м
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
- Высотных и ладовых соотношений звуков,
- Метрическую и ритмическую организацию,
- Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
Просмотр содержимого документа
«Изучение элементов музыкальной речи в младших классах музыкальных школ и школ искусств»
Методическая разработка
«Изучение элементов музыкальной речи в младших классах
музыкальных школ и школ искусств»
Преподавателя теоретических
дисциплин МБУДО «ПДШИ»
Смирновой Вероники Владимировны
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей предмета сольфеджио в музыкальных школах и школах искусств является развитие музыкального слуха.
Музыкальный слух – понятие многогранное. Оно включает в себя целый комплекс способностей восприятия и осознания различных звуковых впечатлений:
Высотных и ладовых соотношений звуков,
Метрическую и ритмическую организацию,
Логику формообразования
Воспитание каждой отдельной способности – это последовательный процесс освоения музыкальной речи, т.е. наиболее употребительных смысловых ячеек (мелодических оборотов, гармонических последовательностей, ритмических построений и т.д.)
Особенно важен этот процесс изучения и накопления в памяти типичных звуковых представлений на начальном этапе обучения.
Сольфеджирование номеров, пение с листа, запись диктантов (основные формы работы на уроках сольфеджио) невозможны без уверенного владения простейшими элементами музыкальной лексики. Так, осваивая любой музыкальный инструмент, нельзя обойтись без регулярных тренировочных упражнений (гаммы, арпеджио и т.д.), без многократного разучивания трудных мест и без разбора пьес каждой рукой.
Вся эта «черновая» работа - естественный шаг на пути к созданию художественного образа.
Без твёрдых навыков владения простейшими смысловыми единицами ученики не смогут подойти к следующему и главному этапу – целостному осознанию музыкального произведения (характер музыки, её жанровые истоки, строение, логика мелодического и гармонического развития)
ПРОСТЕЙШИЕ МЕЛОДИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
Существуют четыре самых распространённых вида движения мелодии (ВДМ):
Поступенное движение вверх и вниз
Движение по трезвучию вверх и вниз
Опевания
Скачки I-V вверх и вниз и V-I вверх и вниз
Научить узнавать эти ВДМ можно ещё в донотный период (например, при работе с попевками). Особенно нравится детям находить эти мелодические элементы в знакомых мелодиях, например:
«Капитан»
Трезвучие вниз Поступенное движение вверх
«Чунга-чанга»
Трезвучие вверх Опевание
Позднее, при работе с домашними номерами, при написании диктантов и пении с листа, сразу же после настройки в тональности (пропевании различных ВДМ в ладу) и разбор на фразы, учащимся следует найти в данных музыкальных примерах ВДМ и отдельно их проработать. Очень важно, чтобы ученик воспринимал и запоминал мелодию не как ряд отдельных звуков - «букв», а как осмысленные блоки - «слова».
Очень полезно перед сольфеджированием отмечать ВДМ карандашными скобками. Так, при транспонировании в другую тональность, учащийся скоро понимает, что «передвигать» отдельные отмеченные блоки легче, чем каждую ноту.
Транспонирование отдельных мелодических построений и целых номеров – одна из эффективнейших форм изучения тональностей.
ИЗУЧЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ
В 1-2 классах проходятся тональности до двух ключевых знаков. При их изучении можно давать детям правила - попевки, основанные на уже знакомых ВДМ. С помощью этих попевок учащиеся распеваются, а также легко запоминают ключевые знаки. Например:
Си бемоль мажор
В си-бе-моль ма-жо-ре два бе- мо- ля: си и ми бе - моль
Ре минор
В ре- ми- но- ре си бе- моль, си бе -моль, си бе- моль
Си минор
В си ми- но- ре, в си ми- но- ре фа и до ди- ез
Знакомство с новой тональностью начинается с проигрывания её звукоряда, но без знаков. Дети сами находят «больные» звуки и «лечат» их с помощью диезов и бемолей. Характерно, что часто они воспринимают VII натуральную ступень в миноре как «неправильную». Поэтому следует сразу же изучать гармонически вид минора, как самый естественный и распространенный в нашей звуковой среде.
Очень важным и необходимым видом самостоятельной работы по освоению новой тональности является обязательное сочинение в ней мелодий (первоначально – на заданный ритм, а позднее – на слова). Учащийся сам, на своём инструменте, буквально «прощупывает» каждую ступень лада, знакомится с их взаимоотношениями и, наконец, легче запоминает ключевые знаки.
УПРАЖНЕНИЯ В ЛАДУ
Очень важно, в младших классах, воспитывать у учеников чёткое ощущение «устойчивости-неустойчивости» ступеней лада. Поэтому, знакомясь с центром устойчивости (тоникой), следует сразу же воспитывать у ребёнка осознание V ступени, как центр неустойчивости (доминанты).
Различные виды движений от I и V (и наоборот) – одни из самых распространенных в музыкальных примерах на начальном этапе обучения.
Поэтому попевки и упражнения, основанные на соотношении I-Vи V-I, являются очень важной формой работы в деле освоения ладовых соотношений. Особенное внимание следует обратить на ход от V к I, при знакомстве с видами минора.
