Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Курбатова Г.Н./ Протокол № _____ от «___»_______20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР «___»_______20___г. _____/Хализева И.Н./ | Принято на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «____»______20____г. | Утверждено и введено в действие Приказ № ______ от «___»__________20___г. Директор ____/Жарких М.В./ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Изучаем родной край»
6 класс
Автор-составитель: Жарких Светлана Николаевна
2017 год
Пояснительная записка
Основное направление модернизации современной школы - оптимальное развитие личности каждого ученика. Содержание образовательной области «Обществознание» основного общего образования создает основу для формирования у школьников элементов научного мировоззрения, развития абстрактного мышления и речи, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и культуре своей страны, своей «малой» Родины – поселка Колонтаевка.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Автор считает, что программа должна иметь основой личную историю ребенка, историю семьи, в которой он живет, историю родного (села) и края. Подобный выбор объясняется рядом причин.
Первоначальные представления об исторических процессах и об особенностях формируются на примерах доступных и понятных. Прежде всего это события жизни близких родственников, тех. кого ребенок видит каждый день и кого хорошо знает, кто является для него авторитетом мать, отец бабушка и т.д. С другой стороны, он познает и себя самого. С самого начала изучения программы проводится идея о гуманистическом характере исторического процесса, когда личная история ребенка переплетается с событиями в истории семьи и общества, образуя живую ткань Истории.
Социализация ребенка происходит более осмысленно. Познавая свое место в череде поколений, идентифицируя себя в пространстве и времени, школьник постигает ценность каждого человека для историческою процесса
Я, моя семья, моё (село), мой край. Эти темы актуальны сегодня. Новым является исторический подход к знакомым и хорошо известным явлениям и событиям.
Изучение истории села и края предполагает воспитание любви и гордости к своей Малой Родине, которая ослаблена у современного поколения. А эти чувства могут базироваться только на знании истории, знаменательных событий произошедший на родной земле. Гордость ребенка за своих древних безымянных земляков, умелых ремесленников, бесстрашных воинов важна для его самоопределения в наше непростое время.
Материалы по истории Курского края, своего населенного пункта доступны школьнику и учителю в живых рассказах очевидцев, которых можно пригласить на урок, в архивных и музейных экспонатах, которые можно «подержать в руках», во впечатлениях от экскурсий по историческим местам. Все это помогает соединить познание с переживанием, способствует воспитанию чувств, сохранению целостности духовного мира ребенка.
ЦЕЛИ:
Заложить основу:
-знаний о селе, родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
-умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
-творческого подхода к полученным знаниям;
-любви и преданности родным местам.
-пробудить интерес к историческим знаниям через изучение истории своего региона.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-познакомить с достопримечательностями родного села, края;
-углубить и расширить знания о родном селе, крае;
-повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
-создать условия для развития интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням;
-учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям;
Развивающие:
-развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
-развивать память, мышление, восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны;
-воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей Родине
-воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Учебное время предлагаемое в программе:
6 класс – 1 час в неделю
Всего 34 часа
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
-определять высказывать под руководством педагога простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
-ситуации общения и сотрудничества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-учиться работать по предложенному плану учителем.
-учиться давать оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-делать предварительный отбор источников информации.
-добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
-перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других.
-учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
-обобщать, делать несложные выводы.
-определять последовательность событий.
-давать определения тем или иным понятиям.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
-Первый уровень результатов –
Приобретение детьми новых знаний, умений и навыков. Расширение знаний об истории, культуре, традициях родного села, края, своей страны.
Второй уровень результатов -
Укрепление нравственных качеств у детей, личностное развитие каждого ребенка и его духовное оздоровление .Осуществление межпредметных связей, способствующих общекультурному развитию детей.
Третий уровень результатов-
Воспитание чувств национальной гордости и любви к своей Родине,
бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.
