Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Консультация для учителей начальной школы
«Изучение частей речи как основа формирования лингвистических компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гусева Н.А.
Уже в начальных классах школы ученики знакомятся с грамматическими признаками имени существительного, имени прилагательного, глагола, предлога, а также практически наблюдают наречие как слово, которое не может быть отнесено ни к одной из знакомых им частей речи. При ознакомлении с частями речи наречие дети часто относят к имени прилагательному (ярко светит солнце – оно яркое) или глаголом (надо быстро подойти – что сделать? – быстро подойти). В начальных классах у детей необходимо сформировать чёткое понятие «часть речи» на материале слов, которые составляют их словарный запас и слов, доступных их пониманию. Задачи учителя при изучении частей речи – помочь детям осознать, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Л. С. Выготский, изучая речь детей-дошкольников, указывал на то, что ребёнок воспринимает словесные значения, но не осознаёт словесные формы, а А.Н. Гвоздев, исследуя процесс детского словотворчества, доказал, что дошкольники образуют новые слова и словосочетания, опираясь только на смысловые изменения, и при этом не замечают словообразовательных морфем. Задача учителя при изучении частей речи – помочь детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Эти задачи вытекают из особенностей детского понимания слова.
Что же является причиной трудностей усвоения детьми частей речи?
Одна из них - многофункциональность слов, которая является одной из существенных трудностей и русского языка и ставит его в разряд сложнейших мировых языков. Так, слова могут быть одинаковыми по звуко-буквенному составу, но разными по грамматической принадлежности: на – приставка и предлог, печь – имя существительное и глагол;
- слова могут иметь хорошо заметные общие смысловые и внешние признаки, как, например, слова лошадь–лошадка, и различаться одним-двумя малозаметными для ребёнка формальными признаками, в данном примере составом слова и склонением.
- Грамматическое значение может быть близким лексическому (тетрадь – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), здесь всё чётко и понятно детям, но может и вступать с ним в противоречие (темнота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное- говорят дети.
Смысловое значение включает в себя собственный смысл слова и общий смысл, заключённый в корне. Так, сахарница – предмет посуды, в котором находится сахар. Собственное и корневое значения в данном случае близки и хорошо понимаются ребёнком. Но иногда они ребёнка, не обладающего достаточным лексическим опытом, выступают в некотором несоответствии, как, например, слова родина и родители. Дети могут не увидеть общности этих слов по корню, потому что родина – это страна или местность, где человек родился (иногда прямой смысл слова совсем не понятен для ребёнка), а родители – это мама и папа, два самых близких человека. Разница в лексическом значении этих слов мешает ребёнку увидеть их семантическое родство.
Слово имеет грамматическое значение, т.е. является носителем определённых грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рода и т. д. Грамматическое значение может быть близким лексическому (книга – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие (краснота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное.
Слово имеет синтаксическое значение, т. е. выступает в качестве одного из членов предложения. Ученики очень часто смешивают его с грамматическим значением, потому что в основе действий по их определению лежат похожие вопросы: ветер – какой? – тёплый, это прилагательное (вместо "определение"). Реже происходит смешение со смысловым значением. Например, в предложении Дед смастерил из досок скамейку к слову (из) досок ученик ставит вопрос какую?, представляя себе деревянную скамейку и поэтому включая слова из досок не в словосочетание смастерил (из чего?) из досок, а в словосочетание скамейку (какую?) из досок. Таким образом слова из досок становятся не дополнением, а несогласованным определением, что в данном предложении неверно.
Процесс изучения частей речи включает в себя наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отражённого в его определении. Задача учителя – распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.
Изучение каждой части речи проходит два этапа – подготовительный и основной. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия (обобщённым значением слов, входящих в данный класс) и соотносит это значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по двум указанным параметрам (что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинается освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой "один – несколько", и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложении. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: "слова, называющие предмет (действие, признак предмета)". В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей (стол, окно, ручка), движений (прыгать, рисовать) и привычных для детей признаков (добрый, грустный, жёлтый).
Подготовительный период обеспечивает усвоение материала на уровне понимания и охватывает время от начала обучения в I классе до момента изучения данной части речи по программе. В подготовительный период дети знакомятся с понятием »слово», как единицей речи, называют разные предметы, группы предметов словами (игрушки, посуда, растения, учебные вещи и т.д.) В начале этой работы опора идёт чисто практическая, с опорой на конкретные, окружающие детей предметы. Говорю детям: нас окружает очень много предметов, посмотрите на них, покажите мне предмет на столе. Дети смотрят, но не могут понять и найти его. Спрашиваю: почему не можете найти предмет? Оказывается, они не знают, о каком предмете идёт речь, так как этот предмет не назван. – А чем же мы его называем? ( Словом) Следующий вопрос: - А сколько вокруг предметов? (много) Приходим к следующему выводу, что и слов нужно много. Называем окружающие предметы словами. Чтобы подкрепить сделанный детьми вывод, от конкретных предметов переходим к картинкам.
