СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К-Т планирование по биологии 7класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

каледарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

Просмотр содержимого документа
«К-Т планирование по биологии 7класс»

Календарно-тематическое планирование. Биология, 7 класс.

Тема урока,

тип урока

Элементы содержания

Деятельность

учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты

обучения

Дата

План

Факт

1

Введение-2ч

1.История развития зоологии.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение.


Индивидуальная работа, работа с текстом учебника


вопросы учебника


Называть:

предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных.

Объяснять значение классификации животных.

Характеризовать этапы развития зоологии

Знать Термины:

Зоология, систематика, классификация



2

2.Современная зоология.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Черты сходства и различия животных и растений .Значение животных. Современная зоология – система наук о животных: этология ,зоогеография, энтомология, ихтиология ,орнитология.


Индивидуальная работа , работа в парах


Фронтальный опрос.


Называть

области применения зоологических знаний, области изучения биологических наук.

Отличать

животных от растений

Знать:

Термины: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция. Знать меры охраны животных



Раздел 1. Многообразие животных (38 ч)

Тема 1 Простейшие (2 ч)

1 (3)

1.Простейшие.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

организмы. Колониальные организмы. Образование цисты Корненожки.

Особенности строения и многообразие. Органоиды движения

Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом учебника


Текущий контроль знаний – фронтальный.опрос


Определять принадлежность организмов к простейшим.,

Характеризовать: типы простейших.

Знать: термины: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина.

Знать строение простейших, их многообразие, значение в природе



2 (4)

2.Многообразие простейших

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека.


Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом


Тестирование.


Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.

Описывать органоиды передвижения простейших.

Объяснять общность происхождения животных и растений.

Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности



Тема 2.Тип Беспозвоночные (17 ч)

1 (5)

3.Губки.

Комбинированный урок.

Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека


Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом


Текущий контроль знаний – фронтальный опрос


Называть способы защиты от врагов.

Распознавать и описывать строение слоев тела губки.

Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими

Доказывать, что губки многоклеточные организмы.

Характеризовать значение губок



2 (6)

4.Тип Кишечнополостные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека


Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом


Текущий контроль знаний –фронтальный опрос


Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Объяснять: значение термина «кишечнополостные».

Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.



3 (7)

5.Тип Плоские черви.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных


Индивидуальная работа , работа в парах


Текущий контроль знаний – фронтальный опрос


Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа.

Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви.

Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.

Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей.

Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Репродуктивный уровень: давать определения терминам: Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, хозяин промежуточный, окончательный, чередование поколений



4 (8)

6.Тип Круглые черви.

Комбинированный урок

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе.


.Индивидуальная работа парах, с текстом


Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос


Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка.



5 (9)

7.Тип Кольчатые черви. Полихеты

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЛР Р № ! «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе


.Индивидуальная работа парах, с текстом


Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос.


Перечислять внутренние органы различных систем.

Объяснять значение полихет в природе.

Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка.



6 (10)

8.Многообразие кольчатых червей.

Комбинированный урок.

Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека.


Индивидуальная работа , работа с текстом


Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос


Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам.

Характеризовать: роль дождевого червя в почвообразовании.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.



7 (11)

9.Тип Моллюски.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины


.Индивидуальная работа , работа в парах


Задание со свободным ответом по выбору учителя


Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Выделять особенности внешнего строения моллюсков

Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Давать определения терминам:

Олигохеты, диапауза, пиявки, гирудин, анабиоз



8 (12)

10.Многообразие моллюсков.

Комбинированный урок

Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения


Индивидуальная работа , работа в парах

работа с текстом, выполнение рисунков

Текущий контроль знаний фронтальный опрос


Определять принадлежность моллюсков к классам.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви.

Давать определения терминам: моллюски, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце,



9 (13)

11.Тип Иглокожие

Комбинированный урок.

Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.


.Индивидуальная работа , работа в парах работа с текстом, выполнение рисунков


Текущий контроль знаний

Тестирование

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Описывать: значение иглокожих в природе.

Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.



10 (14)

12.Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЛР Р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных»

Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств


Индивидуальная работа , работа в парах


Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос


Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Выделять особенности строения членистоногих.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам: хитин, мозаичное зрение, партеногенез, трахеи, легочные мешки.



11 (15)

13.Класс Паукообразные. Клещи

Комбинированный урок

Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных

Индивидуальная работа


Текущий опрос, тестирование


Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие

*Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные.

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обит



12 (16)

14.Класс Насекомые. Комбинированный урок.

