СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение элементов музыкальной речи в младших классах музыкальных школ и школ искусств

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

   Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

   Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,
  • Метрическую и ритмическую организацию,
  • Логику формообразования

 

   Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

   Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

   Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

   Вся эта «черновая»  работа  - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

   Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

Просмотр содержимого документа
«Изучение элементов музыкальной речи в младших классах музыкальных школ и школ искусств»

Методическая разработка








«Изучение элементов музыкальной речи в младших классах

музыкальных школ и школ искусств»

















Преподавателя теоретических

дисциплин МБУДО «ПДШИ»

Смирновой Вероники Владимировны











ВВЕДЕНИЕ


Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.

Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:

  • Высотных и ладовых соотношений звуков,

  • Метрическую и ритмическую организацию,

  • Логику формообразования


Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)

Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.

Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.

Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.

Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)

ПРОСТЕЙШИЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.



Существуют четыре самых распространённых вида движения мелодии (ВДМ):

  1. Поступенное движение вверх и вниз

  2. Движение по трезвучию вверх и вниз

  3. Опевания

  4. Скачки I-V вверх и вниз и V-I вверх и вниз

Научить узнавать эти ВДМ можно ещё в донотный период (например, при работе с попевками). Особенно нравится детям находить эти мелодические элементы в знакомых мелодиях, например:



«Капитан»

Трезвучие вниз Поступенное движение вверх

«Чунга-чанга»

Трезвучие вверх Опевание

Позднее, при работе с домашними номерами, при написании диктантов и пении с листа, сразу же после настройки в тональности (пропевании различных ВДМ в ладу) и разбор на фразы, учащимся следует найти в данных музыкальных примерах ВДМ и отдельно их проработать. Очень важно, чтобы ученик воспринимал и запоминал мелодию не как ряд отдельных звуков - «букв», а как осмысленные блоки - «слова».

Очень полезно перед сольфеджированием отмечать ВДМ карандашными скобками. Так, при транспонировании в другую тональность, учащийся скоро понимает, что «передвигать» отдельные отмеченные блоки легче, чем каждую ноту.

Транспонирование отдельных мелодических построений и целых номеров – одна из эффективнейших форм изучения тональностей.



ИЗУЧЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ



В 1-2 классах проходятся тональности до двух ключевых знаков. При их изучении можно давать детям правила - попевки, основанные на уже знакомых ВДМ. С помощью этих попевок учащиеся распеваются, а также легко запоминают ключевые знаки. Например:

Си бемоль мажор

В си-бе-моль ма-жо-ре два бе- мо- ля: си и ми бе - моль

Ре минор

В ре- ми- но- ре си бе- моль, си бе -моль, си бе- моль

Си минор

В си ми- но- ре, в си ми- но- ре фа и до ди- ез

Знакомство с новой тональностью начинается с проигрывания её звукоряда, но без знаков. Дети сами находят «больные» звуки и «лечат» их с помощью диезов и бемолей. Характерно, что часто они воспринимают VII натуральную ступень в миноре как «неправильную». Поэтому следует сразу же изучать гармонически вид минора, как самый естественный и распространенный в нашей звуковой среде.

Очень важным и необходимым видом самостоятельной работы по освоению новой тональности является обязательное сочинение в ней мелодий (первоначально – на заданный ритм, а позднее – на слова). Учащийся сам, на своём инструменте, буквально «прощупывает» каждую ступень лада, знакомится с их взаимоотношениями и, наконец, легче запоминает ключевые знаки.



УПРАЖНЕНИЯ В ЛАДУ

Очень важно, в младших классах, воспитывать у учеников чёткое ощущение «устойчивости-неустойчивости» ступеней лада. Поэтому, знакомясь с центром устойчивости (тоникой), следует сразу же воспитывать у ребёнка осознание V ступени, как центр неустойчивости (доминанты).

Различные виды движений от I и V (и наоборот) – одни из самых распространенных в музыкальных примерах на начальном этапе обучения.

Поэтому попевки и упражнения, основанные на соотношении I-Vи V-I, являются очень важной формой работы в деле освоения ладовых соотношений. Особенное внимание следует обратить на ход от V к I, при знакомстве с видами минора.

Эффективными средствами при изучении ладовых отношений являются всевозможные упражнения при помощи болгарской столбицы. А также разная передача характеристик звучания ступеней (устойчивость и неподвижность I, «упругость» V, «напряжённость» VII и т. д.)



