Программа курса «Изучаем родной край»
для учащихся 1 класса
Автор: Никитина С.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №49 г.Липецка
Пояснительная записка
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретают слова М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят достаточно остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён данной теме.
Цель данного курса – расширить знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Задачи курса:
содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, области;
воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города;
воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения. В первом классе курс состоит из четырёх частей: «Моя семья» (8 ч.); «Моя школа» (6 ч.); «Мой город» (6 ч.)
«Мой район. Природа родного края» (13 ч.). Рассчитан курс на 33 часа.
Широко используются следующие ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Планируемые результаты
Знания и умения учащихся в конце 1-го года обучения:
знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
уметь правильно вести себя в школе, в коллективе;
знать историю происхождения своего города, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест, редкие и исчезающие виды;
- уметь экологически грамотно вести себя в природе.
Содержание программы
Основная идея: Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире.
1 блок. МОЯ СЕМЬЯ. (8 часов)
Цели: способствовать изучению истории семьи; показать историю происхождения имён и фамилий; воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам; воспитывать толерантность; содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое семья? Вводное занятие. (1ч.)
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. (1ч.)
Моя фамилия. (1ч.)
Знакомство с профессиями.
Демонстрация детской презентации «Такие разные профессии». (1ч.)
Профессии моих родителей. (1ч.)
Экскурсия на производство, где трудятся родители первоклассников. (1ч.)
Моя родословная. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя семья». (1ч.)
2 блок. МОЯ ШКОЛА. (6 ч.)
Цели: прививать любовь к родной школе; учить первоклассника чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучать традиции родной школы; воспитывать дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Что такое школа? Вводное занятие. (1ч.)
Моя школа. Демонстрация видеофильма о родной школе. (1ч.)
Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. (1ч.)
Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. (1ч.)
Конкурс рисунков «Моя школа». (1ч.)
Экскурсия в школьный музей. (1ч.)
3 блок. МОЙ ГОРОД . (6 ч.)
Цели: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, воспитание гордости за свою Малую Родину.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Мой город Липецк. Вводное занятие. (1ч.)
История моего города. (1ч.)
Памятные места города. Экскурсия. (1ч.)
Конкурс рисунков «Мой любимый город». (1ч.)
Ветераны Липецкой области. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. (1ч.)
Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину». (1ч.)
4 блок. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. (13 ч.)
Цели: обогатить детей знаниями, раскрывающими историю родного края; прививать любовь к родной природе; воспитывать экологически грамотное отношение к природе.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
Растения родного края. Экскурсия.(1ч.)
Растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
Зелёный мир вокруг нас. Викторина. (1ч.)
Обитатели вод. Общие признаки рыб.(1ч.)
Викторина «Золотая рыбка».(1ч.)
Птицы нашего края. (1ч.)
Наблюдение за птицами. Экскурсия в природу.(1ч.)
Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. (1ч.)
Охрана птиц. Сооружение и установка скворечников, кормушек. (1ч.)
Животный мир. Общие понятия.(1ч.)
Охраняемые виды животных родного края. (1ч.)
«В мире животных». Викторина. (1ч.)
Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» (1ч.)
Методическое обеспечение
«МОЯ СЕМЬЯ»
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные. Методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся первого класса постепенно осваивали данный вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, проект «Родословная моей семьи», тестирование по теме.
«МОЯ ШКОЛА»
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильмов о школе, компьютерных презентаций «Правила поведения в школе».
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса, демонстрационный и иллюстративный, в этом блоке удачно сочетаются со словесными и практическими методами обучения.
Используются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Приемы: конкурс рисунков, рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Практические работы: нарисовать рисунок о школе, классе, о своих друзьях. Одной из эффективных форм работы является проектная деятельность учащихся.
Работа по изучению данной темы очень важна в первом классе, т. к. учитель выявляет степень адаптации ученика первого класса к школе и с помощью занятий может на ранних стадиях предупредить негативное отношение ученика к школе, снять тревожность.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Экспонаты школьного музея.
Попова Г.П. Классные часы. 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации, видеофильмы «Школа моей мечты», «Правила поведения в школе» и другие.
Формы подведения итогов: выставки работ учащихся, тестирование по теме, соревнования.
«МОЙ ГОРОД»
Формы занятий: конкурсы, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурс рисунков «Мой любимый город», просмотр компьютерных презентаций.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Используются такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие, 2002.
Очерки истории «Край наш Липецкий».
Формы подведения итогов: конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину», конкурс рисунков, тестирование по теме.
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами, как демонстрация, иллюстрация.
Содержание этого блока спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Физические карты России, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Формы подведения итогов: викторина, конкурс знатоков родного края, конкурс рисунков, беседа, тестирование по теме.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
8. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1990.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - Официальные документы в образовании, № 4, 2001.
10. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
11. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
12. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
13. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
14. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
15. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей :
1.Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
2.Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
3.Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.
4.Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
5.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.