Наименование раздела и темы | Количество часов | Планируемые результаты(конкретные УУД) |
Предметные | УУД |
Вводное занятие. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | 1 | Знать значение терминов «историческое краеведение», « исторический источник», «хрестоматия». | Личностные: высказывать предположения, как люди узнают историю края. Коммуникативные: готовить коллективные ответ на вопрос: что бы вы хотели узнать по истории родного края?» |
Мой край на карте Родины | 1 | Знать географическое положение края, его границы, историю образования. | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем. Личностные: формирование чувства гордости за свой край, его продолжительную историю. |
Мини - проект «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление географической карты своего села. | 1 | Знать происхождение некоторых наиболее значимых топонимов края, района делать предварительный отбор источников информации. -добывать новые знания, находить ответы на вопросы. -перерабатывать полученную информацию. | Личностные: высказывать предположения, с чем связано то или иное название населённого пункта. Регулятивные: учиться давать оценку деятельности одноклассников Коммуникативные: работать в паре по созданию географической карты своего села. |
Я и моя семья | 1 | Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию | Личностные: воспитать чувство гордости за своих родителей Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, учиться давать оценку деятельности одноклассников. |
Творческий конкурс « Старая фотография рассказала…» | 1 | Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию | Личностные: воспитывать интерес и гордость к делам и жизни своих предков, представителей старшего поколения. Коммуникативные: учиться составлять рассказ, задавать вопросы и отвечать на них. |
Моя родословная | 1 | Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию, рисовать родословное дерево. | Личностные: воспитание интереса к истории и жизни своей семьи. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом. |
Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города Курска (интерактивная экскурсия» | 1 | Умение перерабатывать полученную информацию. | Личностные: воспитание чувства гордости за свой родной город, формирование любознательности и пытливости в процессе обучения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей. |
О чём расскажут названия улиц? | 1 | Знать, с чем или кем связано название родной улицы. | Личностные: воспитание чувства гордости за свой родной город, село. Познавательные: познакомить с историей происхождения улиц, совершить прогулку по родной улице. |
Наша школа. Знакомство с традициями, историей своей школы. | 1 | Узнать историю школы, в которой учиться дети | Личностные: формирование чувства гордости и сопричастности к успехам родной школы. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом. Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Знаменитые выпускники. Поисково–исследовательская работа | 1 | Познакомиться с известными выпускниками родной школы Умение находить необходимую информацию в разных источниках | Личностными: формирование чувства гордости и сопричастности к успехам родной школы. Коммуникативные: умение составлять и задавать вопросы, работать в группе Регулятивные: умение работать по составленному плану. |
Моя малая родина. Экскурсия по поселку. | 1 | Знакомство с природой, географией родного села | Личностные: ситуация общения и сотрудничества Коммуникативные: умение слушать рассказ учителя, задавать вопросы. |
Творческая работа. Конкурс творческих работ. | 1 | Закрепление и обобщение полученных знаний. | Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы. Личностные: формирование учебных и познавательных мотивов. |
Природа родного края. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Курской области. | 1 | Познакомиться с видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей области, с природными зонами. | Регулятивные: -Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться давать оценку ответам своих товарищей. Личностные: воспитание чувства любви к своему краю |
Памятники природы | 1 | Знакомство с памятникоми природы | Личностные: воспитание чувства любви к своему краю. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться давать оценку ответам своих товарищей. |
Объекты природы своего района. | 1 | Знакомство с природными объектами Льговского района | Личностные: высказывать предположение о том, какие природные объекты расположены в нашем районе Коммуникативные: готовить коллективные ответ на вопрос: почему чернозем считается главным природным богатством района? |
Климат своего района | 1 | Знакомство с климатической областью расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. | Регулятивные: составлять план урока, соотносить результат урока с планом Коммуникативные: готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах, готовить устный ответ на вопрос: « Особенности климата Льговского района» |
Практическое занятие: кормушка для птиц. | 1 | Знакомство с технологией изготовления кормушки | Личностные: воспитание чувства ответственности за пернатых друзей, Коммуникативные: умение работать в парах. |
Что дает наш край стране | 1 | Знать основные отрасли промышленности, сельское хозяйство города (села), ведущие предприятия, их историю. | Личностные: высказывать предположение о том, какие предприятия составляют экономику области и района Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Что дает наш край стране | 1 | Знать основные отрасли промышленности, сельское хозяйство города (села), ведущие предприятия, их историю. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом. Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Наш район (край) богат талантами: литературное, художественное, музыкальное творчество, физкультура и спорт | 1 | Знакомство с земляками, прославившими край своим творчеством в литературе, художественном искусстве, музыке. | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем. Личностные: формирование чувства гордости за свой край, его жителей и их творчество |
Деревянное и каменное зодчество нашего края | 1 | Знакомство с творениями деревянной и каменной архитектуры Вологодского края | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем. Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с произведениями искусства |
Мой любимый земляк | 1 | Рассказать о своём земляке, чьё творчество вызывает гордость | Личностные: воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства любви к искусству, к прекрасному. Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение высказывать свои мысли. |
Святые места нашего края | 1 | Знакомство с Курского края | Личностные: ориентация на моральные нормы, учебно- познавательный интерес к объектам Вологодского края.. Регулятивные :умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом |
Святые нашего края. Серафим Соровский. | 1 | Знакомство с деятельностью святых на Курской земле | Личностные: ориентация на моральные нормы, учебно- познавательный интерес к итогам деятельности святых Регулятивные :умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом |
Наш край в годы Великой Отечественной войны События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края | 1 | Знакомство с событиями истории края в годы Великой Отечественной войны | Личностные: учебно- познавательный интерес к событиям военных лет. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. | 1 | Знакомство с тем, какой вклад внесли в победу жители села, родственники обучающихся | Личностные: чувство гордости за свою семью, за своих родственников. Коммуникативные: Умение строить понятные для партнёра речевые высказывания, учитывая, что партнёр знает инее знает. |
Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. | 1 | Знакомство с « живой историей», с событиями в крае в годы войны. | Личностные: формирование чувства сопричастности и гордости за свой народ, развитие морального сознания Коммуникативные: Умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. |
Герб района: лекция по геральдике | 1 | Знакомство с вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой, на основе герба Льговского района знакомство с правилами геральдики | Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом |
Герб района: лекция по геральдике | 1 | Знакомство с вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой, на основе герба Льговского района знакомство с правилами геральдики | Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом |
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района. | 1 | Повторяем правила составления герба | Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетического на основе выполненной работы. |
Проект « Презентация или викторина « Наш край» Качественные характеристики проекта, распределение функций. | 1 | Повторяем основные этапы работы над проектом. | Личностные: формирование учебно- познавательного интереса в работе над проектом Коммуникативные: распределение функций, умение работать в группе, умение договариваться в случае столкновения мнений. |
Защита проекта « Презентация или викторина « Наш край» | 1 | Учимся защищать свою идею, корректировать её и вносить изменения в план | Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе Коммуникативные: умение работать в группе. |
Презентация проекта « Наш край» | 1 | Учимся презентовать полученный результат | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешной деятельности Коммуникативные: умение выступать на публике. |
Итоговое занятие | 1 | | |
Содержание занятий
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Тема 2:“Мой край на карте Родины”.(3 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Моя улица”.(2ч)
Урок-экскурсия по улицам Курска.