ЛР Р №3 « Изучение представителей отрядов насекомых»


Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий


Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль знаний – устный опрос, тестирование


Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи



13 (17)

15.Отряды насекомых Комбинированный урок


Названия отрядов насекомых.

Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители

сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых

Индивидуальная, работа в малых группах


Текущий контроль знаний – опрос

Тест

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Отличать представителей разных отрядов по внешнему виду.



14 (18)

16.Отряды насекомых.

Комбинированный урок.



15 (19)

17. Отряды насекомых.

Комбинированный урок.



16 (20)

18. Отряды насекомых.

Комбинированный урок.



17 (21)

«Беспозвоночные»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся





Тема 3.Тип Хордовые (19 ч)



1 (22)

20.Общая характеристика хордовых.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка ,пищеварительная трубка ,двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека


Индивидуальная, работа в малых группах


Текущий контроль знаний – опрос


Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение

Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Давать определения терминам:

Хорда, череп, позвоночные, беспозвоночные,.



2 (23)

21.Классы рыб. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ЛР Р № 4 «Внешнее строение и передвижение рыб»


Позвоночные

Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные

Значение в природе и жизни человека.

Приспособления для жизни в воде. Водная среда обитания и образ жизни.

Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания)

Представители черепных хордовых, класса круглоротые: минога и миксина

Индивидуальная, работа в малых группах, работа с текстом, рисунок 83.


Текущий контроль знаний – опрос


Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные.

Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме)

Интеллектуальный уровень.

Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Выделять характерные особенности строения позвоночных.

Самостоятельно формулировать определение термина.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

Творческий уровень.

Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения.



3 (24)

22.Хрящевые рыбы

Комбинированный урок

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека.


Индивидуальная, работа в малых группах. Работа с текстом


Текущий контроль знаний – опрос

Работа по карточкам

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.

Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека



4 (25)

23.Костные рыбы.

Урок систематизации и обобщения знаний.

Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания.


Индивидуальная, работа в малых группах


Текущий контроль знаний – опрос

Тест

Распознавать и описывать представителей костных рыб.

Приводить примеры видов рыб, обитающих в Чувашской республике

Характеризовать по плану отряды костных рыб.

Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.

Находить отличия костных и хрящевых рыб.



5 (26)

24.Класс Земноводные.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.


Индивидуальная, работа в малых группах, работа с текстом


Текущий контроль знаний – опрос

Работа по карточкам

Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Распознавать и описывать внешнее строение.

Выделять особенности строения в связи со средой обитания.

Объяснять

роль в природе и жизни человека;

происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб.

Знать: особенности внешнего строения, образа жизни и приспособления к наземному образу жизни, стадии развития.



6 (27)

25.Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряды Крокодилы, Черепахи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся.


Индивидуальная, работа с текстом


Работа по карточкам


Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

Выделять особенности строения.

Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных



7 (28)

26.Отряд пресмыкающихся

Комбинированный урок

Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся


Индивидуальная, работа в малых группах

работа с текстом

Текущий контроль знаний – опрос, работа по карточкам


Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся

Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

пресмыкающихся

доказывать, что рептилии более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными.



8 (29)

27.Класс Птицы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЛР Р № 5 «Изучение внешнего строения птиц»

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету


Индивидуальная, работа ,

работа с текстом

Текущий контроль знаний

Тестирование

Распознавать и описывать внешнее строение птиц.

Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся



9 (30)

28.Отряды птиц.

Комбинированный урок

Признаки отрядов страусообразные и гус Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц.


Индивидуальная

Работа , работа с текстом

опрос


Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Чувашии, описывать приспособления птиц к определенной среде обитания.

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

необходимость защиты гусеобразных



10 (31)

29.Водоплавающие птицы.

Комбинированный урок

Признаки отрядов дневные хищники, совы, куриные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Признаки гусеобразных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв


Индивидуальная

Работа в парах


Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц.

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

необходимость защиты



11 (32)

30.Хищные птицы.

Комбинированный урок

Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями

Особенности биологии и экологии

Индивидуальная

Работа

текущий контроль

знаний.

Работа по карточкам

Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.



12 (33)

31.Отряды птиц.

Комбинированный урок

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

Признаки отрядов воробьинообразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц


Индивидуальная

Работа в парах

Текущий контроль знаний


Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни

Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.

Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных.



13 (34)

32.Класс Млекопитающие, или Звери.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих Первозвери.


Индивидуальная работа


Текущий контроль знаний

Тестирование

Викторина

Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих, преимущества млекопитающих перед другими классами. .

Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания.

Знать классификацию млекопитающих, их отличительные особенности, отличие первозверей и настоящих зверей.



