СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение мотивации учения учащихся.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация обучения — это направленность ученика на различные аспекты учебной деятельности.

Например, если активность ученика направлена на работу с самим объектом (лингвистическим, математическим и т. д.), который изучается, то чаще всего в этих случаях можно говорить о различных видах познавательных мотивов. Если активность ученика в процессе обучения направлена на отношения с другими людьми, то речь идёт, как правило, о социальных мотивах. Как известно, компонентами мотивационной сферы ученика являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться (это весьма сильно влияет на мотивацию).

Поэтому целесообразно отметить возрастные особенности умения учиться, учебной деятельности и мотивации. В среднем школьном возрасте происходит:

y во-первых, овладение общим строем учебной деятельности;

y во-вторых, самостоятельный переход от одного вида действия к другому (от ориентировочных учебных заданий к исполнительным и затем — к контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.

Существует связь между различными типами отношения школьника к обучению, характером его мотивации и состоянием учебной деятельности. Исходя из этого, выделяют пять типов отношения к учёбе:

- отрицательное; - положительное (аморфное); - положительное (познавательное, осознанное); - положительное (ответственное, личностное); - безразличное или нейтральное.

Кратко проанализируем особенности каждого из них.

 

Для отрицательного отношения школьников к обучению характерны:

- бедность и ограниченность мотивов; y познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; - не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; - учебная деятельность не упорядочена; - отсутствует умение выполнять действие с помощью развёрнутой инструкции взрослого; - отсутствует ориентация на поиск разных способов действия.

 

При положительном (аморфном) отношении школьников к обучению в мотивации наблюдаются:

- неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; y возникновение предпочтений одних предметов другим; - широкие социальные мотивы долга и ответственности; - понимание и первичное осознание цели, поставленной учителем.

При положительном (познавательном), осознанном отношении школьников к учёбе:

- мотивация характеризуется постановкой новой цели; y происходит рождение новых мотивов, осмысление соотношения своих мотивов и целей; - учебная деятельность включает не только воспроизведение задач и способов действий, по образцам предложенным учителем, но и возникновение самостоятельно поставленной цели, а также выполнение действий по собственной инициативе; - происходит овладение умениями планировать и оценивать свою учебную деятельность до её завершения, проверять и контролировать себя на каждом этапе урока.

При положительном (личном, ответственном) отношении школьника к обучению мотивация характеризуется: - устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; - умением ставить перспективную, нестандартную цель и добиваться её достижения, умением преодолевать препятствия; - поиском нестандартных способов решения учебной задачи, гибкостью и мобильностью способов действий, освоением учебных действий и умений до уровня навыков и привычек культуры труда, выходом из учебной деятельности в самообразовательную, с последующим переходом к творческой деятельности.

Психологические исследования показали, что к основным мотивам обучения у школьников относятся следующие: - учиться, так как заставляют взрослые; - стремление получить дополнительные сведения из изучаемого материала; - интерес к анализу собственных ошибок; - показать, что они не хуже других; - учиться ради поощрения со стороны родителей.

Чтобы определить мотивы обучения учащихся, учителю необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!