СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"К игумену русской земли - преподобному Сергию Радонежскому"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

Просмотр содержимого документа
«"К игумену русской земли - преподобному Сергию Радонежскому"»


Тема урока:

« К игумену русской земли – преподобному

Сергию Радонежскому».

Цель урока:

1. Раскрыть понятия «святость», «святой», «святыня» в христианской православной

культуре России.

2. Дать знания о преподобном Сергии Радонежском.

3. На примере жизнеописания преподобного Сергия раскрыть христианские добродетели:

христианская любовь, терпение, милосердие, смирение, послушание, кротость.

3. Дать знания о святых учениках преподобного Сергия Радонежского.

4. Дать понятие монастыря, как святыни русской земли на примере Троице-Сергиевой лавры.

5. Рассмотреть, в чем смысл и особенность духовного подвига, подвига веры.

6. Проследить связь между духовным развитием общества и развитием государства.

7. Показать неразрывную связь времен на примере главных ценностей и христианских добродетелей.

Задачи урока:

1. Подвести к пониманию основных понятий темы.

2. Дать знания о святых, об объектах духовной культуры, связанных с их именами.

3. Показать взаимосвязь исторических событий, исторических личностей, объектов

духовной культуры.

4. Раскрыть смысл христианских добродетелей, воспитывать патриотизм, бережное

отношение к святыням русской земли.

5. Организовать групповую работу.

6. Пополнить словарь духовной лексики учащихся.

7. Научить ориентироваться в духовных категориях.

Оборудование: 

1. Электронная презентация «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»

2. Мультимедийный проектор с экраном

3. Учебник «Духовное краеведение Подмосковья»

4. Домашнее задание - подготовленные сообщения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: Святая Русь, Духовный подвиг, Крестное знамение, Благословение, Преподобный Сергий Радонежский,

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Становление Российского государства. Роль личности христианина в истории

православной культуры. Святая Русь.

2. Подвижничество.

3. Начало пути. Житие Сергия Радонежского.

4. Послушание.

5. Чудеса.

6. Русская земля в XIV веке.

7. Благословение Дмитрия Донского на битву.

8. Икона Андрея Рублева «Троица»

9. Окончание земной жизни преподобного.

10.Троице – Сергиева лавра.

11.Завещание потомкам преподобного Сергия.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Совместная итоговая работа: «Духовное завещание ученикам XXII века»:

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы поговорим о житии Сергия Радонежского - заступника и молитвенника за землю Русскую. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы: 

- Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

- Что такое «духовный подвиг»?

- Почему, спустя века, люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться

мощам преподобного Сергия?

Мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл». Это значит, что мы будем путешествовать по духовным маршрутам Подмосковья.

- Как вы это понимаете?

- О чем мы будем говорить на уроках?

О святых местах, святынях, о святых людях, об исторических событиях, происходивших на землях Подмосковья. О том, как тесно переплетаются судьбы людей с судьбой Отечества.

II. Изучение нового материала.

1. Становление Российского государства отражается в его истории, которая раскрывается в событиях, фактах, датах. Но в истории христианской православной культуры наибольшее значение имеет личность христианина, воплотившего в своей жизни евангельские идеалы.

В темах нового раздела будет рассказано о тех, чья жизнь, являясь примером христианской жизни для многих людей, составила преемственную цепь формирования духовной культуры России, стала источником создания и была отражена в архитектуре храмов, произведениях литературы, церковной музыки, живописи. Жизнь таких людей была служением Богу, людям, Отечеству – Святой Руси.

- Почему Русь называют Святой?

- Кто такие святые?

Это название Россия получила благодаря непрерывающемуся подвигу святых людей, ее прославивших. Жизнь многих из них связана с монастырями – оплотом духовной мощи православной России.

Становление православной культуры на землях Подмосковного края связано с возвышением Москвы и образованием Московского княжества при святом благоверном князе Данииле Александровиче. Он был младшим сыном Александра Невского. (слайд 1)

При князе Данииле Москва впервые стала центром удельного княжества. Он всячески заботился об укреплении и расширении своего княжества. Это – и время становления Москвы как религиозного центра. Здесь был основан Свято-Данилов монастырь, в честь небесного покровителя князя Даниила. (слайд 2)

2. В XIV-XVвв. недалеко от Москвы, в Троицком монастыре было положено начало христианскому православному подвижничеству.

- Что означает слово подвижничество?

