СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предлагаемой статье показан образ преподобного в духовной и житийной литературе. Материал может быть использован учителями литературы при изучении "Жития..." (8 класс), а также классными руководителями во внеклассной работе. Статья сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского»

Смирение как ступень к духовному восхождению

человека.

(на примере житийного образа преподобного Сергия)




Как бы ни болело сердце русское, где

бы ни искало оно решение правды, но Имя

Святого Сергия Радонежского всегда

останется тем прибежищем, на которое

опирается душа народа.

Николай Рерих "Душа народов"

Среди всех святых, прославившихся в Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского. Жизненный путь "великого старца", как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей - а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча - но одно его слово стоило сотен мечей. Удивительна и сама тайна, окружающая имя Сергия. Почти во всех великих событиях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие. А между тем до нас не дошло ни его собственных писаний, ни точной записи его бесед и поучений. "Всегда избегая судить и назидать , он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. В этом необычайная притягательность личности Сергия",- читаем мы в книге доктора исторических наук Николая Сергеевича Борисова. В свою очередь известный русский историк Василий Осипович Ключевский, подчеркивая значимость служения Сергия Радонежского в своём исследовании "Древнерусские жития святых как исторический источник" писал: "Преподобный Сергий своей жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Это самый драгоценный вклад преподобного, не архивный или теоретический, а положенный в живую душу народа, в его нравственное содержание... Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа".

Руководящий жизненный принцип преподобного Сергия ясен и прост. Это долгий, упорный, постоянный путь борьбы, которая начинается с борьбы против своих страстей, с самовоспитания. Именно последовательное применение этого принципа прежде всего к себе , так редко встречающееся в жизни, вызывало восхищение первого агиографа преподобного Сергия Епифания Премудрого. В написанном им "Житии преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца" мы читаем:"Вся жизнь преподобного есть служение одной цели - дать людям пример жизни, в основе которой лежат любовь, терпение, бескорыстие, смирение. И во всем следует преподобный заветам Господа:" Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии, научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе"( послание к филиппийцам апостола Павла, 4, 11-13) В этом первый урок, данный потомкам Сергием - урок смирения.

В жизни самого святого мы находим многие примеры смиренческого служения преподобного. Вот что говорит автор "Жития..." о настроении Сергия в первые годы существования монастыря: "Сам Сергий имеяше бо в себе кротость многу и велико истинное смирение, о всем всегда подражаа своего владыку господа нашего Иисуса Христа". Общеизвестен факт его нежелания принимать священство, так как он видел в нем такую ступень духовного совершенства, на которую, как сам он считал, не вправе подняться. Он не хотел для себя ни священства, ни игуменства. Долгие годы, "заглушая голос крови", он воспитывал в себе смирение и избегал любой власти. Переход к новому состоянию был для Сергия подлинной трагедией, ибо он влек за собой громадные утраты в том, что подвижник ценил более всего - в смирении и внутренней свободе.

Однако взяв на себя роль игумена-старосты, Сергий не погрешил против смирения - главной монашеской добродетели - а наоборот, обрел возможность для самоотверженной и деятельной любви к ближнему. Он личным примером увлекал братьев на тяжелые необходимые для всей общины или неисполнимые в одиночку работы. "Житие" обстоятельно повествует об этом: " без ленности братиам яко купленный раб служаще: и дрова на всех сечаше, и жито в жерновах меляше, и хлебы печаше, и вариво варяше, и прочее".

Несокрушимая последовательность в исполнении заповедей Спасителя, внешне порой казавшаяся безволием и слабостью, принесла Сергию небывалую власть над душами людей. Именно завет Иисуса - "возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем" ( от Матфея 11, 29) - заставил Сергия выйти из уединения, ибо смирению нельзя было научиться в одиночестве. И посвятив годы незримого духовного труда достижению смирения - этой полузабытой сегодня добродетели, Сергий вполне овладел ею. Один из самых тонких исследователей русской агиографии, основатель учения о святости как категории духовной культуры средневековья, русский историк, философ, религиозный мыслитель и публицист Георгий Петрович Федотов в книге "Святые Древней Руси", говоря о Сергии, подчеркивает: "Смиренная кротость - основная духовная ткань его личности" . Действительно, именно кротость - та самая, которую Иоанн Лествичник называл "матерью любви" - стала плодом его многолетнего самовоспитания.

Ни разу не отступил преподобный Сергий от заветов Христа, какими бы ни были испытания на пути его духовного восхождения. Известно, что уже при жизни достиг он святости и творил чудеса. Но значение чудес, которые говорят о его духовном совершенстве, он всячески умаляет. По его молитве из земли вдруг появляется источник, однако преподобный запрещает называть его своим именем."Не я, а Господь дал вам воду". Воскресив ребенка, убеждает отца мальчика, что тот не умер, а лишь уснул, утомившись в дороге.

Что мы, люди XXI века можем почерпнуть из духовного опыта Сергиева смирения? Прежде чем искать ответ на вопрос, следует определиться в понимании самого смысла, вложенного в понятие "смирение". Сегодня для многих оно ассоциируется с примитивно понимаемым евангельским тезисом - "ударившему тебя по щеке подставь и другую" (от Луки, 6,29). Эти слова Иисуса обычно понимают иронически, как призыв к непротивленчеству, которое , в свою очередь, кажется чем-то унизительным и нелепым для нормального, физически здорового человека. Но совсем иначе понимали их люди средневековья. Завет о правой и левой щеке - не признак слабости, а напротив, высшей силы: способности встать над собственным "Я", принести его в жертву общему спасению. Сокровенный смысл этих слов Иисуса точнее всего раскрыл Василий Великий , известный также как Василий Кесарийский — святитель, архиепископ, церковный писатель и богослов наставлял: "Не исцеляйте зла насилием". Преодоление зла - добром, силы - смирением, ненависти - любовью - один из вопросов, который притягивал к себе так же и мыслителей и пророков России - Гоголя и Толстого, Достоевского и Соловьева, Бердяева и Булгакова. И в этом смысле их далеким предтечей был и Сергий с его "смиренной кротостью" и властью без силы.

Сергиево смирение было формой самоотречения - основы всякого истинного подвижничества. На деле оно выражалось в умении властвовать собой, не отвечать гневом на гнев, обидой на обиду, оскорблением на оскорбление. И не только не отвечать, но и не таить в сердце недоброго чувства, стирать из памяти причиненное кем-то зло. Это смирение и есть необходимая предпосылка всеобъемлющей любви к людям.

"Строителем русской духовной культуры" назвал Сергия Радонежского Николай Константинович Рерих. Что же имел в виду художник, прекрасно знавший историю и в своем творчестве не раз обращавшийся к образу "великого старца"? Вероятно, прежде всего заветы Сергия - любовь к людям, непрерывное восхождение к нравственному совершенству путем мужественного самоотречения и смирения. Именно они стали характерными чертами русской духовной культуры. И сам Сергий живет и будет жить "доколе стоит земля Русская"!По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?



Учитель русского языка и литературы

МБОУ "Лицей № 24"

Сторожева Наталья Николаевна

6