СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К региональному компоненту

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К региональному компоненту»

Практическая работа №1

«Определение физико-географического положения Калининградской области»

Цель работы: установить особенности физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения Калининградской области.


Задание 1 Физико-географическое положение Калининградской области.


  1. Дать определение физико-географического положения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполнить таблицу 1

Таблица 1

План характеристики ФГП

Краткие ответы

Общие выводы


1. Положение территории по отношению к другим административным единицам России



2. Сравнить с другими административными единицами России:

-географические координаты крайних точек;

-протяженность территории с севера на юг и с запада на восток



3. Природные ресурсы и природные условия Калининградской области




  1. Вывод о положительных отрицательных чертах физико-географического положения Калининградской области:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Экономико-географическое положение Калининградской области.

  1. Дать определение экономико-географического положения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

План характеристики

Краткие ответы


1. Население




2. Промышленность




3. Сельское хозяйство




4. Транспорт




5.Внешние связи:

- Экспорт

- Импорт





Задание 3. Политико-географическое положение Калининградской области.


  1. Дать определение политико-географического положения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу 3

Таблица 3

План Характеристики ПГП

Калининградская область

Россия

1. Положение территории по от отношению к другим странам



2. Уровень экономического развития соседних стран



3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции



4. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика (общая политика)




  1. Вывод о различиях в политико-географическом положении России и Калининградской области

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Отметить на контурной карте границы Калининградской области, приграничные государства и территории, крайний точки и их географические координаты, внешние торговые связи.



Вывод о физико-географических, экономико-географических и политико-географических положениях Калининградской области и о перспективах их изменения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Пример выполнения работы


Определение физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения Калининградской области


Цель работы: установить особенности физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения Калининградской области.


Задание 1 Физико-географическое положение Калининградской области.


1.Дать определение физико-географического положения.


Физико-географическое положение – это положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам


2.Заполнить таблицу 1


Таблица 1


План характеристики ФГП

Краткие ответы

Общие выводы


1. Положение территории по отношению к другим административным единицам России

С Россией не граничит, отделена территориями Литвы, Латвии и т.д.

Калининградская область является эксклавным регионом России

2. Сравнить с другими административными единицами России:

-географические координаты крайних точек;

-протяженность территории с севера на юг и с запада на восток

Западная – 19° 38´ в.д

Восточная – 22°52´ в.д.

Северная 55°19´ с.ш.

Южная – 54°19´ с.ш.

С севера на юг – 1°; 105 км

С запада на восток – 3°14´; 200 км

Самая западная область России, располагается в умеренных широтах северного полушария, одна из самых маленьких областей России

3. Природные ресурсы и природные условия Калининградской области

Умеренно-теплый, влажный климат; почвы, растительность и животный мир смешанных лесов, гидроэнергетические и минеральные ресурсы

Благоприятные природные условия разнообразные природные ресурсы способствуют развитию многих отраслей народного хозяйства


3.Вывод о положительных отрицательных чертах физико-географического положения Калининградской области:


Положительное: в центре Европы, граничит с иностранными государствами, имеет выход к Балтийскому морю, обладает благоприятными природными условиями и разнообразными природными ресурсами.

Отрицательное: отделена от России территориями иностранных государств.





Задание 2. Экономико-географическое положение Калининградской области.


1.Дать определение экономико-географического положения.


Экономико-географическое положение – это отношение одного объекта к объектам вне его, оказывающим определенное влияние на его развитие.


2.Заполните таблицу 2.

Таблица 2

План характеристики

Краткие ответы


1. Население


Свыше 955 тыс.чел., из них русские – 78,1%; белорусы – 7,6%; украинцы – 7,5%; городское население – 741 тыс.чел.; сельское население 214 тыс.чел.(на 2002 г.)


2. Промышленность


Отрасли: рыбная, машиностроительная, целлюлозно-бумажная, металлообрабатывающая, топливная, добывающая (янтарь, нефть и др.)


3. Сельское хозяйство


Отрасли: мясомолочные животноводство, птицеводство, растениеводство (кормовые и зерновые культуры, овощи)


4. Транспорт

Морской, речной, железнодорожный, автомобильный и воздушный


5.Внешние связи:

- Экспорт









- Импорт


В Россию: бумага, целлюлоза, пищевая рыбная продукция, электропогрузчики, краны, янтарные изделия, дорожные машины…

За рубеж (Польша, Литва, Белоруссия, Германия, Великобритания и др.): нефть, удобрения, металлы, целлюлоза, бумага и т.д.


Из России: уголь, нефтепродукты, сахар, обувь, ткани и др.

Из-за рубежа: продовольственные товары и сырье


Задание 3. Политико-географическое положение Калининградской области.


1.Дать определение политико-географического положения


Политико-географическое положение – это положение данного объекта относительно объектов, имеющих важное значение в мире и непосредственное отношение к данному объекту.



