СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучаем родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура программы включает в себя: пояснительну записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование. Рекомендована для организации работы с учащимися по изучению родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучаем родной край"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа

Демидовского района Смоленской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы

Протокол № 1 от 29.08.13 г. 29.08. 2013 г. Приказ № ___от 31.08.16

______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса

"Изучаем родной край»»"



2013-2014 учебный год












Класс: 4 класс


Учитель: Гудкова Н.В.




п. Пржевальское

2013год











Пояснительная записка



Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе:
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089


  • Основная цель программы: сформировать знания детей о том крае в котором они живут.

  • Акцент делается на продолжение формирование УУД, начало которым было положено в 1-3 классе.

  • Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

  • Реализуется через следующие виды с детьми: беседы, викторины, экскурсии, посещение музеев, целевые прогулки, творческую работу.

  • Занятия курса проводятся и на базе НП « Смоленское Поозерье»

  • Курс наполняет содержание региональный компонент « Азбука Смоленского края». Автор Болотова С.А.

  • Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному краю.

  • Всего 34 часа, 1 час в неделю.




Учебники:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории,Смоленск, 2008

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск,2008


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Демидовского района; о культурном наследии и духовных традициях; о символах Смоленщины; о людях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.


Результаты изучения курса

Личностные действия:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах

  • прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
    приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
    Регулятивные действия:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Смоленской области, города;

  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.














Тематическое планирование курса

Тема

Дата

1.

Природные особенности Смоленской области


2.

Полезные ископаемые. Экологические вопросы


3.

Озеро Сапшо. Охрана окружающей среды


4.

Экскурсия к озеру Сапшо.


5.

Растения нашего края. Чтение стихов о лесе, деревьях, цветах.

Готовим проект « Что расскажет деревце» экология.


6.

Смоленский лен


7.

Растения нашего края. Чтение стихов о лесе, деревьях, цветах.

Готовим проект « Что расскажет деревце» экология


8.

Птицы нашего края


9.

Птицы нашего края,требующие особой охраны


10.

Животные нашего края. Готовим проект « Такие разные звери»


11.

Животные нашего края. Готовим проект « Такие разные звери» кто охраняется в нашем крае


12.

Пишем письма животным нашего края( творческая работа)


13

Охрана природы. ПРоект " Экологические сказки"


14.

Защита проектов. Красная книга нашей местности


15.

" Из варяг в греки" Изготовление модели ладьи


16.

Наши предки Экскурсия в парк. Курганы


17.

Герб и флаг нашей области ( презентация)


18.

Творческое задание. Составление герба своей местности


19.

Места боевой славы. Памятные места поселка.


20.

Экскурсия в музей « Боевой Славы»


21.

Охрана окружающей среды. Мусор, отходы. Правила чистоты.


22.

Жилища и предметы быта.


23.

Творческая работа. Изготовление макета избы.


24.

Как одевались в старину.


25.

Проект: « Мода прошлых лет»


26.

Что ели наши предки.


27.

Проект: « Русская кухня»


28.

Праздники, игры, хороводы( игровое занятие)


29.

Письменность. Изготовление рукописной книги.


30.

Улицы нашего поселка.


31.

Экскурсия в музей Н.В. Пржевальского.


32.

Проект: « Мой поселок в будущем»


33.

Поход на тему « Что расскажет лесная тропинка?» Озеро Чистик.


34

Итоговое занятие.





































Содержание курса

Название блока

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы.

Блок 1.

Мир природы-

14 ч.)


Природные особенности.


Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, , Западная Двина, Каспля,Сапша Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; в; красная книга, экология, заповедные места, законы,

»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности»

Полезные ископаемые.


Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.


Виды водоёмов: реки, озёра,

Растительность.


Виды растительности: лесная, луговая

Грибы.


Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.

Смоленский лён.


Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.


Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.


Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Проверьте себя.

Контрольное занятие.

Блок 2. Мир истории. (6ч.)





















1.Наши предки.

Территория наших предков, их занятия.

Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, , оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки.

Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, Экскурсия в парк Козлова к курганам, о военном прошлом нашего поселка, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки»

2. «Из варяг в греки»


Великие водные пути через Смоленск.

3. Курганы парка им. Козлова



4. Герб и флаг области.


Понятия герб, флаг.

5. Экскурсия в музей Боевой славы


.

6. Памятные места поселка












Блок 3. Мир культуры.(14ч.)


Жилища и предметы бытия.




Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ярцево; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен.

Как одевались в старину.




Что ели наши предки.


Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.


Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.


Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.


История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Экскурсия в храм « Вознесения Господня»


Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня.

Экскурсия в музей Н.М. Пржевальского


Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др.

Утренник « Мой край родной»


Контрольное занятие.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!