Подвижничество — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов.

Много святых прославили своими подвигами землю Русскую, но только одного из них называет Православная церковь «Игуменом земли Русской». (слайд 3) Такое дано преподобному Сергию Радонежскому (1314 – 1392 гг.) Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, он не оставил после себя письменных документов, он всегда сторонился откровенного учительства. Но его дело – это его жизнь, а его влияние определяется той высотой духа, которой он носил в своем сердце и являл в своей жизни.

3. О жизни Сергия Радонежского известно от преподобного Епифания Премудрого, его ученика, написавшего житие преподобного Сергия Радонежского.

- Что такое Житие?

Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека. 

Послушайте сообщения учащихся из жизнеописания преподобного Сергия

и ответьте на вопросы

Сообщение № 1

Сергий Радонежский родился в селе Варница под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, где иерей Михаил крестил его, назвав младенца Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христова. С ним росли два брата, Стефан и Петр. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться. С детства он отличался глубоким благочестием и подвижничеством, но, как известно, учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи.

Житие повествует о явлении отроку старца, вручившего ему святую просфору: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». После чего сразу стали заметны его успехи в учёбе. ( слайд 4) В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском монастыре, где были погребены после своей кончины.

После смерти родителей он со своим старшим братом Стефаном построил в Радонежс­ком лесу на горе Маковец хижи­ну и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Но Стефан не вынес трудной жизни в лесу и ушел. Варфоломей остался один. (слайд 5)
Трудно было терпеть голод, холод. Волки выли вокруг его домика-кельи, голодные мед­веди ходили. И нечистая сила страшными видениями старалась выгнать его из леса... Но Варфоломей все искушения (трудности) преодолевал молитвой. 

Когда молва о строгом подвижнике стала распространяться по окрестным местам, потянулись к преподобному люди, стремившиеся послужить Богу. Они строили кельи и селились рядом. Так устроился монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой.

Учитель.

- Почему же люди шли к преподобному Сергию?

- В чем смысл жизни христианина? (В спасении своей души)

- Что нужно сделать, чтобы спасти свою душу? (Очиститься от грехов и страстей)

- Как это можно сделать? (два пути: 1- жизнь в миру, 2- монашество)

- Чем отличается жизнь монаха от жизни мирского человека?

- Почему монаха называют иноком? (иной, отличный от других)

Кроме обетов, которые каждый христианин дает при крещении, монах обязуется

выполнить еще три:

Послушание своему духовному наставнику. (Почему это так важно?) Вспомним о том, как

грех вошел в мир и как был искуплен Крестными страданиями Христа Спасителя.

Целомудрие. Чистота духовная и телесная. Монахи обещают Богу не вступать в брак.

Нестяжание. Не приобретать богатств, «не собирать сокровищ на земле».

4. Мы уже говорили про эти добродетели.

- Что же значит «послушание»?

- Почему это одна из самых важных добродетелей в христианстве?

Слушаться родителей. Слушаться взрослых и учителей. Быть послушным.

- А в отношении к Богу, что это значит?

Это значит слушаться Бога. От этого зависит, попадет человек в ад или в рай.

Выполнение заповедей Божиих.

- Вспомните, из-за чего Адам и Ева были изгнаны из рая. (слайд 6)

Они не послушались Бога. Из-за непослушания. То есть они нарушили Его постановление, Его закон. Вот почему послушание так важно для человека. Если он хочет жить счастливо, то ему хорошо бы прислушаться к тому, что открыл Бог людям в своих заповедях, и исполнить это. Вот почему и говорят про человека - «послушный»: потому что он услышал то, что говорят ему, доверился этому и поступил так. То есть послушание – это исполнение заповедей Божиих, закона, на котором стоит мир. Это та духовная мудрость, которую завещал преподобный Сергий следующим поколениям, а значит и нам, людям, живущим уже в XXI веке.

А начинается все с самого простого: как вы и сказали, слушаться родителей, слушаться старших, слушаться учителей, уметь разбираться и доверять духовных авторитетам. И поступать так, как подсказывают они. Но главное дело монахов – молитвенное служение Богу.

В 1354 году по настоянию монахов был поставлен преподобный Сергий игуменом. Он трудился наравне со всеми, так же терпел лишения и нужду. Кротость и смирение преподобного Сергия удивляло современников.

5. Еще при жизни он творил чудеса. Такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мертвого воскресил (стр.113 учебника, читаем).

