СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Изучаем родной край" создает основу формирования у школьников патриотизма и гражданственности, уважение к истории и культуры своей малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Изучаем родной край»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель

________/Курбатова Г.Н./

Протокол № _____

от «___»_______20___г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

«___»_______20___г.

_____/Хализева И.Н./



Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № _____

от «____»______20____г.

Утверждено и введено в действие

Приказ № ______

от «___»__________20___г.

Директор ____/Жарких М.В./

















Рабочая программа внеурочной деятельности


«Изучаем родной край»


6 класс





Автор-составитель: Жарких Светлана Николаевна













2017 год





Пояснительная записка

Основное направление модернизации современной школы - оптимальное развитие личности каждого ученика. Содержание образовательной области «Обществознание» основного общего образования создает основу для формирования у школьников элементов научного мировоззрения, развития абстрактного мышления и речи, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и культуре своей страны, своей «малой» Родины – поселка Колонтаевка.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Автор считает, что программа должна иметь основой личную историю ребенка, историю семьи, в которой он живет, историю родного (села) и края. Подобный выбор объясняется рядом причин.

Первоначальные представления об исторических процессах и об особенностях формируются на примерах доступных и понятных. Прежде всего это события жизни близких родственников, тех. кого ребенок видит каждый день и кого хорошо знает, кто является для него авторитетом мать, отец бабушка и т.д. С другой стороны, он познает и себя самого. С самого начала изучения программы проводится идея о гуманистическом характере исторического процесса, когда личная история ребенка переплетается с событиями в истории семьи и общества, образуя живую ткань Истории.

Социализация ребенка происходит более осмысленно. Познавая свое место в череде поколений, идентифицируя себя в пространстве и времени, школьник постигает ценность каждого человека для историческою процесса

Я, моя семья, моё (село), мой край. Эти темы актуальны сегодня. Новым является исторический подход к знакомым и хорошо известным явлениям и событиям.

Изучение истории села и края предполагает воспитание любви и гордости к своей Малой Родине, которая ослаблена у современного поколения. А эти чувства могут базироваться только на знании истории, знаменательных событий произошедший на родной земле. Гордость ребенка за своих древних безымянных земляков, умелых ремесленников, бесстрашных воинов важна для его самоопределения в наше непростое время.

Материалы по истории Курского края, своего населенного пункта доступны школьнику и учителю в живых рассказах очевидцев, которых можно пригласить на урок, в архивных и музейных экспонатах, которые можно «подержать в руках», во впечатлениях от экскурсий по историческим местам. Все это помогает соединить познание с переживанием, способствует воспитанию чувств, сохранению целостности духовного мира ребенка.

ЦЕЛИ:

Заложить основу:
-знаний о селе, родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
-умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
-творческого подхода к полученным знаниям;
-любви и преданности родным местам.

-пробудить интерес к историческим знаниям через изучение истории своего региона.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-познакомить с достопримечательностями родного села, края;
-углубить и расширить знания о родном селе, крае;
-повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
-создать условия для развития интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням;
-учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям;
Развивающие:

-развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
-развивать память, мышление, восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны;
-воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей Родине
-воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.

Основные принципы, положенные в основу программы:

-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

-словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.


Учебное время предлагаемое в программе:

6 класс – 1 час в неделю

Всего 34 часа

















































Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты:

-определять высказывать под руководством педагога простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

-ситуации общения и сотрудничества.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-учиться работать по предложенному плану учителем.

-учиться давать оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-делать предварительный отбор источников информации.

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

-перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других.

-учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

-обобщать, делать несложные выводы.

-определять последовательность событий.

-давать определения тем или иным понятиям.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

-Первый уровень результатов –

Приобретение детьми новых знаний, умений и навыков. Расширение знаний об истории, культуре, традициях родного села, края, своей страны.

Второй уровень результатов -

Укрепление нравственных качеств у детей, личностное развитие каждого ребенка и его духовное оздоровление .Осуществление межпредметных связей, способствующих общекультурному развитию детей.

Третий уровень результатов-

Воспитание чувств национальной гордости и любви к своей Родине,
бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.




Наименование раздела и темы

Количество часов

Планируемые результаты(конкретные УУД)

Предметные

УУД

Вводное занятие.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.






1

Знать значение терминов

«историческое краеведение», « исторический источник», «хрестоматия».

Личностные: высказывать предположения, как люди узнают историю края.

Коммуникативные: готовить коллективные ответ на вопрос: что бы вы хотели узнать по истории родного края?»

Мой край на карте Родины

1

Знать географическое положение края, его границы, историю образования.

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем.

Личностные:

формирование чувства гордости за свой край, его продолжительную историю.

Мини - проект «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление географической карты своего села.

1

Знать происхождение некоторых наиболее значимых топонимов края, района делать предварительный отбор источников информации.

-добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

-перерабатывать полученную информацию.

Личностные: высказывать предположения, с чем связано то или иное название населённого пункта.

