СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока подробно раскрывает все этапы работы над произведением К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей". Надеюсь, что данный материал будет полезен для моих коллег.

Просмотр содержимого документа
«К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»»










Пояснительная записка.


Урок литературного чтения по теме : К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»


Класс: 2


Место в программе: изучение нового материала.


Задачи:

-познакомится с произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;

- учиться читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);

- высказывать собственную точку зрения


Тип урока: комбинированный

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, беседа.


Используемые методы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление.


Оборудование: портрет К.Г. Паустовского , выставка книг, презентация.



Ожидаемый результат: прочитана сказка К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»,

обозначены этапы развития сюжета сказки, осуществлена самооценка и взаимооценка деятельности на уроке.




Урок литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (урок №1)

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

-познакомится с произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»;

- учиться читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);

- высказывать собственную точку зрения

Планируемые результаты

Предметные: учиться делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

Личностные: Осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

познавательные сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку волшебную и рассказ).

регулятивные составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

коммуникативные опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы

Образовательные ресурсы: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» часть 1. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях, часть 1. -5-е издание, переработанное. - М.:Вентана-Граф, 2013, 176 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»);

Тетрадь на печатной основе «Литературное чтение» 3 класс: рабочая тетрадь №1 Ефросинина Л.А.- 4-е издание, доработанное М.:Вентана-Граф, 2013, 80 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»);

Кутявина с. В., Гостимская Е. С., Байкова м. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 288 с.

Портрет А. И. Крылова «Портреты детских писателей ХIХ века. Издательство Гном.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, презентация, портрет К. Г. Паустовского; выставка книг писателя.


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент.

Слайд №1(титульный лист)

Учитель создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня о пернатых

Мы были-небылицы

Продолжим изучать.

Будем четко ход событий

В произведениях отмечать.



Обучающиеся проверяют готовность к уроку, присаживаются на места.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация темы урока.


































Организует беседу, выявляющую представление детей о пернатых.

- Скажите, кто такие пернатые?

- Как вы думаете какова история образования этого слова?

Организует работу с толковым словарем.

- Давайте проверим наше предположение, обратимся к толковому словарю под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Подводит итог беседы.

- Значит мы с вами правильно сформулировали значение этого слова.

Загадывает загадки. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

- А о каких именно пернатых пойдет речь в произведении с которым мы будем работать на сегодняшнем уроке вы узнаете, отгадав загадки.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

Ответ: Ворона.

Слайд№2 с изображением и голосом вороны.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит ...

Слайд№3 с изображением и голосом воробья.

Слушают вопросы учителя, формулируют лексическое значение слова «пернатые»

- Пернатые - это птицы.

- Пернатых называют так, потому что их тело покрыто перьями

Работа с толковым словарем.

ПЕРНАТЫЙ - Покрытый перьями, с перьевым покровом






Отгадывают загадки. Выдвигают предположение о теме предстоящего урока.



В произведении, которое мы прочтем на сегодняшнем уроке речь пойдет о птицах.

Одними из главных героев произведения будут: воробей и ворона.




















Выделять существен­

ную информацию

из текста загадки.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного задания


III. Сообщение темы урока.

Создает проблемную ситуацию, на основе исключения по общему признаку.

- На доске вы видите фамилии авторов разных произведений, исключите лишнюю фамилию и обоснуйте свой вывод.

А.Л. Барто

К.Г. Паустовский

С.Я. Маршак

С.М. Михалков

Слайд№4

Подводит итог, сообщает фамилию автора, изучаемого произведения.

- Сегодня на уроке мы будем работать с произведением К.Г. Паустовского.

Организует работу по выполнению проблемного задания

- Название произведения зашифровано на доске, попробуйте убрать лишние буквы и у вас получится название.


На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой»

(Лишние буквы убираются)

Слайд №5

Сообщает цели урока.

Сегодня на уроке, будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского

Осуществляют анализ на основе исключения по общему признаку. Делают вывод.

- Исключаем фамилию К.Г.Паустовского, поскольку А.Л. Барто, С.Я. Маршак, С.М. Михалков – поэты, а К.Г. Паустовский – писатель.









Расшифровывают запись, выполненную на доске, озвучивают название.


- Сегодня на уроке мы будем читать произведение К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.


IV. Работа над содержанием текста.

































Организовывает первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии. Предварительно, осуществив целевую установку.


Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки большого театра. Подумайте, почему вначале урока я сказала вам такие слова: «Мы были-небылицы продолжим изучать». И чем на ваш взгляд является это произведение.

Слайд №6(по щелчку запускается прослушивание текста)

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.


Какой литературный жанр мы можем назвать былью, а какой сравнить с небылицей.


Предлагает поработать в парах с целью отработки умения определять жанровую принадлежность произведения.










Организовывает проверку правильности выполнения работы в парах с опорой на слайд презентации.


- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?



Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.



