СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение старинных мер длинны"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

проэкт на тему:"Изучение стариных мер длинны" 

Просмотр содержимого документа
«"Изучение старинных мер длинны"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» имени В.И. Слядневой











Исследовательская работа

по предмету: математика



Тема: Изучение старинных мер длины через игру.











Выполнил:

Нагапетян Левон

Ученик 5 «Б» класса

МКОУ «СОШ №14» имени В.И. Слядневой

Руководитель: Мальченко Марина Сергеевна

Учитель математики МКОУ «СОШ №14»







2020-2021 учебный год

Оглавление:

1.Введение 3 стр.

2.Цель и задачи 4 стр.

3.Актуальность. 4 стр.

4. Русские меры длины в старину. 5-9 стр.

5.Подбор ребусов, загадок, задач, для создания игры. 9-13 стр.

6.Создание игры. 13-14 стр.

7.Вывод. 15 стр.































Введение.

С детства мы слышим поговорки и пословицы, читаем литературные произведения, параграфы по истории в которых употребляются слова, обозначающие старинные русские меры длины. Не зная их значения трудно понять, о чём идёт речь.

Я решил подробно узнать о старинных русских единицах измерения длины. И познакомить с ними моих одноклассников.

А через игру, которую я создам, будет проще, познакомится с мерами длины.



































Цель: создать и провести игру на тему «Старинные русские меры длины».


Задачи:

- изучить различные русские меры длины

- подготовить загадки, ребусы, задачи, вопросы о старинных русских мерах длины

- создать игру

- провести игру в классе



Актуальность темы проекта: знание старинных мер длины необходимо для того чтобы узнавать и понимать историю своего народа.



Объектом моих наблюдений стали: старинные русские меры длины.

































4.Русские меры длины в старину.

Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Рассмотрим наиболее распространенные старые меры, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.

Древнерусские меры длины

Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов.


Вершок.С длиной пальца связана и другая старая русская мера длины – вершок. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 4 мм.


Дюйм- единица длины, родственная персту и вершку, так как также ведет происхождение от пальца. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.

Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком.

В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска.

Пядь(или пядень)-наиболее древняя рукотворная мера . Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» - растягивать, а по другой от слова «пясть» - кисть руки.Известно о трех древнерусских пядях.

Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев.

Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного пальца, можно было получить пядь с кувырком.

Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см.


До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.

Локоть. К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть. Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.

В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.В качестве мерила локоть широко использовался в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле, при продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.


Аршин — старинная мера длины в России равная примерно 72 см. А началось всё с локтя! Но только до тех пор, пока не поняли, что руки – то у всех разные. У одного – чуть не по земле волочатся. У другого - короткие. Вот тогда – то и появился аршин. Возможно, это слово произошло от персидского слова «арши» — «мера длины». Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Были специальные линейки, планки, равные аршину. Такая линейка так и называлась — «аршин». На ней обычно были нанесены деления в вершках. Аршин также использовался в торговле. Об аршинах сохранились и множество пословиц и поговорок. «Как аршин проглотил», «Мерит – де всё на свой аршин» В первом случае подчёркивается стройность человека. Аршин это ведь и линейка ещё! Второй случай подчёркивает эгоизм человека. «Пишешь аршинными буквами» - то есть крупно.

Сажень.Название образовано от глагола «сягать» - насколько можно было дотянуться рукой. Различают несколько разновидностей сажени: маховую, косую.

Маховая сажень–расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см).

Косая саженьстарорусская единица измерения, равная 2м16см. Первоначально косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ей ноги (например, от пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги).





Шаг – средняя длина человеческого шага 71см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами.

Шагами отмерялось расстояния, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.

Так, с расстояния 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837года на дуэли Дантес стрелял и ранил смертельно А.С.Пушкина.

В 1841году 15 июля недалеко от Пятигорска Мартынов произвел свой роковой выстрел с расстояния 15 шагов и убил М.Ю.Лермонтова.


Верста или поприще. Русская путевая мера для измерения больших расстояний. Верста - от слова вертеть. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1067 м. Верста как мера длины на Руси встречается с 11 века. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею меряли земельные участки.

Миля – от латинского слова "милия" – тысяча (шагов) - русская мера длины. Использовалось как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или ≈7468 м. Когда-то были специальные ходоки, которые помогали составлять карты: они отмеряли расстояние, считая шаги. Тысяча двойных шагов называлась милей. Величина её была от 1,4 до 1,9 километра. По указу Петра I русская миля = 7 верстам (≈7,47 км).

Я составил таблицу соотношения современных различных единиц измерения со старинными.