2.Заполните таблицу 3

Таблица 3

План Характеристики ПГП

Калининградская область

Россия

1. Положение территории по от отношению к другим странам

Граничит с Польшей, Литвой, по морю – со Швецией

Граничит с 14 государствами по суше и 3 по морю

2. Уровень экономического развития соседних стран

Швеция – постиндустриальная, Польша и Литва переходят к этой стадии

Половина государств постиндустриальные, остальные развивающиеся и индустриальные

3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции

Близко, но не на территории области

Проходят по территории и находятся на ней

4. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика (общая политика)

ЕС + Калининградская область

- Россия

Россия → G8 (большая восьмерка)

Россия → СНГ


3.Вывод о различиях в политико-географическом положении России и Калининградской области


Политико-географическое положение Калининградской области не менее выгодно, чем у России, но область – субъект федерации зависит от ее политических решений.


Задание 4. Отметить на контурной карте границы Калининградской области, приграничные государства и территории, крайний точки и их географические координаты, внешние торговые связи.



Вывод о физико-географических, экономико-географических и политико-географических положений Калининградской области и о перспективах их изменения.


ФГП, ЭГП и ПГП Калининградской области выгодны во многих отношениях, способствуют её экономическому, социальному, научному и культурному развитию. В будущем Калининградская область будет окружена странами ЕС, что повлияет на ее ЭГП и ПГП.


Практическая работа №2


«Определение и объяснение закономерности размещения полезных ископаемых по территории Калининградской области»


Цель работы: установить количественную и качественную характеристику полезных ископаемых Калининградской области.


Задание 1. Какие классификации полезных ископаемых существуют?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. По материалам учебника и дополнительной литературы заполнить таблицу 1.


Таблица 1


Полезные ископаемые

Значение

Категория по степени исчерпаемости*

Геологическое обоснование

Распространение по территории

Пути и способы рационального использования



Янтарь










Каменная соль









Нефть










Торф










Газ








  • Исчерпаемые или неисчерпаемые, если исчерпаемые, то возобновляемые или невозобновляемые




Задание 3. Отметить на контурной карте месторождения основных полезных ископаемых.



Вывод об обеспеченности Калининградской области полезными ископаемыми

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















Практическая работа №3

«Изучение форм поверхностных вод»

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, озера, болота.


Задание: используя предлагаемые типовые планы описать реку, озеро, болото, расположенные в пределах района.


Описание реки

  1. Название реки.

  2. Место начала и впадение реки, направление течения.

  3. К бассейну какого моря принадлежит.

  4. Источники питания.

  5. Тип водного режима.

  6. Устье и уклон реки.

  7. Хозяйственное использование реки и ее охрана.


Описание озера

  1. Название и местоположение озера.

  2. Примерные размеры и форма озера.

  3. Примерная глубина и характер дна.

  4. Состояние воды и ее загрязненность.

  5. Характер берегов, залегание пород на береговых обнажениях.

  6. Охрана озера и его использование человеком.


Описание болота

  1. Местное название болота и его местонахождение.

  2. Примерные размеры.

  3. Состояние поверхности

  4. Состояние и состав растительности.

  5. Животный мир.

  6. Охрана болота и его использование человеком.





















Практическая работа №4


«Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Калининградской области (своего района)»


Ход работы


1. Установить по картам особенность рельефа, климата агроклиматических ресурсов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Дать характеристику структуры земельного фонда, водных и биологических ресурсов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. План характеристики ресурсов (заполнить таблицу):


    1. Географическое положение.

    2. Название месторождений.

    3. Запасы.

    4. Степень освоения.

    5. Перспективы использования.


Минеральные

Климатические

Агроклиматические

Почвенные

Биологические

Морские


























Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















Практическая работа №5


«Dыявление зон чрезвычайных экологических ситуаций и охраняемых территорий Калининградской области»


Цель работы: ознакомить учащихся с состоянием окружающей среды и подходами к рациональному природопользованию, развить навыки работы с контурными картами.


Задание 1. Ответить на вопросы:

1. Определить основные источники загрязнения окружающей среды.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Определить степень изменения окружающей среды (по сферам географической оболочки) под воздействием хозяйственной деятельности человека.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Дать характеристику мероприятий, проводимых с целью охраны природы, и оценку их эффективности.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. По материалам учебника и дополнительной литературы заполнить таблицу 1.


Таблица 1

Зоны чрезвычайных экологических ситуаций Калининградской области

Охраняемые территории Калининградской области
















Задание 3. Отметить на контурной карте зоны чрезвычайных экологических ситуаций и охраняемые территории Калининградской области.

Вывод об экологической обстановке в Калининградской области и о перспективах ее изменения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №6


« Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в Калининградской области»


Цели работы:

    1. формирование умений работать с демографическими показателями и карте плотности населения, сравнить показатели и делать выводы;

    2. развитие знаний о населении Калининградской области, формирование умений работать со статистическими материалами, характеризующими занятость в различных сферах народного хозяйства, делать выводы на основе их анализа.


Задание 1. Сравнить основные демографические показатели, характерные для России, области, района. Занести данные в таблицу 1.


