СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем родной край

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучаем родной край для учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Изучаем родной край»

Программа курса «Изучаем родной край»

для учащихся 1 класса



Автор: Никитина С.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Липецка


Пояснительная записка

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретают слова М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят достаточно остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён данной теме.

Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.

Задачи курса:

  • содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, области;

  • воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города;

  • воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;

  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;

  • изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.


ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности программы

Курс рассчитан на 4 года обучения. В первом классе курс состоит из четырёх частей: «Моя семья» (8 ч.); «Моя школа» (6 ч.); «Мой город» (6 ч.)

«Мой район. Природа родного края» (13 ч.). Рассчитан курс на 33 часа.

Широко используются следующие ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Планируемые результаты

Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;

  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе;

  • знать историю происхождения своего города, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;

  • знать растительный и животный мир родных мест, редкие и исчезающие виды;

- уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Содержание программы

Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.

1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (8 часов)

Цели: способствовать изучению истории семьи; показать историю происхождения имён и фамилий; воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам; воспитывать толерантность; содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)

  2. «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)

  3. Моя фамилия. (1ч.)

  4. Знакомство с профессиями.

Демонстрация детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.)

  1. Профессии моих родителей. (1ч.)

  2. Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)

  3. Моя родословная. (1ч.)

  4. Конкурс рисунков «Моя семья». (1ч.)

2 блок. МОЯ ШКОЛА. (6 ч.)

Цели: прививать любовь к родной школе; учить первоклассника чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы; воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)

  2. Моя школа. Демонстрация видеофильма о родной школе. (1ч.)

  3. Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)

  4. Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)

  5. Конкурс рисунков «Моя школа». (1ч.)

  6. Экскурсия в школьный музей. (1ч.)

3 блок. МОЙ ГОРОД . (6 ч.)

Цели: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, воспитание гордости за свою Малую Родину.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

  1. Мой город Липецк. Вводное занятие. (1ч.)

  2. История моего города. (1ч.)

  3. Памятные места города. Экскурсия. (1ч.)

  4. Конкурс рисунков «Мой любимый город». (1ч.)

  5. Ветераны Липецкой области. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. (1ч.)

  6. Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину». (1ч.)

4 блок. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (13 ч.)

Цели: обогатить детей знаниями, раскрывающими историю родного края; прививать любовь к родной природе; воспитывать экологически грамотное отношение к природе.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

    1. Растения родного края. Экскурсия.(1ч.)

    2. Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)

    3. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)

    4. Обитатели вод. Общие признаки рыб.(1ч.)

    5. Викторина «Золотая рыбка».(1ч.)

    6. Птицы нашего края. (1ч.)

    7. Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.(1ч.)

    8. Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)

    9. Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)

    10. Животный мир. Общие понятия.(1ч.)

    11. Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)

    12. «В мире животных». Викторина. (1ч.)

    13. Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)


Методическое обеспечение

«МОЯ СЕМЬЯ»

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные. Методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали данный вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

  3. Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».

Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.

«МОЯ ШКОЛА»

Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе».

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Используются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Приемы: конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.

Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет степень адаптации ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  1. Экспонаты школьного музея.

  2. Попова Г.П. Классные часы. 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

  3. Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие.

Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.

«МОЙ ГОРОД»

Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурс рисунков «Мой любимый город», просмотр компьютерных презентаций.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Используются такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  1. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие, 2002.

  2. Очерки истории «Край наш Липецкий».

Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.

«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Основные методы организации учебно-воспитательного про­цесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами, как демонстрация, иллюстрация.

Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.



Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  1. Физические карты России, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.

  2. Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».

  3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.

  4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

  5. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.

Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.


Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

8. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.

10. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.

11. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.

12. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.

13. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.

14. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.

15. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей :

1.Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

2.Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

3.Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

4.Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

5.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.