Эффективными средствами при изучении ладовых отношений являются всевозможные упражнения при помощи болгарской столбицы. А также разная передача характеристик звучания ступеней (устойчивость и неподвижность I, «упругость» V, «напряжённость» VII и т. д.)
РАБОТА С РИТМОСЛОГАМИ
Начиная с первых же уроков, наряду с изучением самых распрстранённых ВДМ, следует освоение и самых распространённых ритмических блоков. Наиболее подходят для этой работы различные упражнения на ритмослоги. Возможные названия длительностей и ритмических групп:
- «Гу – у» ♬♬-«Та-ка-та-ка»
♩- «Бом» ♪♬ - «Динь-та-ка»
♫ - «Ди-ли» ♬♪- «Та-ка-динь»
♪- «Динь» ♩.♪- «Бом-да-динь»
На начальном (донотном) этапе детям нравится «переводить» на язык ритмослогов знакомые стихотворные строки.
Например:
Учитель: Ученики:
«Ехали медведи» «та-ка-та-ка ди-ли»
«На велосипеде» «та-ка-та-ка ди-ли»
«А за ними кот» «та-ка-та-ка бом»
«Задом наперёд» «та-ка-та-ка бом»
«А за ним комарики» «та-ка-та-ка та-ка динь»»
«На воздушном шарике» «та-ка-та-ка та-ка динь»»
«Едут и смеются» «та-ка-та-ка ди-ли»
«Пряники жуют» «та-ка-та-ка бом»
(К.И. Чуковский «Тараканище»)
Позднее можно переводить подобным образом и различные мелодии.
Стихотворный «перевод» на язык ритмослогов очень полезен при сочинении мелодии на слова. При этом полезно, чтобы ученик прочитал заданный текст в разных размерах и на различные ритмы.
Например:
«Миновало лето. Осень наступила»
(Плещеев «Осенняя песенка»)
Вар.1: 2/4 Ди-ли ди-ли| бом бом| ди-ли ди-ли| бом бом
Вар.2: ¾ Бом-да-динь ди-ли| гу-у бом |бом-да-динь ди-ли| гу-у бом
Вар.3: ¾ Ди-ли бом бом| гу-у бом |ди-ли бом бом| гу-у бом
РАБОТА НАД ДИКТАНТОМ
При разборе и записи диктанта также следует добиваться, чтобы ученик слышал и записывал не отдельные звуки, а, сразу же, целые их блоки. После разбора диктант по фразам следует выполнение в них знакомых мелодических оборотов (ВДМ). Затем, с помощью постоянного возвращения к устойчивым звукам (про себя или вслух), идёт их определен е в ладу.
Образец разбора диктанта:
1 фраза 2 фраза 3 фраза 4 фраза
РАЗБОР 1 ФРАЗЫ:
Т53 опевание
РАЗБОР 2 ФРАЗЫ:
Поступенно вниз, V
РАЗБОР 3 ФРАЗЫ:
Т53 трезвучие
РАЗБОР 4 ФРАЗЫ:
Поступенно вниз, скачок I-V
После написания диктанта и чёткого осознания того, как он построен, следует пропеть его наизусть в других тональностях. (Перед этим отметив карандашными скобками составляющие его мелодические блоки).
ИНТЕРВАЛЫ.
После освоения главных видов движения мелодии в ладу интервалы в мелодическом виде воспринимаются как уже знакомые составные части ВДМ.
Так: ч.5 – скачок I-V
ч.4 – скачок V-I
б.3 – начало Б.53
м.3 – начало М.53
б.2 – начало гаммы (поступенное движение)
м.2 – конец гаммы, или опевание V в миноре
Вне лада учащиеся могут воспринимать интервалы и как «кусочки» знакомых мелодий.
Для интервалов в гармоническом звучании вне лада самым эффективным способом изучения является осознание их по характерной окраске звучания. Дети сами придумывают персонажи – образы для каждого интервала. Охотно их рисуют и узнают на слух. Следует отметить только, что при определении на слух, не стоит держать на инструменте интервал более 2-3 секунд, так. Как теряется («размывается») его характерная окраска.
На начальном этапе полезно подчёркивать ручными жестами («подсказывать») обертоновую специфику звучания интервала: «дрожание», «биение» м.2, «ударность» ч.4, спокойное «покачивание» ч.5 и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление юного музыканта происходит по следующей схеме:
Вижу Исполняю
Понимаю Творю
Слышу Воспроизвожу
При этом, этап понимания у учащегося основан на воспитании целенаправленного восприятия, накопления различных звуковых впечатлений (от простейших - к более сложным), укреплении памяти и развитии внутреннего слуха.
Наличие у ученика твёрдых навыков в нахождении, осознании и использовании элементов музыкальной речи – вот основная цель дисциплины сольфеджио на начальном этапе обучения.
Без этой своеобразной «постановки» немыслимо воспитание музыкального слуха у учащихся и понимания ими различных музыкальных явлений.