Регулятивные: учиться давать оценку деятельности одноклассников

Коммуникативные: работать в паре по созданию географической карты своего села.

Я и моя семья

1

Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию






Личностные: воспитать чувство гордости за своих родителей

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, учиться давать оценку деятельности одноклассников.

Творческий конкурс « Старая фотография рассказала…»

1

Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию


Личностные: воспитывать интерес и гордость к делам и жизни своих предков, представителей старшего поколения.

Коммуникативные: учиться составлять рассказ, задавать вопросы и отвечать на них.

Моя родословная

1

Делать предварительный отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать новую информацию, рисовать родословное дерево.






Личностные: воспитание интереса к истории и жизни своей семьи.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом.

Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города Курска

(интерактивная экскурсия»

1

Умение перерабатывать полученную информацию.

Личностные: воспитание чувства гордости за свой родной город, формирование любознательности и пытливости в процессе обучения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей.

О чём расскажут названия улиц?

1

Знать, с чем или кем связано название родной улицы.




Личностные: воспитание чувства гордости за свой родной город, село.

Познавательные: познакомить с историей происхождения улиц, совершить прогулку по родной улице.

Наша школа. Знакомство с традициями, историей своей школы.

1

Узнать историю школы, в которой учиться дети

Личностные: формирование чувства гордости и сопричастности к успехам родной школы.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Знаменитые выпускники.

Поисково–исследовательская работа

1

Познакомиться с известными выпускниками родной школы

Умение находить необходимую информацию в разных источниках

Личностными: формирование чувства гордости и сопричастности к успехам родной школы.

Коммуникативные: умение составлять и задавать вопросы, работать в группе

Регулятивные: умение работать по составленному плану.

Моя малая родина. Экскурсия по поселку.

1

Знакомство с природой, географией родного села

Личностные: ситуация общения и сотрудничества

Коммуникативные: умение слушать рассказ учителя, задавать вопросы.

Творческая работа. Конкурс творческих работ.

1

Закрепление и обобщение полученных знаний.

Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

Личностные: формирование учебных и познавательных мотивов.

Природа родного края. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Курской области.

1

Познакомиться с видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей области, с природными зонами.


Регулятивные: -Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться давать оценку ответам своих товарищей.

Личностные: воспитание чувства любви к своему краю

Памятники природы

1

Знакомство с памятникоми природы

Личностные: воспитание чувства любви к своему краю.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться давать оценку ответам своих товарищей.


Объекты природы своего района.

1

Знакомство с природными объектами Льговского района

Личностные: высказывать предположение о том, какие природные объекты расположены в нашем районе

Коммуникативные: готовить коллективные ответ на вопрос: почему чернозем считается главным природным богатством района?

Климат своего района

1

Знакомство с климатической областью расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов.

Регулятивные: составлять план урока, соотносить результат урока с планом

Коммуникативные: готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах, готовить устный ответ на вопрос:

« Особенности климата Льговского района»

Практическое занятие: кормушка для птиц.




1

Знакомство с технологией изготовления кормушки

Личностные: воспитание чувства ответственности за пернатых друзей,

Коммуникативные: умение работать в парах.


Что дает наш край стране

1

Знать основные отрасли промышленности, сельское хозяйство города (села), ведущие предприятия, их историю.

Личностные: высказывать предположение о том, какие предприятия составляют экономику области и района

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

Что дает наш край стране



1

Знать основные отрасли промышленности, сельское хозяйство города (села), ведущие предприятия, их историю.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану, соотносить результат работы с планом.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

Наш район (край) богат талантами: литературное, художественное, музыкальное творчество, физкультура и спорт

1

Знакомство с земляками, прославившими край своим творчеством в литературе, художественном искусстве, музыке.

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем.

Личностные:

формирование чувства гордости за свой край, его жителей и их творчество

Деревянное и каменное зодчество нашего края

1

Знакомство с творениями деревянной и каменной архитектуры Вологодского края

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем.

Личностные:

формирование чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с произведениями искусства

Мой любимый земляк


1

Рассказать о своём земляке, чьё творчество вызывает гордость

Личностные: воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства любви к искусству, к прекрасному.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, умение высказывать свои мысли.

Святые места нашего края

1

Знакомство с Курского края

Личностные: ориентация на моральные нормы, учебно- познавательный интерес к объектам Вологодского края..

Регулятивные :умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом

Святые нашего края. Серафим Соровский.

1

Знакомство с деятельностью святых на Курской земле

Личностные: ориентация на моральные нормы, учебно- познавательный интерес к итогам деятельности святых

Регулятивные :умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом

Наш край в годы Великой Отечественной войны События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края

1

Знакомство с событиями истории края в годы Великой Отечественной войны

Личностные: учебно- познавательный интерес к событиям военных лет.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.


Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

1

Знакомство с тем, какой вклад внесли в победу жители села, родственники обучающихся

Личностные: чувство гордости за свою семью, за своих родственников.