- Какие христианские добродетели проявил Сергий Радонежский в этом рассказе?

- Как сейчас называются эти качества личности?

- Нужны ли эти добродетели сегодня?

Сообщение №2

« Приходили же к нему одержимые духом нечистым, но, еще не доходя до святого, бывали изгоняемы из них нечистые духи. И прокаженные очищались и слепые прозревали. И все почитали и славили преподобного Сергия. И многие, желая увидеть честное лицо его и желая насладиться сладкой беседою его, из различных городов и стран стекались к нему. И многие иноки оставляли монастыри свои и к нему приходили, желая жить вместе с ним и получать наставления от него. Князья же и бояре и простые люди с усердием стремились к блаженному отцу: все его весьма почитали, словно одного из древних отцов или как одного из пророков. Некий поселянин, земледелец из дальней стороны, услышав о святом Сергии, пожелал увидеть его. И пришел в обитель преподобного и расспрашивал, как увидеть его. Случилось же тогда преподобному копать землю на огороде. Сказали об этом поселянину. Пошел поселянин к огороду и, увидев святого в худой одежде, разодранной и много раз заплатанной, копающего землю, решил, что пославшие решили над ним посмеяться. Он надеялся увидеть святого в великой славе. И, возвратившись в монастырь, снова начал расспрашивать: «Где святой Сергий? Покажите мне его, ведь я издалека пришел, чтобы повидать его». Они же отвечали: «Воистину тот самый, кого ты хотел увидеть». Вскоре подошел святой, но увидев его поселянин отвернулся и не хотел даже взглянуть. Сам же в себе поносил его: «Сколько трудов предпринял я впустую! Пришел, чтобы увидеть великого пророка, о котором столько слышал. Надеялся увидеть его в великой чести и славе, и вот вижу какого-то нищего старца».

Святой же, уразумев эти помышления, стал благодарить его, ибо как гордый о похвалах и почитании, так смиренномудрый о бесчестии и уничижении своем радуется. И, пригласив поселянина с собою, поставил перед ним еду и стал угощать его. И сказал ему: «Не скорби, а того, кого хочешь, вскоре увидишь». Только он эти слова произнес, как примчался вестник, возвещая о прибытии в монастырь великого князя. И встав, святой отправился навстречу князю, который приехал со множеством своих слуг. Увидев же святого, князь поспешил к нему и, поклонившись до земли, попросил благословения у преподобного. Он же благословил его и ввел в обитель с подобающей честью. И сев, оба, и князь и старец, беседовали, остальные же все стояли. А этот поселянин слугами был отогнан подальше, и старца, которым гнушался, старался издалека, приникнув, увидеть и не мог. Спросил же шепотом одного из предстоящих: «Господин, кто этот старец, который сидит с князем?» И ответил ему тот: «Святой Сергий».

Начал же поселянин поносить и укорять сам себя: «Как это я ослеп и не поверил тем, кто указывал мне отца святого? Как не воздал ему достойных почестей? Заслуженно называют нас поселянами и невеждами! Как явлюсь теперь стыдом одержимый перед лицом святого?» Когда же покинул князь обитель, поселянин прибежал к преподобному и, стыдясь взглянуть на него, припал к ногам, прося прощения, поскольку от неразумия согрешил. Святой же любезно утешал его, говоря: «Не скорби, чадо, только ты один истинно познал меня, не найдя ничего особенного. Прочие же все соблазнились, называя меня великим».

- Что мы можем сказать о Сергии Радонежском, прослушав этот отрывок из жития святого?

(Из этого случая явно, насколько смиренным был преподобный отец Сергий, поскольку гнушающегося им земледельца больше возлюбил, нежели ту честь, которая оказана была ему князем.)

Преподобный примером своей жизни доказывал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью. Одно из условий высокой христианской жизни преподобный Сергий видел в единомыслии и любви. Для обители – это единство мыслей и действий всех иноков. Для общества – это идея единства Руси. Обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. В Троице Сергий видел высший христианский образ единства и любви, символ единства Руси.

6. В тяжелые годы XIV века Русская земля стонала от татарских набегов. Ссоры князей ослабляли Русь, мешали дать отпор врагам. Преподобный Сергий видел и понимал, что истинная государственная польза России в объединении разрозненных, враждующих княжеств вокруг Москвы, центра будущего государства. Русская Церковь примиряла князей, объединяла в деле за­щиты Отечества. Препо­добный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения всех русских сил.

Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом и помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. И Русь собрала силы для решающей битвы.
Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. (слайд 7) Назревают решающие события. Великий князь Дмитрий, готовясь идти на хана Мамая, пришел к преподобному Сергию просить благословения на битву.

(слайд 8)
7. Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина.

Преподобный дал в помощь князю двух монахов. Первый - Радион Ослябю, второй – Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения – островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. «Вот тебе мои оруженосцы»,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.

В день великой битвы 8 сентября 1380 года по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. (слайд 9) Уже стоя у реки Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом - не­медля сразиться. «Боже, даруй победу!» - неслись клики. 

Прочитать текст учебника, стр. 104-105
Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видел и на­зывал павших воинов. О победе он возвестил первым: «Великая по­беда над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен».
- Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод?

(молитвенник и заступник за Русскую землю)

- Какой подвиг совершал преподобный Сергий, находясь в лавре во время битвы? (Молитвенный подвиг, подвиг веры)

Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.

8. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. (слайд 10) Эта икона – «Троица Ветхозаветная». 

Читаем учебник на странице 114-115.

В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного Сергия. Он молился, чтобы разделенный ненавистью мир переполнился той любовью, которая царствует между Лицами Святой Троицы. И сегодня приходят к иконе люди: кто подивиться ее красоте и мастерству иконописца, а христиане – помолиться Святой Троице и почтить память святого Андрея. В Троицком соборе находится почитаемая копия знаменитой чудотворной иконы Андрея Рублева. (ее оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве).
9. Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей.

10. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. (слайд 11) На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. 
11. Подвижничество преподобного Сергия оказало сильное влияние на дальнейшее развитие духовной культуры России. Сергий Радонежский завещал своим ученикам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить. Примером своей жизни он доказывал окружающим, что жить можно только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек рождает новое зло.

Одно из условий христианской жизни преподобный видел в единомыслии и любви. Для обители – это единство мыслей и действий всех иноков. Для общества – это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

Не случайно обитель была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ единства и любви. Святая Троица, в честь которой была основана лавра, становилась и символом единства Руси.


III. Закрепление изученного материала.

- Почему Варфоломей стал монахом?

(монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям). 

- Какие испытания ему пришлось пройти? 

- Почему к нему шли люди? Чего от него ждали?

(хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)

- Кто такой праведник?

(Праведник – благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим). 
- В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? 

- Что всегда лежит в основе его деятельности?

(Любовь к Богу, к людям, к родной земле)


В начале урока мы с вами поставили цель ответить на вопросы:

1 ГРУППА: Какие христианские добродетели проявлял Сергий Радонежский в течение всей своей жизни? Послушание, нестяжание, кротость, смирение, любовь к ближнему и Отечеству. Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую.

2 ГРУППА: Почему преподобного Сергия Радонежского называли «Игуменом земли Русской»? Много святых прославлено на Руси, но только его называли игуменом Русской Земли. Игумен – настоятель монастыря, он был примером служения людям и Родине. Своим примером и молитвенным подвигом учил, наставлял, благославлял всех к любви, единению и укреплению человека, общества, семьи, Отечества. Созданный им монастырь стал символом и оплотом этой любви на протяжении многих столетий. Преподобный Сергий соеди­нил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, свои­ми подвигами восстановил высо­кие идеалы монашеской жизни, напомнил христианам о цели их жизни - преображении своей души для вечной жизни с Богом.

3 ГРУППА: Какие из христианских добродетелей непопулярны, но так необходимы в наше время? Трудолюбие, терпение, послушание, скромность, отзывчивость, патриотизм. Эти качества, как никогда, требуются именно сейчас, когда в моде эгоизм, жажда легкой наживы и общественного признания, гордость, агрессия, насилие. Если люди не вспомнят о своем предназначении, о цели своей жизни и не повернутся лицом к добру и свету, общество и государство ждет печальная учесть.

IV. Совместная итоговая работа: Духовное завещание ученикам XXII века:

1. Читать «Жития святых» – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!

2. Вспомнить и вернуть в современную жизнь христианские добродетели, как источник нравственных ценностей человечества.

3. Быть патриотами своего Отечества, служить на благо своей Родины, соотечественников, своих близких.

V. Домашнее задание. Задание 4 на стр. 116






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!