на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы
Протокол № 1 от 29.08.13 г. 29.08. 2013 г. Приказ № ___от 31.08.16
______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)
Учитель: Гудкова Н.В.
п. Пржевальское
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе:
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Демидовского района; о культурном наследии и духовных традициях; о символах Смоленщины; о людях, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
№ | Тема | Дата |
1. | Природные особенности Смоленской области | |
2. | Полезные ископаемые. Экологические вопросы | |
3. | Озеро Сапшо. Охрана окружающей среды | |
4. | Экскурсия к озеру Сапшо. | |
5. | Растения нашего края. Чтение стихов о лесе, деревьях, цветах. Готовим проект « Что расскажет деревце» экология. | |
6. | Смоленский лен | |
7. | Растения нашего края. Чтение стихов о лесе, деревьях, цветах. Готовим проект « Что расскажет деревце» экология | |
8. | Птицы нашего края | |
9. | Птицы нашего края,требующие особой охраны | |
10. | Животные нашего края. Готовим проект « Такие разные звери» | |
11. | Животные нашего края. Готовим проект « Такие разные звери» кто охраняется в нашем крае | |
12. | Пишем письма животным нашего края( творческая работа) | |
13 | Охрана природы. ПРоект " Экологические сказки" | |
14. | Защита проектов. Красная книга нашей местности | |
15. | " Из варяг в греки" Изготовление модели ладьи | |
16. | Наши предки Экскурсия в парк. Курганы | |
17. | Герб и флаг нашей области ( презентация) | |
18. | Творческое задание. Составление герба своей местности | |
19. | Места боевой славы. Памятные места поселка. | |
20. | Экскурсия в музей « Боевой Славы» | |
21. | Охрана окружающей среды. Мусор, отходы. Правила чистоты. | |
22. | Жилища и предметы быта. | |
23. | Творческая работа. Изготовление макета избы. | |
24. | Как одевались в старину. | |
25. | Проект: « Мода прошлых лет» | |
26. | Что ели наши предки. | |
27. | Проект: « Русская кухня» | |
28. | Праздники, игры, хороводы( игровое занятие) | |
29. | Письменность. Изготовление рукописной книги. | |
30. | Улицы нашего поселка. | |
31. | Экскурсия в музей Н.В. Пржевальского. | |
32. | Проект: « Мой поселок в будущем» | |
33. | Поход на тему « Что расскажет лесная тропинка?» Озеро Чистик. | |
34 | Итоговое занятие. | |
Название блока | Темы | Содержание блока | Ориентировка в понятиях и терминах | Практические работы. |
Блок 1. Мир природы- 14 ч.) |
Природные особенности. | Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды. | Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, , Западная Двина, Каспля,Сапша Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; в; красная книга, экология, заповедные места, законы, | »; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки « Природа края в опасности» |
Полезные ископаемые. | Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные |
Водоёмы. | Виды водоёмов: реки, озёра, |
Растительность. | Виды растительности: лесная, луговая |
Грибы. | Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых. |
Смоленский лён. | Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён» |
Животные. | Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие. |
Охрана природы. | Понятие природа, красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места |
Проверьте себя. | Контрольное занятие. |
Блок 2. Мир истории. (6ч.) | 1.Наши предки. | Территория наших предков, их занятия. | Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, , оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки. | Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, Экскурсия в парк Козлова к курганам, о военном прошлом нашего поселка, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки» |
2. «Из варяг в греки» | Великие водные пути через Смоленск. |
3. Курганы парка им. Козлова | |
4. Герб и флаг области. | Понятия герб, флаг. |
5. Экскурсия в музей Боевой славы | . |
6. Памятные места поселка | |
| |
| |
| |
| |
Блок 3. Мир культуры.(14ч.) | Жилища и предметы бытия. | | | Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города Ярцево; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен. |
Как одевались в старину. | |
Что ели наши предки. | Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. |
Праздники. | Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения. |
Игры и хороводы. | Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. |
Письменность. | История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» -древнейший памятник русской письменности. |
Экскурсия в храм « Вознесения Господня» | Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. |
Культура Смоленщины сегодня. Экскурсия в музей Н.М. Пржевальского | Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др. |
Утренник « Мой край родной» | Контрольное занятие. |