Просмотр содержимого документа
«Изучение английской современной культуры для преодоления языкового барьера»
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Успешность обучения иностранному языку зависит от ряда факторов. Одним из них является учет национально культурной специфики общества, в котором функционирует изучаемый язык. Понимание иноязычного текста невозможно без понимания инокультурных особенностей, сопутствующих его созданию. В условиях современной глобальной интеграции необходимо не только знать иностранные слова, но и быть знакомым с культурой другого народа, ведь за каждым словом стоит часть картины иного мира, иноязычного и инокультурного. На уроках возникает необходимость не только обращать внимание на взаимосвязь языка и культуры, но обучать иностранному как инструменту межкультурной коммуникации.
Связь культуры и языка становится наиболее заметна, когда обучающиеся сталкиваются с особенностями перевода даже на самых первых уроках иностранного языка. Уже в начальной школе дети с радостью выясняют, что два личных местоимения «ты» и «вы» имеют один эквивалент на английском -" уou", что уже отражает культурные особенности англоговорящих стран. В дальнейшем изучающие иностранный язык имеют возможность не только сопоставить разные языки, но и разные культуры, найти в них общее и разное, обогатить свой жизненный опыт. Без учета национально культурных особенностей при изучении языка невозможно полноценное овладение предметом.
Цель уроков иностранного языка - научить полноценно общаться на другом языке, но «общение и культура неразделимы». Преподаватель иностранного языка должен не только познакомить своих подопечных с набором лексических единиц и грамматическими правилами, но показать, как их использовать в ситуации реального общения. Изучающие иностранный язык должны видеть цель своих усилий по освоению другого языка, а именно учиться его использовать как инструмент межкультурной коммуникации.
Задача практического освоения языка как средства межкультурной коммуникациидостигается на уроках иностранного языка за счет разнообразных видов деятельности. Так, обучающимся могут быть предложены дискуссии на иностранном языке, круглые столы, деловые
игры и мозговые штурмы, общение со своими сверстниками из других стран и т.п .. Главное, при преподавании иностранного языка создать настоящую коммуникативную ситуацию, связать изучение предмета с реальной жизнью, создать правильную мотивацию к обучению с практическим уклоном.
Коммуникативная игра
В обучении иностранному языку в старших классах эффективны ролевые, деловые, ситуативные игры, и под ситуативными играми подразумевают коммуникативные игры, которые позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
Основой моделирования в игре является аутентичная ситуация, которая характеризуется наличием информационного пробела или дефицита информации, когда партнеры, как правило, не знают или, не догадываются о речевых намерениях друг друга и пытаются в ходе общения ликвидировать этот дефицит или пробел информации. Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык осваивается осмысленно. Экспериментальным путем доказано, что использование коммуникативных игр способствует, во-первых, созданию мотивации изучения английского языка, во-вторых, более глубокому ознакомлению учащихся с культурой страны изучаемого языка и, в-третьих, развитию навыков говорения, максимально приближенных к естественной коммуникации.
Различные приемы и методы для знакомства обучающихся с культурой других стран, использование иностранного языка в реальной ситуации общения мотивируют обучающихся на успешное изучение предмета. В процессе преподавания в центре внимания стоит необходимость практиковать использование иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.