О чём расскажут названия улиц.
Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 6: “Моя малая Родина”.(2 ч)
Экскурсия по поселку, микрорайону
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 7: “Природа нашего края”.(5 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Курской области..
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы .
3.Объекты природы своего района.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) – операция “Чистый двор”.
Тема 8:“Что дает наш край стране”.(2 ч)
1. Знакомство с сельским хозяйством поселка.
2. Экскурсии на сельско-хозяйственные угодья
Тема 9:“Наш район (край )богат талантами”.(4 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 10:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3ч)
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Концерты для ветеранов .
Тема 11: “Герб района”.(3 ч)
Лекция по геральдике.
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.
Тема 12:“Презентация « Наш край”.(3 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Итоговое занятие- 1 час
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание |
План. | Факт. |
1 | Вводное занятие. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | 1 | | | |
2 | Мой край на карте Родины | 1 | | | Сбор материала про некоторые топонимы края, их название. |
3 | Мини - проект «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление географической карты своего села. | 1 | | | Выяснить, кем работают родители, особенности их профессии. |
4 | Я и моя семья | 1 | | | Подобрать фотографию своих родственников, за которой скрывается какая- то история. |
5 | Творческий конкурс « Старая фотография рассказала…» | 1 | | | |
6 | Моя родословная | 1 | | | |
7 | Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города Вологды (интерактивная экскурсия» | 1 | | | Найти информацию о любой улице городов Курск, Льгов, родного поселка, с чем связано её название, объекты культуры. |
8 | О чём расскажут названия улиц? | 1 | | | Сообщение обучающегося « История Колонтаевской школы» |
9 | Наша школа. Знакомство с традициями, историей своей школы. | 1 | | | |
10 | Знаменитые выпускники. Поисково–исследовательская работа | 1 | | | |
11 | Моя малая родина. Экскурсия по поселку. | 1 | | | Написать мини- сочинение « Что я узнал о истории поселка Колонтаевка и родной школы» |
12 | Творческая работа. Конкурс творческих работ. | 1 | | | |
13 | Природа родного края. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Курской области. | 1 | | | |
14 | Памятники природы | 1 | | | |
15 | Объекты природы своего района. | 1 | | | |
16 | Климат своего района | 1 | | | Определить среднюю температуру в районе за сутки, за месяц. |
17 | Практическое занятие: кормушка для птиц. | 1 | | | Следить за кормом для птиц |
18 | Что дает наш край стране | 1 | | | |
19 | Что дает наш край стране | 1 | | | Сообщение учащегося «Творчество А. П. Гайдара» |
20 | Наш район (край) богат талантами: литературное, художественное, музыкальное творчество, физкультура и спорт | 1 | | | |
21 | Деревянное и каменное зодчество нашего края | 1 | | | Подумать и составить рассказ о своём любимом земляке и его творчестве. |
22 | Мой любимый земляк | 1 | | | |
23 | Святые места нашего края | 1 | | | |
24 | Святые нашего края. Серафим Соровский. | 1 | | | Мини- сочинение « Где бы я хотел побывать в Курском крае?» |
25 | Наш край в годы Великой Отечественной войны События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края | 1 | | | Узнать у родственников о том, кто в семье принимал участие в войне или работал в тылу, кто из ветеранов проживает рядом. |
26 | Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. | 1 | | | |
27 | Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. | 1 | | | |
28 | Герб района: лекция по геральдике | 1 | | | |
29 | Герб района: лекция по геральдике | 1 | | | |
30 | Творческая работа по созданию символа (герба) своего поселка. | 1 | | | |
31 | Проект « Презентация или викторина « Наш край» Качественные характеристики проекта, распределение функций. | 1 | | | Работа над проектом |
32 | Защита проекта « Презентация или викторина « Наш край» | 1 | | | Работа над проектом |
33 | Презентация проекта « Наш край» | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | | |
16