ГКУ РС(Я) Хангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Рабочая программа "Изучаем природу родного края"

п.Мохсоголлох 2017г.
Пояснительная записка
Рыбе – вода.
Птице – воздух.
Зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
Охранять природу – значить охранять Родину.
(М.М.Пришвин).
Родина и природа – это понятия, которые неотделимы друг от друга. Символично то, что у этих слов один корень. Для многих из нас понятие Родины связано с домом, с родными, с речкой, где прошло детство. Мамины руки, игрушки, сказки, улица, трава, лес, облака в небе и многое-многое другое – это наше первое представление о Родине, о сложном огромном мире. Мы – хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Процесс познания реализуется в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах. Дети любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны.
Детям, растущим в неблагоприятных условиях, не хватает общения, фантазии, мотивации элементарных трудовых навыков, чувства красоты явления природы. И одним из путей повышения социальной компетентности детей может служить вовлечение их в творческую и трудовую деятельность. Участие детей в этом процессе способствует развитию общих и специальных способностей, познавательных процессов.
В рамках программы дети знакомятся с растительным и животным миром родного края, национальными парками, с происходящими изменениями природы в разное время года. Творческая деятельность в процессе изготовления поделок, аппликаций из природного материала, рисование дает возможность развиваться воображению, творческому мышлению, фантазии детей. Интеллектуальные программы, праздничные мероприятия расширяют кругозор детей, повышают интеллект. Прогулки, экскурсии, походы на природу создают эмоциональный настрой у детей, помогают видеть красоту родного края, желание охранять ее богатство.
Программа «Изучаем родной край» рассчитана на 33 занятия в год (2 час в неделю), на детей и подростков школьного возраста. Занятия проводятся на условиях реабилитационного центра.
Цель программы: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде Родного края; выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе; развитие в детях чувства красоты, умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремление к гармонии; воспитание любви к природе Родного края.
Задачи программы:
- формирование у детей представлений о природе родного края Якутии;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, о сезонных изменениях, о растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
- приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
- воспитание у детей любви и ответственного отношения к родной природе, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- приобретение первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел: «Путешествие по Якутии» в этом разделе дети учатся находить и показывать на карте Якутию, изучают реки, озера, города и районы;
Раздел: «Растительный мир Якутии» изучив этот раздел, дети будут знать, какие растения растут у нас в Якутии;
Раздел: «Животный мир Якутии» после изучения этого раздела, дети узнают, какие животные, птицы, насекомые, рыбы водятся у нас в Якутии;
Раздел: «Родной район – Хангалас» от изучения данного раздела, дети узнают о своем Хангаласском районе, об ее деревнях, гербе, достопримечательностях.
« Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе». Обучающиеся в течение года заполняют «Календарь погоды».
Предполагаются следующие результаты работы над программой:
Повысится уровень знаний о природе родного края;
Сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
Появится эмоционально-положительное отношение к природе и умение культурно вести себя в природе;
Сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного поведения к окружающей природе;
Проект способствует формированию компетентности: информационной и социальной. Ребёнок планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Формы и методы работы: прогулки – наблюдения, беседы, экскурсии, туристические походы, показ видеофильмов, презентаций, интеллектуальные игры, праздничные мероприятия, конкурсы рисунков, поделок и т.д.
