мозги на место»
1.Устал - рисуй цветы.
2. Злой - рисуй линии.
3. Болит - лепи.
4. Скучно – заполни лист бумаги разными цветами.
5. Грустно - рисуй радугу.
6. Страшно - плети макраме или делай аппликации из тканей.
7. Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку.
8. Возмущаешься - рви бумагу на мелкие кусочки.
9. Беспокоишься - складывай оригами.
10. Напряжен - рисуй узоры.
11. Важно вспомнить - рисуй лабиринты
12. Разочарован - сделай копию картины.
13. Отчаялся - рисуй дороги.
14. Надо что-то понять - рисуй мандалы
15. Надо быстро восстановить силы - рисуй пейзажи.
16. Хочешь понять свои чувства - рисуй автопортрет.
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна.
18. Если надо систематизировать мысли - рисуй соты или квадраты.
19.Хочешь разобраться в себе и своих желаниях - сделай коллаж.
20.Важно сконцентрироваться на мыслях - рисуй точками.
21.Для поиска оптимального выхода из ситуации - рисуй волны и круги.
22.Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше - рисуй спирали.
23.Хочешь сконцентрироваться на цели - рисуй сетки и мишени
Список использованной литературы:
Грегг М.Е. «Тайный мир рисунка» // Осипова А.А. – СПб.- 2003.
Иванов И. «Энциклопедия коллективных творческих дел». — М., 2009.
Эндрюс Т. «Искусство лечения цветом». 1998 Копытин А.И. «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» 2005».