Затем знакомлю детей с графическим изображением слова, приставляя полоску к каждому предмету и рисунку. Учащиеся читают слова (называют картинку) с опорой на рисунок и без него. Так постепенно происходит абстрагирование и подготовка к чтению слов по его буквенному изображению. Происходит усвоение терминов: "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову", упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам. В подготовительный период необходимо осуществить практическое знакомство с понятием "начальная форма слова" и с опорой на соответствующий вопрос упражняться в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос. Для детей с ЗПР это представляет определённую трудность, поэтому эту работу проводят позже при ознакомлении с конкретной частью речи.
На чисто конкретном, практическом уровне дети знакомятся и с другими группами слов (словами – признаками, действиями).
Назначение основного периода – переход с уровня понимания на уровень знания. Эта задача решается путём целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и её синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием, представленным в учебнике, по которому работают ученики. Первый этап изучения частей речи – это общее знакомство с ними.
План изучения частей речи по Г. Мисаренко.
План изучения частей речи
1. Общий подготовительный период
1.1
Понятие "слово".
Привлечение внимания учеников к слову как единице речи.
Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении.
2
Грамматическое значение слова.
Практическое знакомство с терминами "слова, называющие предмет", "слова, называющие действие предмета", "слова, называющие признак предмета". Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл.
3
Грамматические вопросы.
Усвоение терминов "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову". Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам.
.4
Практическое знакомство с понятием "начальная форма слова"
Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос.
2. Основной этап
Имя существительное
1
Слова, называющие предметы.
Выделение слов-предметов из группы различных слов.
Упражнения в постановке вопросов кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и т. д.
Местоимения
Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они. Упражнения в постановке слов в начальную форму.
2
Категория числа.
Наблюдение изменения слов-предметов по числу.
Упражнения в постановке слов в начальную форму.
3
Имена собственные.
Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет.
Упражнения в постановке вопросов к именам собственным. Знакомство с большой буквой.
4
Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения (радость, мысль), в сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином "имя существительное".
Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены.
Глагол
1
Слова, называющие действие предмета.
Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов.
Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий.
Наблюдение изменения слов-действий по числам.
2.
Слова, обозначающие "скрытые" действия (спит, думает). Знакомство с термином "глагол".
Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов.
Имя прилагательное
1
Слова, называющие признаки предметов
Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам.
2
Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными.
3
Знакомство с термином "имя прилагательное".
Упражнения в распространении предложений определениями.
4
Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом.
Предлог
1
Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином "предлог".
2.
Предлог как отдельное слово.
3
Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы.
Упражнения в синтаксическом анализе.
4
Наблюдение предложного управления
Следующий этап изучения частей речи – это этап, когда дети более детально начинают изучать каждую часть речи по программе 2 класса. В 3 и 4 классе знания о каждой части речи уточняются и расширяются.
Первый урок по данной теме – общее знакомство со всеми частями речи. Стараюсь сделать этот момент привлекательным и интересным, доступным для детей, так как знакомство с этими грамматическими понятиями требует от учащихся большого абстрагирования.
Фрагмент урока (обращаюсь к детям):
«Мы с вами совершали большое интересное путешествие в страну «Буквоград», а сегодня отправимся в новую страну, она называется « Словоград» (открываю вот такую книгу- самоделку.) Давайте подумаем, кто живёт в этой сказочной стране? (ещё раз по слогам, медленно произношу это слово « Сло-во-град» дети приходят к выводу, что живут в ней слова, прочитывают, какие это слова). Затем выясняем, что характерно для каждой группы слов. Сейчас у нас есть большие технические возможности, я использовала для объяснения вот такую презентацию («Часть речи» - 1) демонстрирую. Затем уже переходим к таблице по классификации частей речи в учебнике, печатной таблице, то есть происходит постепенный переход от наглядно- образного мышления к образному. Общее знакомство, соотнесением слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи, занимает 2 часа по программе. Затем переходим к изучению первой части речи «имени существительному». А вот, как это происходило, я показала вам на уроке. Одна из моих целей была такая: расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Цель изучения частей речи, морфологии в начальных классах имеет большое значение в формировании представления у младших школьников знаний о слове с точки зрения его грамматического значения.
Осознание частей речи во взаимосвязи с другими сторонами языка важно для осмысленного усвоения языка в целом. Знания по морфологии имеют развивающее значение, поскольку их усвоение сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Это оказывает положительное влияние на развитие логического мышления учащихся. Знания о частях речи и их грамматических признаках обеспечивают сознательное отношение учеников к своей речи и речи окружающих. Изучение морфологии способствует усвоению литературных норм, что важно для повышения уровня речевой культуры детей. На основе усвоения знаний по морфологии происходит формирование навыка правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.
В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы "Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?"
Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы "Кто? Что?" и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?" и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы "Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?" и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).
В третьем классе знания о частях речи расширяются ещё больше, дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола. Наиболее трудная категория – падеж имён существительных.
Как знакомлю с категорией падежа ?
« Сегодня на уроке - говорю детям,- мы узнаем еще один признак имени существительного – ПАДЕЖ. Что это такое? А поможет вам в этом разобраться
Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный. ( рисунок)
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.
- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки.
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.
Определить падеж, кроме падежных вопросов, помогут вспомогательные слова.
С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Консультация для учителей начальной школы
«Формирование грамматических понятий: части речи, грамматическая форма слова, грамматическое значение»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гусева Н.А.