Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Консультация для учителей начальной школы
«Изучение частей речи как основа формирования лингвистических компетенций младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гусева Н.А.
Уже в начальных классах школы ученики знакомятся с грамматическими признаками имени существительного, имени прилагательного, глагола, предлога, а также практически наблюдают наречие как слово, которое не может быть отнесено ни к одной из знакомых им частей речи. При ознакомлении с частями речи наречие дети часто относят к имени прилагательному (ярко светит солнце – оно яркое) или глаголом (надо быстро подойти – что сделать? – быстро подойти). В начальных классах у детей необходимо сформировать чёткое понятие «часть речи» на материале слов, которые составляют их словарный запас и слов, доступных их пониманию. Задачи учителя при изучении частей речи – помочь детям осознать, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Л. С. Выготский, изучая речь детей-дошкольников, указывал на то, что ребёнок воспринимает словесные значения, но не осознаёт словесные формы, а А.Н. Гвоздев, исследуя процесс детского словотворчества, доказал, что дошкольники образуют новые слова и словосочетания, опираясь только на смысловые изменения, и при этом не замечают словообразовательных морфем. Задача учителя при изучении частей речи – помочь детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Эти задачи вытекают из особенностей детского понимания слова.
Что же является причиной трудностей усвоения детьми частей речи?
Одна из них - многофункциональность слов, которая является одной из существенных трудностей и русского языка и ставит его в разряд сложнейших мировых языков. Так, слова могут быть одинаковыми по звуко-буквенному составу, но разными по грамматической принадлежности: на – приставка и предлог, печь – имя существительное и глагол;
- слова могут иметь хорошо заметные общие смысловые и внешние признаки, как, например, слова лошадь–лошадка, и различаться одним-двумя малозаметными для ребёнка формальными признаками, в данном примере составом слова и склонением.
- Грамматическое значение может быть близким лексическому (тетрадь – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), здесь всё чётко и понятно детям, но может и вступать с ним в противоречие (темнота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное- говорят дети.
Смысловое значение включает в себя собственный смысл слова и общий смысл, заключённый в корне. Так, сахарница – предмет посуды, в котором находится сахар. Собственное и корневое значения в данном случае близки и хорошо понимаются ребёнком. Но иногда они ребёнка, не обладающего достаточным лексическим опытом, выступают в некотором несоответствии, как, например, слова родина и родители. Дети могут не увидеть общности этих слов по корню, потому что родина – это страна или местность, где человек родился (иногда прямой смысл слова совсем не понятен для ребёнка), а родители – это мама и папа, два самых близких человека. Разница в лексическом значении этих слов мешает ребёнку увидеть их семантическое родство.
Слово имеет грамматическое значение, т.е. является носителем определённых грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рода и т. д. Грамматическое значение может быть близким лексическому (книга – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие (краснота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное.
Слово имеет синтаксическое значение, т. е. выступает в качестве одного из членов предложения. Ученики очень часто смешивают его с грамматическим значением, потому что в основе действий по их определению лежат похожие вопросы: ветер – какой? – тёплый, это прилагательное (вместо "определение"). Реже происходит смешение со смысловым значением. Например, в предложении Дед смастерил из досок скамейку к слову (из) досок ученик ставит вопрос какую?, представляя себе деревянную скамейку и поэтому включая слова из досок не в словосочетание смастерил (из чего?) из досок, а в словосочетание скамейку (какую?) из досок. Таким образом слова из досок становятся не дополнением, а несогласованным определением, что в данном предложении неверно.
Процесс изучения частей речи включает в себя наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отражённого в его определении. Задача учителя – распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.
Изучение каждой части речи проходит два этапа – подготовительный и основной. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия (обобщённым значением слов, входящих в данный класс) и соотносит это значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по двум указанным параметрам (что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинается освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой "один – несколько", и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложении. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: "слова, называющие предмет (действие, признак предмета)". В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей (стол, окно, ручка), движений (прыгать, рисовать) и привычных для детей признаков (добрый, грустный, жёлтый).
Подготовительный период обеспечивает усвоение материала на уровне понимания и охватывает время от начала обучения в I классе до момента изучения данной части речи по программе. В подготовительный период дети знакомятся с понятием »слово», как единицей речи, называют разные предметы, группы предметов словами (игрушки, посуда, растения, учебные вещи и т.д.) В начале этой работы опора идёт чисто практическая, с опорой на конкретные, окружающие детей предметы. Говорю детям: нас окружает очень много предметов, посмотрите на них, покажите мне предмет на столе. Дети смотрят, но не могут понять и найти его. Спрашиваю: почему не можете найти предмет? Оказывается, они не знают, о каком предмете идёт речь, так как этот предмет не назван. – А чем же мы его называем? ( Словом) Следующий вопрос: - А сколько вокруг предметов? (много) Приходим к следующему выводу, что и слов нужно много. Называем окружающие предметы словами. Чтобы подкрепить сделанный детьми вывод, от конкретных предметов переходим к картинкам.