Коммуникативные:

Умение строить понятные для партнёра речевые высказывания, учитывая, что партнёр знает инее знает.

Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

1

Знакомство с « живой историей», с событиями в крае в годы войны.

Личностные: формирование чувства сопричастности и гордости за свой народ, развитие морального сознания

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Герб района: лекция по геральдике

1

Знакомство с вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой, на основе герба Льговского района знакомство с правилами геральдики

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом

Герб района: лекция по геральдике

1

Знакомство с вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой, на основе герба Льговского района знакомство с правилами геральдики

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соотносить результат с планом

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

1

Повторяем правила составления герба

Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетического на основе выполненной работы.

Проект « Презентация или викторина

« Наш край» Качественные характеристики проекта, распределение функций.

1

Повторяем основные этапы работы над проектом.

Личностные: формирование учебно- познавательного интереса в работе над проектом

Коммуникативные: распределение функций, умение работать в группе, умение договариваться в случае столкновения мнений.

Защита проекта

« Презентация или викторина

« Наш край»

1

Учимся защищать свою идею, корректировать её и вносить изменения в план

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к школе

Коммуникативные: умение работать в группе.

Презентация проекта

« Наш край»

1

Учимся презентовать полученный результат

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Коммуникативные: умение выступать на публике.

Итоговое занятие


1























Содержание занятий


Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

Тема 2:“Мой край на карте Родины”.(3 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ”.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Моя улица”.(2ч)

Урок-экскурсия по улицам Курска.

О чём расскажут названия улиц.

Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 6: “Моя малая Родина”.(2 ч)

Экскурсия по поселку, микрорайону

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 7: “Природа нашего края”.(5 ч)

  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Курской области..

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы .

3.Объекты природы своего района.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 8:“Что дает наш край стране”.(2 ч)

1. Знакомство с сельским хозяйством поселка.

2. Экскурсии на сельско-хозяйственные угодья

Тема 9:“Наш район (край )богат талантами”.(4 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 10:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3ч)

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Концерты для ветеранов .

Тема 11: “Герб района”.(3 ч)

  1. Лекция по геральдике.

  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 12:“Презентация « Наш край”.(3 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Итоговое занятие- 1 час



































Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

План.

Факт.

1

Вводное занятие.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.






1




2

Мой край на карте Родины

1



Сбор материала про некоторые топонимы края, их название.

3

Мини - проект «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Составление географической карты своего села.

1



Выяснить, кем работают родители, особенности их профессии.

4

Я и моя семья

1



Подобрать фотографию своих родственников, за которой скрывается какая- то история.

5

Творческий конкурс « Старая фотография рассказала…»

1




6

Моя родословная

1




7

Моя улица. Урок-экскурсия по улицам города Вологды

(интерактивная экскурсия»

1



Найти

информацию о любой улице городов Курск, Льгов, родного поселка, с чем связано её название, объекты культуры.

8

О чём расскажут названия улиц?

1



Сообщение обучающегося

« История Колонтаевской школы»

9

Наша школа. Знакомство с традициями, историей своей школы.

1




10

Знаменитые выпускники.

Поисково–исследовательская работа

1




11

Моя малая родина. Экскурсия по поселку.

1



Написать мини- сочинение « Что я узнал о истории поселка Колонтаевка и родной школы»

12

Творческая работа. Конкурс творческих работ.

1




13

Природа родного края. Виртуальное путешествие в растительный и животный мир Курской области.

1




14

Памятники природы

1




15

Объекты природы своего района.

1



16

Климат своего района

1



Определить среднюю температуру в районе за сутки, за месяц.

17

Практическое занятие: кормушка для птиц.




1



Следить за кормом для птиц

18

Что дает наш край стране

1




19

Что дает наш край стране



1



Сообщение учащегося «Творчество А. П. Гайдара»

20

Наш район (край) богат талантами: литературное, художественное, музыкальное творчество, физкультура и спорт

1




21

Деревянное и каменное зодчество нашего края

1



Подумать и составить рассказ о своём любимом земляке и его творчестве.

22

Мой любимый земляк


1




23

Святые места нашего края

1




24

Святые нашего края. Серафим Соровский.

1



Мини- сочинение « Где бы я хотел побывать в Курском крае?»

25

Наш край в годы Великой Отечественной войны События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края

1



Узнать у родственников о том, кто в семье принимал участие в войне или работал в тылу, кто из ветеранов проживает рядом.

26

Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

1




27

Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

1




28

Герб района: лекция по геральдике

1




29

Герб района: лекция по геральдике

1




30

Творческая работа по созданию символа (герба) своего поселка.

1




31

Проект « Презентация или викторина

« Наш край» Качественные характеристики проекта, распределение функций.

1



Работа над проектом

32

Защита проекта

« Презентация или викторина

« Наш край»

1



Работа над проектом

33

Презентация проекта

« Наш край»

1




34

Итоговое занятие


1





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!