14 (35)

33.Отряды: Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые

Комбинированный урок

Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.

Представители, обитающие на территории своей области.

Редкие виды и их охрана

Индивидуальная работа

работа с текстом учебника

Текущий контроль знаний –фронтальный опрос.

Тестирование

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

меры охраны

Выявлять приспособления внешнего



15 (36)

34.Грызуны и Зайцеобразные.

Комбинированный урок.

Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана.


Индивидуальная работа

работа с текстом учебн

Текущий контроль знаний

Работа по индивидуальным карточкам

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека.

меры охраны

Выявлять приспособления внешнего строения



16 (37)

35.Отряды: Китообразные, ластоногие,

Хищные.

Комбинированный урок

Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих


Индивидуальная работа

Работа в парах

работа с текстом учебника

Текущий контроль знаний

Работа по индивидуальным карточкам

Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять

роль в природе и жизни человека;

меры по охране.

Выявлять приспособления внешнего строения



17 (38)

36.Копытные. Хоботные..

Комбинированный урок


Признаки отрядов. Отдельные представители. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих


Индивидуальная работа

Работа в парах

работа с текстом учебника

Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос.


Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять роль в природе и жизни человека.

Знать: строение камер сложного желудка жвачных, отличие парно- от непарнокопытных, жвачных от нежвачных.



18 (39)

37.Отряды млекопитающих. Приматы.

Комбинированный урок.

Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком


Индивидуальная работа

работа с текстом учебника

Текущий контроль знаний


Определять принадлежность млекопитающих к отряду.

Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять родство человека с млекопитающими



19 (40)

38.Обобщение и повторение

Многоклеточные животные

Многообразие живых организмов многоклеточные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки.


Индивидуальная работа

работа с текстом учебника

Письменные задания по вариантам.





Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)



1 (41)

1.Покровы тела

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

ЛР Р №6 «Изучение особенностей строения покровов тела»

Разнообразие покровов тела у животных. Функции Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих


Индивидуальная работа, работа в малых группах, работа с текстом, и рисунками учебника


Текущий контроль знаний


Называть функции покровов тела.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих, находить общее в различие в покровах животных

Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания, усложнение покровов разных животных



2 (42)

2.Опорно-двигательная система.

Комбинированный урок

Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет

Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Работа в малых группах

Индивидуальная работа, работа в малых группах


Воспроизведение

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов.

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы

Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания .Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков



3 (43)

3.Способы передвижения. Полости тела.

Комбинированный урок

Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная


Индивидуальная , заполнение таблицы


Текущий контроль знаний – устный опрос


Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела.

Давать определения терминам.

Распознавать и описывать способы передвижения.

Выявлять приспособления организмов к передвижению.

Знать разные способы движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, с помощью мышц.



4 (44)

4.Органы дыхания и газообмена.

Комбинированный урок

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни.



Текущий контроль знаний – устный опрос


Называть пути поступления кислорода в организм животных.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Сравнивать строение органов дыхания. (жабры, легкие, трахеи)



5 (45)

5.Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих.


Индивидуальная работа в парах, Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы


Текущий контроль знаний -опрос


Называть функции органов пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения.

Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Знать: строение и функции органов пищеварения, уметь находить усложнение в строении разных классов позвоночных, роль ферментов



6 (46)

6.Кровеносная система. Кровь.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Транспорт веществ. Приспособления к условиям жизни. Кровеносные сосуды, состав крови, замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Функции крвои


Индивидуальная работа в парах, Работа с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы


Текущий контроль знаний-фронтальный опрос


Называть функции кровеносной системы, термины: кровь, капилляры, артерии, вены, артериальная и венозная крвоь.

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы.

Сравнивать строение органов кровеносной системы.

Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций.



7 (47)

7.Органы выделения.

Комбинированный урок

Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих


Индивидуальная работа в парах, Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы


Задание со свободным ответом по выбору учителя.

Текущий контроль

Называть функции органов выделения.(почка, мочеточник, мочевой пузырь)

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания



8 (48)

8.Нервная система.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих


Работа в малых группах

Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы

Текущий контроль знаний – опрос


Называть функции нервной системы

Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных.

Давать определение терминам.

Сравнивать строение органов нервной системы

Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы.

Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания.

Наблюдать за поведением животных.



9 (49)

9.Поведение. рефлекс.

Инстинкт. Комбинированный урок

Рефлекс

Инстинкт

Врожденные и приобретенные рефлексы

Индивидуальная

Работа в малых группах

Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы

Текущий контроль знаний





10 (50)

10.Органы чувств.

Комбинированный урок.

Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции.