Таблица 1


Демографические показатели

Россия

Своя область

Свой район

Свой населенный пункт

1. Население (количество)





2. Плотность населения





3. Численность городского населения





4. Доля городского населения, %





5. Численность сельского населения





6. Доля сельского населения, %





7. Естественный прирост, %






Задание 2. Где и почему сосредоточено наибольшее количество городов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. По карте проследить закономерность изменения плотности населения с запада на восток. Через какие города проходит основная ось расселения? Показать ее на контурной карте Калининградской области.

Задание 4. Привести примеры отраслей, относящиеся к различным сферам производства. Отметить занятость населения в данных конкретных отраслях, сделать вывод об изменениях, происходящих с занятостью населения в отраслях производственной и непроизводственной сфер. Заполнить таблицу 2.


Таблица 2


Сферы

Отрасли

Занятость

Изменения занятости


Производственная







Непроизводственная







Задание 5. Провести исследование Калининградской области. Определить, какие отрасли производственной сферы хорошо развиты в Калининградской области, а какие – недостаточно. Объяснить причины. Дать характеристику отраслей непроизводственной сферы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Заполните схему:


Образование ← Непроизводственная сфера → Здравоохранение

↓ ↓ ↓ ↓ ↓





Задание 7. (усложненное). Провести исследование и попытаться решить проблему безработицы и дефицита трудовых ресурсов. Обосновать свой ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод о том, какие изменения происходят в сфере занятости населения области и чем они вызваны__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №7


« Составление картосхем территориальной структуры хозяйства Калининградской области»


Цель работы: определить территориальные взаимосвязи основных отраслей хозяйства Калининградской области.


Задание 1. Вычленить отрасли Калининградской области.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Отметить на контурной карте наиболее крупные промышленные и агропромышленные центры с обозначением отраслей специализации, а также производственные связи, сформировавшиеся между этими предприятиями.



Вывод о промышленном развитии Калининградской области

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Практическая работа №8


«Выявление возможностей развития курортно-рекреационного комплекса Калининградской области»


Цель: выяснить возможности развития курортно-рекреационного комплекса Калининградской области.


Задание 1. Обобщить материалы, отражающие особенности курортно-рекреационного комплекса области.


Задание 2. Отметить на контурной карте основные и перспективные города-курорты области.



Вывод о перспективах развития курортно-рекреационной зоны Калининградской области

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Практическая работа № 9


«Составление картосхем внешних экономических связей Калининградской области»


Цель работы: установить внешние связи Калининградской области с другими регионами России и другими странами.


Задание 1. Обобщить материалы по внешним экономическим связям.


Задание 2. Установить производственные связи при предприятии с другими предприятиями как внутри нашей области, так и за рубежом.


Задание 3. Нанести крупные предприятия, имеющие всероссийское или международное значение, на контурную карту.


Задание 4. Обозначить виды продукции сырья, ввозимые и вывозимые за пределы Калининградской области, в России и за рубежом.


Ввоз в Россию

Вывоз из России











Вывод о внешних экономических связях Калининградской области

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Краеведческий практикум


Новые подходы к обучению характеризуются особым вниманием к развитию познавательной самостоятельности творческой активности школьников, что привело к довольно широкому распространению школьных практикумов в курсе географии.

Практикумы на местности становятся тем мостиком, который существует между традиционным уроком в школе и широко распространившимися в наши дни уроками на природе.

Но что лежит в основе этих практикумов? По сути, эта та же система практических работ, но модернизированная по содержанию и формам фиксации их результатов в свете новых подходов к отбору содержания, внедрению в процесс обучения новых технологий.



Примерный вариант заданий для проведения краеведческого практикума


Задание 1. Ваш край на карте мира и России

Определите особенности географического положения своего края, использую известный план описания географического положения объекта.

Определите географические координаты своего населенного пункта (или ближайшего к нему города). Определите расстояние до ближайшего моря. На карте России и мира обозначьте, где находится ваш населенный пункт.


Задание 2. Составление плана местности.

Самостоятельно составьте картосхему (план) своего микрорайона. Постарайтесь обозначить на нем ваш дом, школу, ближайшие здания, улицы, парк, реку и т.п.


Задание 3. Окружающие компоненты природы.

Перечислите все компоненты природы, которые ежедневно окружают вас.

Составьте подробное описание рельефа вашей местности, используя план характеристики рельефа.

Попытайтесь сделать зарисовку характера поверхности в вашем крае, схематичный разрез геологического строения.


Задание 4. Характеристика реки.

Определите, к бассейну, какого океана относится самая большая река местности. Расскажите о характере течения реки, источниках питания, об использовании ее человеком, о стихийных явлениях природы, связанных с водой.


Задание 5. Климат и погода вашей местности.

Коротко и интересно расскажите о климате вашей местности, о типичных погодах зимой и летом, чтобы всем, желающим посетить ваш край, было ясно, что следует взять с собой в тот или иной сезон года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!