СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена учащимся 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 79 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО____Н.Ю.Шайхулова

Протокол №____от____________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____ Т.В.Охотникова

«_____»__________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Школа №79

___________Р.Н.Сыртланов


Приказ №___от___________








Рабочая программа

по внеурочной деятельности


Направление: Общекультурное

Наименование: Изучаем родной край

Класс:

Сроки реализации программы: 2021/2022 учебный год


Учитель:Басырова Гульнар Ханифовна




















Уфа-2021











  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса



Учащиеся по истории и культуре Башкортостана должны знать:


- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;


- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.


Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана , быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.


- по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;


- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).


- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.



Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников






  1. Содержание учебного курса


3 класс

С новым учебным годом! (1час)

Г. Юнусова. «Перемена».Г. Давлетов «Отличник Юмагул".

В мире сказок (2 часа)

Сказка «Урал-батыр».

Детский фольклор (1 час)

Игра — «Перстень — бычок»

С.Т.Аксаков - наш земляк(1 час)

С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

Символика Республики Башкортостан (1 час)

Композиторы Башкортостана для детей(1 час)

Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове.

Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди». Наш земляк – художник А. Нестеров(1 час)

Поэт Г. Салям. (1 час)

«Кошка и новогодняя елка».

Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди. (1 час)

Города Башкортостана(1 час)

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.

Народный художник А. Лутфуллин(1 час)

Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

Башкирские легенды и предания(1 час)

«Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил».

С. Злобин и Салават Юлаев (2часа)

С.Злобина «Сала­ват»

Башкирские писатели детям(2часа)

А.Карнай «Жаворонок»,

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».

Уральская зима(1 час)

Х.Габитов. Зима.А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер­вый снег».

По музеям Уфы (1 час) учащиеся получают информацию о

Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Сказки Биишевой(1 час)

«Лети, лети моя тележка!»

Композитор Хусаин Ахметов(1 час)

Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала».

Сэсэны - народные предсказатели(1 час)

Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.

Шежере - моя родословная(1 час)

Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже­ре»

Поэт Р. Гарипов(1 час)

«Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

Театр и дети(1 час)

Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным,

Мой родной Башкортостан(2 часа)

М.Карим. Березовый лист.К.Киньябулатова. Чай.

Памятные уголки родного края(1 час)

Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.А.Атнабаев. Край мой.

Ш.Анак. Журавлиная песня.Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам».

Любимые поэты детворы (2 часа)

М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

Предания и сказы

Художники рисуют для детей (2 часа)

Предания и сказы «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», иллюстрации В. Диановой к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат».








































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс


Тема занятия

Содержание занятия


Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

С новым учебным годом!


Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но­вому учебному году. Г. Юнусова. «Перемена».Г. Давлетов «Отличник Юмагул".

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С.Алибаева «Мы-третьеклассники».


07.09


2

В мире сказок


Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи­ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле.



14.09


3

В мире сказок


Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи­ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле.



21.09


4

Детский фольклор


Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка­кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.


28.09


5

С.Т.Аксаков - наш земляк


Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени­ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».


05.10


6

Символика Республики Башкортостан

Ознакомить учащихся с символикой РБ, дать сведения о дате образования, авторах.


12.10


7

Композиторы Башкортостана для детей


Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».

Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям.


19.10


8

Наш земляк – художник А. Нестеров


Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя).


26.10


9

Поэт Г. Салям.


Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта.

09.11


10

Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди.


Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Ис­пользуются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг.


16.11


11

Города Башкортостана


Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них.

Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.

Чтение произведений Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.


23.11


12

Народный художник

А. Лутфуллин


Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе­ниями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

30.11


13

Башкирские легенды

и предания


Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных моти­вах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру­гих прозаических жанров фольклора.

Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.


07.12


14

С. Злобин и Салават Юлаев


Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).


14.12


15

С. Злобин и Салават Юлаев


Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).


21.12


16

Башкирские писатели детям


Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби­тающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».


28.01


17

Башкирские писатели детям


Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби­тающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».


18.01


18

Уральская зима


Рассказ учителя об особенностях уральской зимы.

Х.Габитов. Зима.А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Пер­вый снег».



25.02


19

По музеям Уфы


Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс­курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродук­ции из картин и т.д.


01.02


20

Сказки

3. Биишевой


Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед­ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.


08.02


21

Композитор Хусаин Ахметов


Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композито­ра Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.


15.02


22

Сэсэны - народные предсказатели


Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.


22.02


23

Сэсэны - народные предсказатели


Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.


01.03


24

Шежере - моя родословная


Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений.

Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже­ре» (Уфа, 1960).


15.03


25

Поэт

Р. Гарипов


Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».


22.03


26

Театр и дети


Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским Используются альбомы, открытки, фотоснимки.


05.04


27

Мой родной Башкортостан


Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.М.Карим. Березовый лист.К.Киньябулатова. Чай.


12.04


28

Памятные уголки родного края


Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромыш­ленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках приро­ды, краткая информация о них. До или после уроков можно совер­шить экскурсию на один из таких объектов.

Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.А.Атнабаев. Край мой.

Ш.Анак. Журавлиная песня.Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам».


19.04


29

Любимые поэты детворы


Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

26.04


30

Любимые поэты детворы


Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

03.05


31

Тукай и Башкортостан


Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая.

10.05


32

Никто не забыт


Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».


17.05


33

Предания

и сказы

Художники рисуют для детей


Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жан­ра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер­жанию.

Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.


24.05












































34

Предания

и сказы

Художники рисуют для детей


Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.


24.05



35

Урок-повторения.

Закрепить и повторить изученного.

31.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!