СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение роли витаминов в организме.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение роли витаминов в организме. Материалы практического занятия. Биохимия

Просмотр содержимого документа
«Изучение роли витаминов в организме.»

Учебная дисциплина «Биохимия»

Практическое занятие № 4 Изучение роли витаминов в организме.

Цель: изучить классификацию, строение и роль витаминов в организме

Теоретическая часть

Витамины являются важными и незаменимыми факторами питания Они регулируют обменные процессы., участвуют в кроветворении, обеспечивают нормальную жизнедеятельность нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и пищеварительной систем. Витамины (кроме некоторых витаминов группы В и витамина D) не синтезируются в организме и должны поступать извне, с пищей. Избыток витаминов называется гипервитаминозом, а недостаток-гипо или авитаминозом.

Витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые. К первой группе принадлежат А, К, Е, D, а к второй — представители группы В и Р. В наше время около 30 их видов. Часть изучена очень хорошо, что даёт возможность применять их в лекарственных целях. Термином "провитамины" обозначаются вещества, способные при ряде условий становиться витаминами, например, каротин. Витамины являются катализаторами обменных процессов. Многие из них служат компонентами ферментативных систем, преобразуясь в коферменты — вещества, связывающиеся с ферментами для их активации. С помощью ферментных комплексов регулируется обмен веществ, запускаются процессы расщепления одних и образования других веществ. Витамины являются антиоксидантами, нейтрализуя свободные радикалы и замедляя процессы окисления. Антиоксидантами служат витамины Е,С, Р. Ещё одна важная их функция — транспортная. Отдельные из витаминов помогают транспортировать полезные вещества через клеточные барьеры. К примеру, D помогает ионам кальция проникнуть через мембраны клеток, кишечные оболочки, то есть всасываться в нашем кишечнике. Недостаток витаминов — причина болезней организма

ВИТАМИНЫ

А. Главные его функции — это иммунная защита, выработка антител, профилактика язв и дерматитов. Его разрушителями являются лекарства, а дефицит вызывает ослабление зрения, шелушение кожи, выпадение волос, боли в суставах, замедляет процессы роста. Источниками служат сливочное масло, печень, желток, желтые фрукты, сыр.

B1 (тиамин). Его функции — переваривание еды, работа сердца, мышц, нервной системы. Разрушается В1 при тепловой обработке, а также с участием кофеина и алкоголя. В результате дефицита тиамина возникает болезнь бери-бери, которой характерны боли в мышцах ног, затруднение ходьбы и даже паралич конечностей. Содержится витамин В1 в семечках подсолнуха, арахисе, картофеле, почках и печени.

B2 (рибофлавин). Он служит для поддержания здоровья кожи, волос, ногтей, помогает образованию энергии из еды. Его разрушителями являются щелочи и свет. Дефицит рибофлавина вызывает зуд, покраснение глаз, трещинки в уголках рта, головокружения, бессонницу. Главными источниками этого витамина служат рыба и домашняя птица, печень, сыр, зеленые овощи, дрожжи.

B5 (пантотеновая кислота). Поддержка иммунной, нервной систем. Разрушают его снотворные и алкоголь, вода и кипячение. О дефиците сигнализируют кожные расстройства, замедление роста, артрит, депрессия, запоры, аллергии и нарушение сердечного ритма. Главными источниками В5 служат почки, печень, яйца, горох, пивные дрожжи.

В6 (пиридоксин). Поддержка функций нервной системы, предотвращение кожных проблем и процесса старения. Пиридоксин разрушают алкоголь, а также заморозка и консервирование. При дефиците возникает, бессонница, кожные высыпания. Источниками служат дрожжи, курятина, рыба, почки, печень, овощи, орехи, бананы, коричневый рис.

В12 (цианокобаламин )Основные функции— улучшение памяти, поддержка деятельности нервной системы. Его разрушителями являются кислоты, щелочи, солнечный свет. При дефиците- сокращение числа эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, головные боли, утомляемость, запоры, плохой аппетит. Источниками являются печень, молоко, сыр, моллюски, яйца.

С (аскорбиновая кислота) Главными его функциями являются поддержание иммунитета, снижение холестерина, рост костей и зубов. Разрушают аскорбиновую кислоту тепло, свет, курение. Результатом ее дефицита бывает цинга, депрессия, кожные проблемы, анемия. Главные источники витамина С: черная смородина (рекордсмен по его содержанию), цитрусовые, капуста всех видов, яблоки.

D ( кальциферол) Основной функцией является усвоение кальция и фосфора. Разрушителем этого вещества служит загрязненный воздух, а результатом его дефицита может стать рахит, замедление роста, мышечная слабость. Кладезем являются печень рыб, желтки, молочные продукты.

Е (токоферол) Главным его предназначением является развитие мышц, выработка эритроцитов, поддержание сексуальных функций и иммунитета, выработка эритроцитов. Разрушителями витамина Е служат кислород и замораживание. Сигналом о дефиците в рационе бывают усталость и преждевременное старение, анемия, бесплодие, выкидыши. Основными источниками вещества служат орехи, зеленые овощи, яйца, авокадо.

Р (рутин) Он способствует поддержанию коллагена „цементирующего” клетки. Разрушают витамин Р кислород и высокая температура, а результатом дефицита бывает ломкость капилляров, синяки на коже. Главные источники — цитрусовые, овощи, семена, орехи.

К ( викасол) Его функциями являются свертываемость крови и синтез белков в костях. Разрушают витамин радиация, аспирин и рентгеновские лучи. В результате дефицита возникают кровотечения из носа, образование синяков на коже. Основными источниками служат шпинат, капуста, салат, йогурты, кефир.

Алгоритм выполнения заданий.

Изучить теоретическую часть ,рассмотреть приложения1-6 и оформить отчет выполнив задания.

Задания.

1.Как классифицируются витамины?

2. Какие витамины относят к водорастворимым?

3. Какие функции выполняют жирорастворимые витамины в организме?

4.Какие вещества относят к витаминоподобным?

5.Причины гиповитоминоза и гипервитаминоза. Примеры заболеваний.

6.На примере витамина А характеризуйте роль витаминов в различных физиологических процессах.

7. Написать вывод.

Приложение 1.

Приложение 2.



Приложение 3.

Приложение 4. Приложение 5.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!