Затем знакомлю детей с графическим изображением слова, приставляя полоску к каждому предмету и рисунку. Учащиеся читают слова (называют картинку) с опорой на рисунок и без него. Так постепенно происходит абстрагирование и подготовка к чтению слов по его буквенному изображению. Происходит усвоение терминов: "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову", упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам. В подготовительный период необходимо осуществить практическое знакомство с понятием "начальная форма слова" и с опорой на соответствующий вопрос упражняться в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос. Для детей с ЗПР это представляет определённую трудность, поэтому эту работу проводят позже при ознакомлении с конкретной частью речи.
На чисто конкретном, практическом уровне дети знакомятся и с другими группами слов (словами – признаками, действиями).
Назначение основного периода – переход с уровня понимания на уровень знания. Эта задача решается путём целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и её синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием, представленным в учебнике, по которому работают ученики. Первый этап изучения частей речи – это общее знакомство с ними.
План изучения частей речи по Г. Мисаренко.
План изучения частей речи
1. Общий подготовительный период
1.1
Понятие "слово".
Привлечение внимания учеников к слову как единице речи.
Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении.
2
Грамматическое значение слова.
Практическое знакомство с терминами "слова, называющие предмет", "слова, называющие действие предмета", "слова, называющие признак предмета". Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл.
3
Грамматические вопросы.
Усвоение терминов "слово отвечает на вопрос", "поставить вопрос к слову". Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам.
.4
Практическое знакомство с понятием "начальная форма слова"
Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос.
2. Основной этап
Имя существительное
1
Слова, называющие предметы.
Выделение слов-предметов из группы различных слов.
Упражнения в постановке вопросов кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и т. д.
Местоимения
Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они. Упражнения в постановке слов в начальную форму.
2
Категория числа.
Наблюдение изменения слов-предметов по числу.
Упражнения в постановке слов в начальную форму.
3
Имена собственные.
Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет.
Упражнения в постановке вопросов к именам собственным. Знакомство с большой буквой.
4
Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения (радость, мысль), в сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином "имя существительное".
Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены.
Глагол
1
Слова, называющие действие предмета.
Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов.
Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий.
Наблюдение изменения слов-действий по числам.
2.
Слова, обозначающие "скрытые" действия (спит, думает). Знакомство с термином "глагол".
Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов.
Имя прилагательное
1
Слова, называющие признаки предметов
Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам.
2
Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными.
3
Знакомство с термином "имя прилагательное".
Упражнения в распространении предложений определениями.
4
Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом.
Предлог
1
Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином "предлог".
2.
Предлог как отдельное слово.
3
Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы.
Упражнения в синтаксическом анализе.
4
Наблюдение предложного управления
Следующий этап изучения частей речи – это этап, когда дети более детально начинают изучать каждую часть речи по программе 2 класса. В 3 и 4 классе знания о каждой части речи уточняются и расширяются.
Первый урок по данной теме – общее знакомство со всеми частями речи. Стараюсь сделать этот момент привлекательным и интересным, доступным для детей, так как знакомство с этими грамматическими понятиями требует от учащихся большого абстрагирования.
Фрагмент урока (обращаюсь к детям):
«Мы с вами совершали большое интересное путешествие в страну «Буквоград», а сегодня отправимся в новую страну, она называется « Словоград» (открываю вот такую книгу- самоделку.) Давайте подумаем, кто живёт в этой сказочной стране? (ещё раз по слогам, медленно произношу это слово « Сло-во-град» дети приходят к выводу, что живут в ней слова, прочитывают, какие это слова). Затем выясняем, что характерно для каждой группы слов. Сейчас у нас есть большие технические возможности, я использовала для объяснения вот такую презентацию («Часть речи» - 1) демонстрирую. Затем уже переходим к таблице по классификации частей речи в учебнике, печатной таблице, то есть происходит постепенный переход от наглядно- образного мышления к образному. Общее знакомство, соотнесением слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи, занимает 2 часа по программе. Затем переходим к изучению первой части речи «имени существительному». А вот, как это происходило, я показала вам на уроке. Одна из моих целей была такая: расширить представления о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Цель изучения частей речи, морфологии в начальных классах имеет большое значение в формировании представления у младших школьников знаний о слове с точки зрения его грамматического значения.
Осознание частей речи во взаимосвязи с другими сторонами языка важно для осмысленного усвоения языка в целом. Знания по морфологии имеют развивающее значение, поскольку их усвоение сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Это оказывает положительное влияние на развитие логического мышления учащихся. Знания о частях речи и их грамматических признаках обеспечивают сознательное отношение учеников к своей речи и речи окружающих. Изучение морфологии способствует усвоению литературных норм, что важно для повышения уровня речевой культуры детей. На основе усвоения знаний по морфологии происходит формирование навыка правописания окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.
В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы "Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?"
Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы "Кто? Что?" и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?" и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы "Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?" и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).
В третьем классе знания о частях речи расширяются ещё больше, дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола. Наиболее трудная категория – падеж имён существительных.
Как знакомлю с категорией падежа ?
« Сегодня на уроке - говорю детям,- мы узнаем еще один признак имени существительного – ПАДЕЖ. Что это такое? А поможет вам в этом разобраться
Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный. ( рисунок)
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.
- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки.
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.
-
Определить падеж, кроме падежных вопросов, помогут вспомогательные слова.
-
С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
-
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Консультация для учителей начальной школы
«Формирование грамматических понятий: части речи, грамматическая форма слова, грамматическое значение»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Гусева Н.А.