Цель урока: вырабатывать у обучающихся практические навыки определения характеристик движения тела по окружности; развивать познавательные процессы: память, логическое мышление – через построение умозаключений, внимание – через умение анализировать, делать выводы, подводить итоги в ходе лабораторной работы; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость, чувство ответственности, аккуратность.
Просмотр содержимого документа
«Изучение движения тела по окружности. Лабораторная работа №1»
Конспект урока
«Изучение движения тела по окружности. Лабораторная работа №1»
(9 класс)
Подготовила Шляханова С.Д.,
учитель физики
ГУЛНР «ЛОУСОШ №18»
Цель урока: вырабатывать у обучающихся практические навыки определения характеристик движения тела по окружности; развивать познавательные процессы: память, логическое мышление – через построение умозаключений, внимание – через умение анализировать, делать выводы, подводить итоги в ходе лабораторной работы; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость, чувство ответственности, аккуратность.
Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Проверка домашнего задания
№90 (Р.)
Дано: СИ: Решение:
;
Ответ:
№94 (Р.)
Дано: СИ: Решение:
;
Ответ: ;
№99 (Р.)
Дано: СИ: Решение:
Ответ:
ІІІ. Инструктаж по технике безопасности
ІV. Выполнение лабораторной работы
Нить длиной 45 см привязать к грузу и подвесить к к
ольцу штатива. Заранее на бумаге начертить окружность радиусом 15 см. Маятник привести во вращение, добиться того, чтобы маятник вращался по нарисованной окружности.
Определить период обращения маятника при помощи часов с секундной стрелкой или секундомера. Число оборотов выбрать произвольно, но желательно большое - 20-40. Время, за которое маятник совершил данное число оборотов, записать в таблицу. Опыт повторить 5 раз.
Измерить модуль равнодействующей силы, уравновесив её силой упругости пружины динамометра.
Сравнить силу упругости с равнодействующей сил, действующих на тело.
Ответить на контрольные вопросы:
Как направлены скорость и ускорение тела при его движении по окружности?
Как изменится период обращения груза, если радиус окружности увеличится в 4 раза, а скорость движения груза не изменится?
Запись в тетрадях учащихся
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Лабораторная работа № 8
Цель работы: исследовать движение тела под действием двух сил: силы тяжести и силы упругости; определить суммарную силу, действующую на тело, которое движется по окружности
Оборудование: штатив с муфтой и кольцом, прочная нить, лист бумаги с начерченной окружностью радиусом 15 см, груз массой 100 г из набора по механике; линейка с миллиметровыми делениями, динамометр, секундомер
Отчёт о работе
1. Теория работы
F = Fупр + Fтяж
F = mц
= , где r – радиус окружности (м)
T = Т – период обращения груза (с)
n - число оборотов за время t
, где
Проверочное равенство
Относительная погрешность измерения · 100%
2. Таблица измерений и вычислений
№оп | t, с | tср, с | n | m, кг | R, м | , | m, Н | Fупр, Н | | , % |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
Вычисления
tср =
m=
=
=
Вывод:
V. Сбор тетрадей
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: повторить §4,5