СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение озер родного села

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая система учителя географии по теме

«Изучение озёр родного села»

Цель: формирование у учащихся представлений об озёрах родного села, их особенностях, значении и влиянии на окружающую среду.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными характеристиками озёр (происхождение, размеры, глубина, качество воды и т. д.);
  • научить учащихся анализировать и сопоставлять особенности озёр родного села;
  • развить навыки работы с географическими картами, схемами и другими источниками информации;
  • сформировать умения делать выводы и обобщения на основе анализа информации об озёрах.

Просмотр содержимого документа
«Изучение озер родного села»

Федорова Олимпиада Андреевна,

учитель географии МБОУ «Кюкяйская ПТСОШ им.А.К.Акимвоа” Сунтарского улуса


Методическая система учителя географии по теме

«Изучение озёр родного села»

Цель: формирование у учащихся представлений об озёрах родного села, их особенностях, значении и влиянии на окружающую среду.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными характеристиками озёр (происхождение, размеры, глубина, качество воды и т. д.);

  • научить учащихся анализировать и сопоставлять особенности озёр родного села;

  • развить навыки работы с географическими картами, схемами и другими источниками информации;

  • сформировать умения делать выводы и обобщения на основе анализа информации об озёрах.

Содержание учебно-познавательного процесса:

Теоретическая часть:

  • определение и классификация озёр;

  • происхождение и формирование озёр;

  • основные характеристики озёр (размеры, глубина, объём воды, температура, прозрачность и т. д.);

  • особенности озёр родного села (названия, расположение, морфометрические данные, экологические особенности);

  • значение озёр для природы и человека;

  • охрана и рациональное использование озёрных ресурсов.

Практическая работа:

  • анализ и описание озёр по картам и схемам;

  • сравнение особенностей озёр родного села;

  • составление таблиц и диаграмм, отражающих характеристики озёр;

  • подготовка и презентация проектов, связанных с исследованием озёр

Методы, формы и средства организации учебно-познавательной деятельности:

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод (объяснение учителя, демонстрация наглядных материалов);

  • репродуктивный метод (выполнение заданий по образцу);

  • проблемно-поисковый метод (постановка проблем, поиск решений);

  • метод проектов (разработка и реализация проектов, связанных с изучением озёр).

Формы:

  • фронтальная работа (объяснение нового материала, обсуждение вопросов);

  • групповая работа (работа в малых группах над заданиями, проектами);

  • индивидуальная работа (выполнение заданий, тестов, проектов).

Средства:

  • учебники и учебные пособия по географии;

  • атласы и географические карты;

  • наглядные материалы (таблицы, схемы, фотографии, видеоматериалы);

  • мультимедийные презентации;

  • интернет-ресурсы с информацией об озёрах родного села.

Деятельность ученика:

- работа с учебником, поиск информации об озерах родного села;

- изучение основных понятий и терминов, связанных с озерами;

- сбор данных о флоре и фауне озер;

- создание карты с обозначением озер родного села;

- оформление презентации или доклада по теме.

Деятельность учителя:

- разработка плана занятий или урока;

- подбор материалов и ресурсов для изучения темы;

- объяснение основных понятий и терминов;

- поощрение активности и инициативы учащихся;

- оценка результатов работы учеников, организация обсуждения результатов и рефлексии по итогам урока или занятия.

Оценка и контроль:

  • текущий контроль (проверка выполнения заданий, тестов);

  • тематический контроль (контрольные работы, тесты по теме);

  • итоговый контроль (экзамены, зачёты).

- участие в НПК

Связь с другими предметами:

  • интеграция с предметами естественно-научного цикла (биология, экология);

  • использование знаний и навыков, полученных на уроках географии, при изучении других предметов.

Развитие метапредметных навыков:

  • Умение определять цели, планировать свою деятельность, выбирать методы и инструменты для достижения цели.

  • Умение находить нужную информацию в различных источниках, критически оценивать ее достоверность и полноту, обобщать и систематизировать данные.