Тематическое планирование
№ | Раздел плана, темы | Количество часов | Содержание занятия |
1. | Путешествие по Якутии | 5ч Январь Февраль | Якутия на карте России. Реки и озера Якутии Города. Районы Зима в Якутии Практическое занятие: зарисовка, экологическая викторина «Люблю тебя мой край родной» |
2. | Растительный мир Якутии | 6ч Март Апрель Май | Деревья. Цветы и травы. Ягоды. Лекарственные растения. Весна в Якутии День воды «Вода - это жизнь» Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение». Однодневный поход на природу. |
3. | Животный мир Якутии | 6ч Июнь Июль Август | Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые. Лето в Якутии. Практическое занятие: зарисовка, викторина о животных. Экскурсия в зоопарк «Орто Дойду». Конкурс красоты «Мисс Сардаана» |
4. | Родной улус - Хангалас | 6ч Сентябрь Октябрь Ноябрь | Флаг и герб нашего улуса. Достопримечательности нашего улуса. Экскурсия в краеведческий музей. Осень в Якутии Выставка поделок из природного материала Практическое занятие: зарисовка, изготовление кормушек для птиц. |
5. | Итоговое занятие | 2ч декабрь | Красная книга – сигнал бедствия. Итоговое занятие Игра «Что? Где? Когда?» Выбирается команда знатоков из желающих ребят, остальные составляют вопросы по изученным темам |
Содержание программы
№ | Название темы, мероприятия | Месяц | Цель |
1 | Путешествие по Якутии | | |
1.1. | Якутия на карте России | Январь | Формирование патриотических чувств, дать представление о территориальных размерах нашей страны, о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции, знать: герб, гимн, флаг РС(Я). |
1.2. | Реки и озера Якутии | Январь | Уточнить и расширить знания детей о водных ресурсах Якутии; воспитать бережное отношение к ним. |
1.3. | Города, районы | Февраль | Уточнить и расширить знания детей о городах и районах родного края |
1.4 | Зима в Якутии | Февраль | Обобщение знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей |
1.5 | Практическое занятие: экологическая викторина «Люблю тебя мой край родной» | Февраль | Контроль знаний детей о природе родного края; пропаганда экологических знаний; развитие познавательного интереса к изучению родной природы; воспитание экологической культуры детей. |
2 | Растительный мир Якутии | | |
2.1. | Деревья. Цветы и травы. | Март | Уточнить и расширить знания детей о растительном мире родного края; воспитать бережное отношение к ней. |
2.2 | День воды «Вода – это жизнь» | Март | Привлечь внимание детей к уникальному природному ресурсу- Воде; развитие экологического воспитания |
2.3 | Весна в Якутии | Апрель | Обобщение знаний детей о весне, весенних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей |
2.4 | Ягоды. Лекарственные растения. | Апрель | Уточнить и расширить знания детей о ягодах и лекарственных растениях родного края |
2.5 | Практическое занятие: зарисовка, игра «Отгадай растение». | Май | Закрепить знания детей о растениях Якутии, систематизировать и углубить знания о растительном мире |
2.6 | Однодневный поход на природу. | Май | Организация досуга детей, создание радостного настроения, полноценного отдыха на природе. |
3 | Животный мир Якутии | | |
3.1. | Животные. Птицы. | Июнь | Выявить знания детей о животном мире и о птицах Якутии; обобщить знания детей о зимующих птицах; воспитать доброе и заботливое отношение к ним. |
3.2. | Рыбы. Насекомые. | Июнь | Уточнить и расширить знания детей о рыбах и насекомых, которые водятся Якутии; воспитать бережное отношение к ним. |
3.3. | Лето в Якутии. | Июль | Обобщение знания детей о лете, летних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей |
3.4. | Конкурс красоты «Мисс Сардаана» | Июль | способствовать пробуждению интереса к празднику «День Сардааны»; повышение у молодого поколения экологической культуры; помочь девочкам обрести уверенность в своих силах, самоутвердиться и самореализоваться; способствовать развитию талантов и способностей; создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой. |
3.5 | Практическое занятие: Викторина о животных. | Август | Обобщить знания детей о животном мире Якутии. Эстетическое и нравственное развитие детей. |
3.6 | Экскурсия в зоопарк «Орто Дойду». | Август | Ознакомление с обитателями зоопарка, с условиями их содержания, воспитание заботливого отношения к ним. |
4 | Родной улус - Хангалас | | |
4.1. | Флаг и герб нашего улуса. | Сентябрь | Расширить знание детей о родном улусе |
4.2. | Достопримечательности нашего улуса | Сентябрь | Ознакомить детей с достопримечательностями родного улуса, воспитание любви к малой Родине |
4.3. | Экскурсия в краеведческий музей. | Октябрь | Ознакомить детей с экспонатами музея, историей его создания |
4.4 | Осень в Якутии | Октябрь | Обобщение знаний детей об осени, осенних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей |
4.5 | Выставка поделок из природного материала | Ноябрь | Развивать детскую фантазию, расширить кругозор, воспитать любовь к природе |
4.6 | Практическое занятие: изготовление кормушек для птиц. | Ноябрь | Расширить знание детей о зимующих птицах; познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать нашим маленьким друзьям; |
5 | Итоговое занятие | | |
5.1 | Красная книга – сигнал бедствия | Декабрь | Ознакомление детей с причинами сокращения числа видов растений и животных в Якутии, с правилами их сохранения |
5.2 | Итоговое занятие Игра «Что? Где? Когда?» | Декабрь | Обобщить и систематизировать знания детей, полученных во время занятий; развитие творческого воображения, внимания и смекалки. |