Индивидуальная

Работа в малых группах

Задание со свободным ответом по выбору учителя.


Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Сравнивать строение органов чувств



11 (51)

11. самостоятельная работа «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных»

Урок контроля ЗУН


Индивидуальная


Индивидуальные задания по вариантам





12 (52)

12. Органы размножения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Размножение – свойство живых организмов.

Значение органов размножения

Строение половой системы животных: половые железы, половые пути.

Влияние среды обитания на строение органов размножения

Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний


Воспроизведение

Давать определения терминам

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением.

Описывать строение органов размножения

Интеллектуальный уровень

Объяснять биологическое значение гермафродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков



13 (53)

13.Способы размножения животных. Оплодотворение.

Комбинированный урок

Термины

Оплодотворение

Типы размножения: бесполое и половое

Механизмы бесполого размножения и полового размножения

Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- фронтальный опрос


Воспроизведение.

Давать определения терминам

Описывать механизмы бесполого размножения животных

Интеллектуальный уровень.

Отличать бесполое и половое размножение

Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков



14 (54)

14.Развитие животных.

Комбинированный урок

ЛР Р № 7 «Определение возраста животных»

Типы развития. Стадии развития с превращением. Стадии развития без превращения


Индивидуальная

Работа в малых группах.

Текущий контроль знаний- опрос.


Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.

Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза



15 (55)

15.Периодизация и продолжительность жизни животных.

Комбинированный урок

Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.


Называть периоды в жизни животных.

Характеризовать возрастные периоды домашних животных.



16 (56)

16.Обобщение и повторение темы







Раздел 3. Индивидуальное развитие животных на Земле ( 4 ч)

1 (57)

1.Доказательства эволюции животных.

Урок обобщения и систематизации знаний

Палеонтологические, эмбриологические ,доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных

сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Значение для объяснения эволюции животных

Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний


Давать определения терминам

Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Интеллектуальный уровень.

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Находить различия палеонтологических и сравнительно-

анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Знать термины: эволюция, гомологи, аналоги, атавизмы, переходные формы, рудименты, филогенез.



2 (58)

2.Ч. Дарвин о причинах эволюции животных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.


Воспроизведение

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Описывать процесс видообразования

Интеллектуальный уровень

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования.

Творческий уровень

Прогнозировать результаты эволюции животных



3 (59)

3.Усложнение строения животных. Результаты эволюции


Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

Разнообразие видов как результат эволюции

Работа с текстом


Текущий контроль, проверка терминов


Воспроизведение

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора

Описывать процесс видообразования

Интеллектуальный уровень

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования.

Творческий уровень

Прогнозировать результаты эволюции животных



4 (60)

4..Ареалы обитания. Миграции.


Термины

Ареал

Эндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль

Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний – опрос.


Воспроизведение

Давать определения терминам

Приводить примеры животных с различными ареалами

Интеллектуальный уровень

Объяснять механизм образования ареалов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Называть причины миграций.

Приводить примеры мигрирующих животных.

Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных.

Знать термины.



Раздел 4. Биоценозы (4 ч)

1 (61)

1.Естественные и искусственные биоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Термины:

Биоценоз

Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты,

ярусы леса

Индивидуальная

Работа в малых группах

Терминологический диктант.


Давать определения терминам

Приводить примеры различных биоценозов

Описывать структуру биоценоза водоема и леса

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие продуцентов



2 (62)

2.Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Комбинированный урок

Экскурсия

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.

В.3 с.274.

Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных.

Термины: факторы среды, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор



3 (63)

3.Цепи питания и поток энергии.

Комбинированный урок.

Цепь питание. Примеры цепей питания


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.


Давать определение понятию цепь питания.

Приводить примеры цепей питания.



4 (64)

4.Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Комбинированный урок.

Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи.


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.


Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза

Давать определение понятию пищевые связи



Раздел 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)

1 (65)

1.Воздействие человека и его деятельности на животных. Урок обобщения и систематизации знаний


Положительное и отрицательное воздействие Домашние животные. Промыслы


Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний


Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных

Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных.

Приводить примеры промысловых животных.



2 (66)

2.Одомашнива-ние животных

Комбинированный урок.

Одомашнивание

Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Индивидуальная

Работа в малых группах

Текущий контроль знаний- опрос.


Давать определения терминам

Приводить примеры направленности отбора домашних животных

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков



3 (67)

3.Законы России об охране животного мира. Урок обобщения и систематизации знаний


Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование


Групповая


Задание со свободным ответом по выбору учителя.


Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных.




4 (68)

4.Заключительный урок. Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»



Беседа.



Знать правила техники безопасности