СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение исторической личности как способ воспитания патриотизма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему: "Изучение исторической личности как способ воспитания патриотизма"

Просмотр содержимого документа
«Изучение исторической личности как способ воспитания патриотизма»

Изучение исторической личности как способ воспитания патриотизма


Современные школьники живут в то время, когда изучение истории особенно важно. Об этом говорят и тенденции современного образования, усиления внимания к изучению гуманитарных дисциплин в школе, в том числе и истории. Данный предмет ежегодно выбирают в качестве экзамена все большее количество выпускников, и оставляют экзаменом для поступления большинство ВУЗов. И современный экзамен предполагает ряд заданий, направленных на проверку знаний о роли исторической личности. Процесс изучения история выстраивается гораздо интереснее, и как следствие более эффективно, если изучать исторические процессы на примере деятельности исторических личностей (Е.В. Путинцева. Методика изучения исторической личности в школе//Преподавание истории в школе № 4-2013 г.)

Но нельзя рассматривать историческую личность отдельно от эпохи, рассматривать факторы, которые оказали влияние на формирование поступков и взглядов. Но, как правило, в большинстве случаев, на изучение личности отводится очень мало времени на уроках, и возможность более глубоко изучить этот вопрос предоставляется только в классах с углубленным изучением истории, на дополнительных занятиях, элективных курсах или в рамках проектной деятельности в школе.

Пониманию значения той или иной личности может значительно помочь и художественная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства. Уникальность русской художественная культуры – это обращенность к истории. Исторический жанр занимает особое место в творчестве композиторов, начиная с М.И. Глинки. Удивительны по своей художественной выразительности оперы М.П. Мусоргского – «Борис Годунов» и «Хованщина». Идея необходимости единым народом ради свободы Отчизны, а не ради славы собственной воевать с врагом пронизывают и объединяют «Слово о полку Игореве» и оперу А.П. Бородина на данный сюжет.

Особое место в художественной традиции отечественной культуры занимает фигура Александра Невского (1252-1263). Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр Ярославович лично участвовал в битве, за победу и храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».

Екатериной I был учрежден Императорский Орден Святого Благоверного Князя Александра Невского - государственная награда Российской империи, ставшая третьей после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие личную отвагу. Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга.

В советском искусстве образ святого князя использовался различными авторами в живописи, литературе, музыке. Павел Дмитриевич Корин известный русский художник-живописец, создал триптих Александра Невского. Эту работу он выполнил по заказу Комитета по делам искусств. Работать над произведением художник начал в 1942 году. Три части картины объединены общей сюжетной линией. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский богатырь и провожающая его на войну женщина. В правой части автор изобразил былинный мотив, который дает людям представление о богатой истории и культуре русского народа. Эта часть полотна получила название «Старинный сказ». На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь. Его героизм, храбрость, мужество служили примером для советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Когда художник работал над триптихом, он обращался с консультациями к историкам. Верность историческим деталям – одна из черт отечественных произведений художественной культуры и залог сохранения исторической правды.

В 1937 году композитор Сергей Прокофьев написал кантату «Александр Невский» на основе музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна. Данное произведение представляет героико-эпическую национальную тему, которую Прокофьев в дальнейшем будет использовать в своих произведениях.

Образ Александра Невского служит героическим образом для народа, примером мужества и воинской славы. Поэтому он стал эталоном для русских художников, писателей, скульпторов, использовавших его образ для создания своих произведений, посвященных непобедимому духу русского народа.

Истинно русский художник Аполлинарий Васнецов стремился через свое творчество прославить многовековую историю православной России. Братья Васнецовы создавали работы на тему национальной истории, русских народных сказок и былин («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Крещение князя Владимира»). В последние годы жизни в творчестве живописца особо ярко проявилась религиозная тематика. В его иконах просматриваются черты, характерные именно для русских святых: отвага, стойкость, сердечная теплота, скромность, духовная мудрость («Прокопий Устюжский», «Сергий Радонежский», «Нестор летописец», «Алипий иконописец», «Андрей Боголюбский», «Княгиня Ольга»). В.М. Васнецов имел чёткость и цельность идейной и творческой программы: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории».

Изучение личности в школе имеет и еще одно очень важное, может быть, даже первостепенное значение. Образ отдельных личностей, их черты характера, отвага, смелость, мудрость и другие личностные черты, могут быть отличным примером для подрастающего поколения (М.С. Ерохина. Историческая личность: современная методика изучения//Преподавание истории в школе № 7-2016 г.)

Осознание этого факта подталкивает деятелей культуры в самые разные исторические эпохи к созданию произведений, где главным героем является подлинная историческая личность.

Одним из самых значимых имен в истории России было имя князя Владимира, который в историю вошел как святой и Владимир Красное солнышко. Именно благодаря его решению, Русь приняла христианскую религию. Причем в летописях дается очень много информации о чертах характера князя до принятия им христианства. Образ князь воспевается в былинах. Одна из первых картин на исторический отечественный сюжет художника Лосенко – «Владимир и Рогнеда». Его образ встречается в кинематографе («Легенда о княгине Ольге») и мультипликации «Князь Владимир».

Неоднократно снимались фильмы о Петре 1. Сложно переоценить его роль в историю нашего государства. Огромное количество реформ, присоединение новых территорий, создание флота, «окно в Европу» и многое другое коренным образом изменило жизнь русского народа. Но все эти преобразования были бы невозможны, если бы не сам Петр I, черты его характера, работоспособность, умение и желание учиться. Первое представление оперы «Петр 1» состоялось 14 июня 1975 года в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Его образ вдохновлял писателей, художников и скульпторов.

Подводя итог сказанному необходимо отметить, что изучение истории не должно быть только изучением фактов и событий. За ними всегда стоят судьбы и люди. Это могут быть сложные характеры и непростые условия жизни. Это могут быть решительные герои и бесстрашные реформаторы. Но знание истории – это знание имен героев, их жизни. Данный факт всегда осознавался деятелями культуры и искусства, т.к. «…поэт в России больше, чем поэт». Именно поэтому исторический жанр – один из любимых жанров в отечественной художественной культуре как среди творцов, так и среди зрителей.

Список используемой литературы:

  1. М.С. Ерохина. Историческая личность: современная методика изучения//Преподавание истории в школе № 7-2016 г.

  2. Е.В. Путинцева. Методика изучения исторической личности в школе//Преподавание истории в школе № 4-2013 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!