Меры длинны.

Перст.

2 см.

Вершок.

4,5 см.

Малая пядь

Пядь великая.

18 см.

22 см.

Локоть.

40 см.

Аршин.

71 см.

Маховая сажень

176 см.

Косая сажень.

216 см.

Шаг.

71 см.

Миля.

7км 468 м.

Верста

1060 м.


Дюйм.

2,5 см.


5.Подбор ребусов, загадок, задач, для создания игры.

Для игровых заданий заданий я подобрал ребусы.


Подобрал задания

1 Вспомните поговорку в которой употребляются стариные меры длины.

- об очень умном человеке (Семь пядей во лбу)

- человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей (Один как перст)

- не отдать даже самой малости (не уступить ни пяди)

2.Посчитайте рост и длину ушей.

«Да еще рожу конька

Ростом только 3 вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами».

( Рост: 4 см 5мм • 3 = 13см 5мм. Длина ушей: 71 см .)

3.Чему равен рост дюймовочки

«… в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… «Дюймовочка».

Дюйм = 2 см 5 мм – это ширина большого пальца.

4.

5.Подобрал задачи

-Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

Решение: 1 вершок = 4,5 см 2 вершка = 4,5*2 = 9 см

25+9=34 см

Ответ: высота 34 см.

-Существовал ли когда-нибудь человек “семи пядей во лбу”?

Решение: 1 пядь = 18 см, 7 пядей = 18 см*7 = 126 см

Ответ: нет, не существовал.

-Как глубоко видит человек, о ком говорят: “на три аршина в землю видит?”

Решение: 1 аршин = 71,1 см, 3 аршина = 71,1*3 = 213,3 см = 2 м 13,3 см

Ответ: Так говорится о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

-Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани?

Решение: 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.

Ответ: Купили 71 метр ткани.

-Братья сеяли пшеницу, да возили в град столицу,

Знать столица та была вёрст 15 от села.

На каком расстоянии находилась столица от села.Ответ: 1 верста= 1км

15*1=15км


« Но Герасим только закивал головой

и так сильно принялся грести,

хотя и против течения реки,

что в одно мгновение умчался саженей на сто».

А сколько это метров?


С каждой минутой вода подбиралась

к бедным зверькам;

уж под ними осталось

меньше аршина земли в ширину,

меньше сажени в длину.

Найдите площадь оставшейся земли.


« Из числа всей её челяди

самым замечательным лицом

был дворник Герасим,

мужчина двенадцати вершков роста,

сложенный богатырём и глухонемой от рождения.»

(В старину принято было обозначать рост, количеством вершков сверх двух аршинов.).

Найдите рост Герасима?


Расстояние между двумя населёнными пунктами 5 вёрст.

Путник прошёл 3 версты. Сколько км ему осталось пройти?


Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной

В два аршина шириной.

Найдите ширину пирога.


Идет один человек в город

и проходит в день по 40 верст,

а другой человек идет навстречу ему

из другого города и в день проходит 30 верст.

Расстояние между городами 700 верст.

Через сколько дней путники встретятся?


Во время царствования Алексея Михайловича Романова, вдоль дороги от Москвы до Коломенского, были расставлены на расстоянии 700 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4м, с орлами. Впечатление людей было настолько велико, что осталось в народной речи (высота столба 2 сажени).

Сколько это метров?

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой - 3 1/2 .Через, сколько часов они встретятся?

Граф на лошади ехал 4 часа

со скоростью 6 вёрст в час.

Сколько км он проехал?


Посчитайте S учебника

математики в дюймах.


6. Создание игры.

Сначала я распечатал задания, ребусы, задачи, картинки связанные со старинными мерами длины, название игры и слова « старт» и «финиш» затем вырезал их.


Затем взял чистый лист ватмана, расположил на нём вырезанные картинки и приклеил их.

Наметил кружки простым карандашом, а затем обвёл цветными карандашами

У меня получилась вот такая игра

Я провёл игру дома . Было интересно и познавательно играть.



































7. Вывод.

Мною была проделана интересная работа. В ходе работы я познакомился с историей возникновения измерений древней Руси. Научился решать задачи, содержащие старинные единицы измерений и познакомил с ними своих одноклассников, через игру которую я создал.

Знакомясь со старинными единицами измерений древней Руси, я понял, что эти знания необходимы, ведь для расширения кругозора мы должны знать и помнить историю быта и культуры нашего народа.







































Литература:



Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд. – М. Мнемозина, 2013.

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2016.


Мельничук Т. В. Мир математики №38. Измерение мира. Календари, меры длины и математика. Изд-во ДеАгостин





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!