Это произведение по жанру является – сказкой, потому что предметы в этой сказке одушевляются, а животные наделены разумом и могут разговаривать. Но сказка очень необычная, потому что, не считая перечисленного, все остальное могло быть в жизни.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Былью можем назвать рассказ, а сказку сравнить с небылицей.


Работают в парах, определяют жанровую принадлежность литературных произведений.

« Барсучий нос»


« Стальное колечко» Рассказ


« Растрепанный воробей»


« Теплый хлеб» Сказка


«Заячьи лапы»


Слайд№7(Приложение №1)

Проверяют правильность выполнения задания.



Он добрый, отзывчивый, очень любит природу

Осуществлять анализ произведения с выделением существенных и несущественных признаков.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.



Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.



Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

V. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского


Рассказывает о К.Г. Паустовском, свой рассказ сопровождает показом слайдов.

Слайд№- №

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

Он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».


Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.


Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.


Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.

VIII. Повторное чтение и анализ I части сказки.































































































Организует чтение и обсуждение содержания первой части сказки.


- О чем рассказывается в первой части произведения?

- Кем по профессии были Машины родители?



- В каком театре танцевала Машина мама?


- Сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.


Просит сравнить описание здания Большого театра с его изображением на слайде, обращает внимание на то, как Паустовский точно и в то же время образно описывает внешний вид здания.

- Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама.


- Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский?


Слайд №








- Почему мама достала стеклянный букет?





- Что особенного было в обращении героини с этим букетом?

-Где служил Машин отец?


- Прочитайте мнение Маши о том, что такое Камчатка.


Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Демонстрирует видиофрагмент о Камчатке.

Слайд № (видеооролик)

- Согласны ли вы с мнением Маши о том, что Камчатка – это такая страна?

- Какой же сделаем вывод?

- Где жила Маша и ее семья. Посмотрите по карте, какое большое расстояние разделяет Москву и Камчатку. Задумайтесь, какие чувства вы бы испытывали, если бы ваш папа был от вас так далеко.


- Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.

- Что необычного в этом описании?



Слайд №(вырезать фрагмент из мультфильма и вставить в презентацию)

- Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»


- Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются.


Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.


- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку?

- Откройте свои рабочие тетради на с.56. Найдите ответ на вопрос: «Как называется такой прием в литературе? Приведите другой пример использования данного приема в этом произведении.



















Читают первую часть сказки по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

- Речь идет о семье Маши.


- Мама Маши работала балериной, а папа – военный моряк.


-Машина мама работала в Большом театре.





Сравнивают описание театра с его изображением на слайде презентации. Свои выводы подтверждают выдержками из текста произведения.


-Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы

чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть,

сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши.

Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы

переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с

крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.



-Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку. Букет подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из

какой-то далекой страны.

-Раньше мама никогда не разговаривала с вещами


- Машин отец служил на Камчатке.


-А теперь он опять далеко, в стране со

странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной.

Предлагают сои варианты ответа на вопрос или соглашаются с мнением Маши. Просматривают видиоролик, делают вывод.

-Камча́тка — полуостров в северо-восточной части материка Евразия на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.







- Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»







-Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.


Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопрос.



-Все предметы одушевляются, описываются так, будто они живые. Такой прием называется – олицетворением.

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения .



Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону.

Формулировать свое мнение и позицию.



Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.








Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.

























Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

IX. Домашнее задание.

Объясняет сущность д/з

  1. Составить план произведения, пользуясь алгоритмом, который дан на с.55 в р.т.

  2. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.



X. Итог урока. Рефлексия.

Организует работу по формированию самооценки, оценивает эмоциональный настрой класса после проделанной работы.

-Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

- А понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя. Если вы считаете, что вы работали очень хорошо – встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх. Если работали хорошо, но не в полную силу – стойте прямо, опустив руки вдоль тела. Если считаете, что совсем не постарались и можете работать гораздо лучше – присядьте.

По той же схеме оценивает работу всего класса, поощряет наиболее отличившихся.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.

Осуществлять самоконтроль.










Список использованной литературы:


Ефросинина Л.А. «Литературное чтение» часть 1. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях, часть 1. -5-е издание, переработанное. - М.:Вентана-Граф, 2013, 176 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»);

Тетрадь на печатной основе «Литературное чтение» 3 класс: рабочая тетрадь №1 Ефросинина Л.А.- 4-е издание, доработанное М.:Вентана-Граф, 2013, 80 с.: ил. – («Начальная школа XXI века»);

Кутявина с. В., Гостимская Е. С., Байкова м. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 288 с.

Портрет А. И. Крылова «Портреты детских писателей ХIХ века. Издательство Гном.



Список использованных источников информации:


http://sz36a.narod.ru/maroc.html

http://mults.spb.ru/mults/?id=1867


miranimashek.comАнимашки

http://www.libex.ru/?cat_page=1&pg=105

prezentacii.comshablony-powerpoint/



























Приложение№1


«Барсучий нос»


«Стальное колечко»


«Растрепанный воробей»


«Теплый хлеб»


«Заячьи лапы»
















Сказка




Рассказ


















Приложение№2

















После проведения урока№2 рефлексия была проведена в форме синквейна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!