РАБОТА С РИТМОСЛОГАМИ

Начиная с первых же уроков, наряду с изучением самых распрстранённых ВДМ, следует освоение и самых распространённых ритмических блоков. Наиболее подходят для этой работы различные упражнения на ритмослоги. Возможные названия длительностей и ритмических групп:

 - «Гу – у» ♬♬-«Та-ка-та-ка»

♩- «Бом» ♪♬ - «Динь-та-ка»

♫ - «Ди-ли» ♬♪- «Та-ка-динь»

- «Динь» ♩.♪- «Бом-да-динь»

На начальном (донотном) этапе детям нравится «переводить» на язык ритмослогов знакомые стихотворные строки.

Например:



Учитель: Ученики:

«Ехали медведи» «та-ка-та-ка ди-ли»

«На велосипеде» «та-ка-та-ка ди-ли»

«А за ними кот» «та-ка-та-ка бом»

«Задом наперёд» «та-ка-та-ка бом»

«А за ним комарики» «та-ка-та-ка та-ка динь»»

«На воздушном шарике» «та-ка-та-ка та-ка динь»»

«Едут и смеются» «та-ка-та-ка ди-ли»

«Пряники жуют» «та-ка-та-ка бом»

(К.И. Чуковский «Тараканище»)

Позднее можно переводить подобным образом и различные мелодии.

Стихотворный «перевод» на язык ритмослогов очень полезен при сочинении мелодии на слова. При этом полезно, чтобы ученик прочитал заданный текст в разных размерах и на различные ритмы.

Например:


«Миновало лето. Осень наступила»

(Плещеев «Осенняя песенка»)

Вар.1: 2/4 Ди-ли ди-ли| бом бом| ди-ли ди-ли| бом бом

Вар.2: ¾ Бом-да-динь ди-ли| гу-у бом |бом-да-динь ди-ли| гу-у бом

Вар.3: ¾ Ди-ли бом бом| гу-у бом |ди-ли бом бом| гу-у бом


РАБОТА НАД ДИКТАНТОМ


При разборе и записи диктанта также следует добиваться, чтобы ученик слышал и записывал не отдельные звуки, а, сразу же, целые их блоки. После разбора диктант по фразам следует выполнение в них знакомых мелодических оборотов (ВДМ). Затем, с помощью постоянного возвращения к устойчивым звукам (про себя или вслух), идёт их определен е в ладу.

Образец разбора диктанта:

1 фраза 2 фраза 3 фраза 4 фраза


РАЗБОР 1 ФРАЗЫ:

Т53 опевание



РАЗБОР 2 ФРАЗЫ:

Поступенно вниз, V

РАЗБОР 3 ФРАЗЫ:

Т53 трезвучие

РАЗБОР 4 ФРАЗЫ:

Поступенно вниз, скачок I-V


После написания диктанта и чёткого осознания того, как он построен, следует пропеть его наизусть в других тональностях. (Перед этим отметив карандашными скобками составляющие его мелодические блоки).

ИНТЕРВАЛЫ.


После освоения главных видов движения мелодии в ладу интервалы в мелодическом виде воспринимаются как уже знакомые составные части ВДМ.

Так: ч.5 – скачок I-V

ч.4 – скачок V-I

б.3 – начало Б.53

м.3 – начало М.53

б.2 – начало гаммы (поступенное движение)

м.2 – конец гаммы, или опевание V в миноре

Вне лада учащиеся могут воспринимать интервалы и как «кусочки» знакомых мелодий.

Для интервалов в гармоническом звучании вне лада самым эффективным способом изучения является осознание их по характерной окраске звучания. Дети сами придумывают персонажи – образы для каждого интервала. Охотно их рисуют и узнают на слух. Следует отметить только, что при определении на слух, не стоит держать на инструменте интервал более 2-3 секунд, так. Как теряется («размывается») его характерная окраска.

На начальном этапе полезно подчёркивать ручными жестами («подсказывать») обертоновую специфику звучания интервала: «дрожание», «биение» м.2, «ударность» ч.4, спокойное «покачивание» ч.5 и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Становление юного музыканта происходит по следующей схеме:


Вижу Исполняю


Понимаю Творю


Слышу Воспроизвожу


При этом, этап понимания у учащегося основан на воспитании целенаправленного восприятия, накопления различных звуковых впечатлений (от простейших - к более сложным), укреплении памяти и развитии внутреннего слуха.

Наличие у ученика твёрдых навыков в нахождении, осознании и использовании элементов музыкальной речи – вот основная цель дисциплины сольфеджио на начальном этапе обучения.

Без этой своеобразной «постановки» немыслимо воспитание музыкального слуха у учащихся и понимания ими различных музыкальных явлений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!