  • Умение создавать модели изучаемых объектов и явлений, использовать их для анализа и прогнозирования.

  • Умение эффективно общаться с другими людьми, работать в команде, представлять результаты своей работы.

  • Умение оценивать свои действия, анализировать свои ошибки, делать выводы и корректировать свою деятельность.

Результаты:

- Повышение интереса учащихся к предмету (Использование местных примеров и историй об озёрах родного села делает материал более близким и понятным для учащихся, что способствует повышению их интереса к географии. Применение активных методов обучения, таких как экскурсии, практические работы на местности и исследования, вовлекает учащихся в процесс обучения и стимулирует их любознательность.

- Развитие географических навыков (Учащиеся учатся применять теоретические знания на практике, анализируя особенности озёр родного села, их происхождение, характеристики и влияние на окружающую среду. Развитие навыков наблюдения, описания и анализа географических объектов на примере озёр способствует лучшему пониманию географических процессов и явлений).

- Формирование экологической культуры (Изучение озёр родного села способствует осознанию важности сохранения природы и окружающей среды. Обсуждение проблем, связанных с загрязнением и изменением природных условий озёр, формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей среде и понимание необходимости её защиты)

- Развитие навыков работы с географическими инструментами и технологиями (Обучение использованию географических инструментов (например, компаса, GPS) и технологий (например, географических информационных систем) при изучении озёр развивает у учащихся навыки работы с современными инструментами и программами. Практическое применение этих навыков на примере изучения озёр родного села делает обучение более эффективным и интересным.)

- Улучшение коммуникативных и кооперативных навыков (Групповые проекты и исследования, связанные с изучением озёр, способствуют развитию навыков работы в команде, умения слушать и понимать других, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы. Подготовка и презентация результатов исследований развивают навыки устной и письменной коммуникации.

- Личностное развитие учащихся (Изучение темы «Озёра родного села» способствует развитию любви и уважения к природе, формированию чувства принадлежности к своему региону и его истории. Осознание значимости природных объектов, таких как озёра, для жизни и деятельности человека способствует формированию более глубокого и осмысленного отношения к окружающему миру).

Использованная литература.

  1. Боголюбов А. С., Засько Д. Н. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния. М.: Экосистема. 1999.

  2. Глаголев С. М., Харитонов Н. П., Чертопруд М. В., Ямпольский Л. Ю. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. М.: Добросвет, 1999. 289 с.

  1. География Якутии: учеб. для 9 кл. сред.шк./[И.И.Жирков и др.]. – 2-е изд.,перераб. – Якутск: Изд-во «Бичик», 2007. – 304с.

  2. Озёра Якутии — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki

  3. Озеро — Википедия (wikipedia.org) https://ru.wikipedia.org/wiki

  4. Реки и озеро Якутии: крат.справ./С.К.Аржаков [и др.; отв.ред.В.И.Агеев]; М-во образования и науки РФ, Якут.гос.ун-т им.М.К.Аммосова. – Якутск: Бичик, 2007. – 136 с.: ил.

  5. Республика Саха (Якутия) / [научн.рук., ред: к.г.н. О.А.Лазебник]. – Якутск-Москва, 2000. – 64с.; ил.

  6. Сунтаар Кутанатын сүүс алаастара/Н.И.Иванов-Куола Учуутал; [эппиэт.ред.М.Н.Павлова]. – Дьокуускай: Компания «Дани-Алмас», 2015. – 240с.

  7. Сунтарский улус (район) Республики Саха (Якутия): справочные материалы по краеведению/ [Л.А.Архипова и др.; сост.научн.ред.д.п.н., проф.О.М.Кривошапкина]. – Якутск: Изд-во ИПКРО РС(Я), 2010. – 60с.; ил.

  8. Эколого-биологическое обоснование создания ООПТ местного значения уникальное озеро Кюкяй в сельском поселении «Кюкяйский наслег» муниципального района «Сунтарский улус(район)» Республики Саха (Якутия). Якутск – 2017.

  9. http://russia-maps-online.ru/