СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста»

Дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена(2ч)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

цель: изучить методики и приемы оценки роста и развития детей дошкольного возраста

     ЗАДАНИЕ 1.

Рассмотреть показатели психического здоровья (Приложение 1.) и перечислить основные показатели, описать, каким образом происходит данная оценка ?

ЗАДАНИЕ 2.

Изучить приложения 2 и 3 и составить характеристику отличий линий развития

ЗАДАНИЕ 3.

Оцените собственное здоровье по индексу резистентности — З. С. Макарова

( Приложение 5.)

ЗАДАНИЕ 4.

Что могут узнать в индивидуальной беседе с педагогом родители о своем ребенке? ( Приложение 5.)

ЗАДАНИЕ 5

Перечислите 15 отклонений в нервно-психического развитии детей 4—6 лет ( Приложение 4.)



Написать вывод

















Приложение 1.

 Показатели психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста
      1. Эмоциональный статус.
      1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
      1.2. Настроение (для второго — шестого годов жизни):
      а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);
      б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);
      в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);
      г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);
      д) неустойчивое (может быть весел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);
      е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
      2. Вегетативный статус.
      2.1. Сон:
      а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
      б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
      в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
      2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
      2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.
      2.4. Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.
      2.5. Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
      3. Психомоторная стабильность.
      3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.
      4. Особенности личности, индивидуальные особенности.
      4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
      4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.
      4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, морщит нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.
      Обычно целесообразно заполнять эту анкету одновременно родителям и воспитателям (но отдельно друг от друга), тогда совпадение тех или иных пунктов будет истинной характеристикой функционального состояния ребенка.
      VI критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний — обычно определяет врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста, и задача родителей — соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.
      У каких врачей-специалистов желательно проконсультироваться — см. в таблице ниже.
      Если по каким-либо причинам эти специалисты не посмотрели ребенка в детском саду, необходимо самим родителям позаботиться об этом.

Приложение 2. Показатели развития детей второго года жизни
      (К. Л. Печора)
      

Линия развития

Показатели

1 год 3 месяца

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба)

Общие движения (О)

Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

Игра (И)

Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.)

Речь активная (РА)

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина — би-би, собака — ав-ав)

Речь понимаемая (РП)

Значительно увеличивается запас понимаемых слов

Навыки (Н)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Из предметов разной формы (3—4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику — кубик)

Общие движения (О)

Движения более координированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу)

Игра (И)

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т. д.)

Речь активная (РА)

В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы

Речь понимаемая (РП)

Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине

Навыки (Н)

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба)

Общие движения (О)

Умеет ходить по поверхности шириной 15—20 см, на высоте от пола 15—20 см

Игра (И)

Строит ворота, скамейку, домик

Речь активная (РА)

Пользуется двухсловными предложениями

Речь понимаемая (РП)

Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок

Навыки (Н)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

2 года

Сенсорное развитие (С)

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета

Общие движения (О)

Перешагивает препятствия, чередуя шаг

Игра (И)

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (например, куклу купает и вытирает)

Речь активная (РА)

Пользуется двух-трехсловными предложениями при общении со взрослыми

Речь понимаемая (РП)

Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье)

Навыки (Н)

Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого

Приложение 3. Показатели развития детей третьего года жизни
      (Г. В. Пантюхина)


Линия развития

Показатели

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красного, синего, желтого, зеленого)

Общие движения (О)

Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см

Игра (И)

В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) выполняет 2—3 действия

Речь активная (РА)

Строит предложение из трех и более слов

Навыки (Н)

Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

3 года

Сенсорное развитие (С)

Называет четыре основных цвета

Общие движения (О)

Переступает через препятствия высотой 10—15 см чередующимся шагом

Игра (И)

В игре исполняет роль (например, играя куклой, говорит «мама», «доктор»)

Речь активная (РА)

Употребляет сложные предложения

Навыки (Н)

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки

  Приложение 4. Диагностика и оценка нервно-психического развития детей 4—6 лет 

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

соответствуют норме

с отклонениями

4 года

1. Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т. п.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь вперед). Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

5 лет

1. Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

6 лет

1. Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

     Приложение 5. 

Для того чтобы родители могли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения.
      В индивидуальной беседе с педагогом родители могут узнать многое о своем ребенке:
      • какие звуки родного языка ваш ребенок произносит неправильно;
      • как развит его речевой слух;
      • насколько разнообразен его словарный запас;
      • как у него обстоит дело с грамматическим составом речи;
      • умеет ли ребенок связно излагать свои мысли и вступать в диалогическое общение;
      • каков уровень развития мелкой моторики вашего ребенка.
      IV критерий здоровья — это степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. 
      Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная.
            Как определить резистентность?
      Необходимо подсчитать, сколько раз ребенок болел за год, предшествующий осмотру.      То же относится и к воспитателю. Не ждите, когда вас проинформирует медицинский работник после очередного годового отчета, а, принимая ребенка в группу после болезни, поинтересуйтесь, сколько раз он болел за год, предшествующий сегодняшнему дню.
      Если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно оценить по индексу частоты респираторных инфекций (индекс резистентности — З. С. Макарова):

.

            При нормальной резистентности Ir не превышает 0,32.
      Часто болеющие дети (по данным З. С. Макаровой) — это особая группа детей, объединенная одним признаком: сниженная резистентность и предрасположенность к повторным инфекциям.
      Часто болеющих детей можно разделить на две группы.
      «Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4—5 раз (индекс 0,33—0,49) 

  Для «истинно» часто болеющих детей характерны:
      значительная отягощенность генеалогического анамнеза (как правило, у родственников этих детей есть хронические бронхолегочные заболевания);
      высокая частота (6—7 раз и более в течение года, индекс резистентности — 0,5 и выше)      Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.
      Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.
      V критерий здоровья — уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма. 

      Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведение. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой».
      Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «мямлики» иногда неоправданно подвижны, крикливы и плаксивы. Специалисты пишут: «Есть дети с частой сменой настроения, плаксивые, раздражительные, неряшливые в одежде и еде, драчливые, склонные к агрессии, чрезвычайно подвижные». Это могут быть дети после длительных инфекционных заболеваний, дети, находящиеся в периоде адаптации, дети с перинатальной постгипоксической энцефалопатией в анамнезе.
      Об эмоциональном напряжении свидетельствует настроение ребенка (часто плачет, капризничает, у него мало положительных эмоций, гневлив); некоммуникабельность (трудно вступает в контакт, либо, наоборот, конфликтен); сниженная познавательная деятельность (неохотно занимается, не ищет нового), сниженная игровая и двигательная активность либо бесцельная двигательная активность; нарушенный аппетит и сон.
      А вот такие симптомы, как энурез (недержание мочи), энкопрез (непроизвольное отхождение кала), периодически появляющееся заикание, наличие таких привычек, как сосание пальца, языка, привычка грызть ногти, дергать себя за волосы, ерзать на стуле и др., свидетельствуют о том, что эмоциональное напряжение носит хронический характер и здесь без вмешательства специалиста не обойтись.     О функциональном состоянии педагоги и медицинские работники судят 
      а) по результатам утреннего приема;
      б) по результатам анкетирования родителей и воспитателей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!