Календарно-тематическое планирование. Биология, 7 класс.
№ | Тема урока, тип урока | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты обучения | Дата |
План | Факт |
1 | Введение-2ч 1.История развития зоологии. Урок обобщения и систематизации знаний. | Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. | Индивидуальная работа, работа с текстом учебника | вопросы учебника | Называть: предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии Знать Термины: Зоология, систематика, классификация | | |
2 | 2.Современная зоология. Урок обобщения и систематизации знаний. | Черты сходства и различия животных и растений .Значение животных. Современная зоология – система наук о животных: этология ,зоогеография, энтомология, ихтиология ,орнитология. | Индивидуальная работа , работа в парах | Фронтальный опрос. | Называть области применения зоологических знаний, области изучения биологических наук. Отличать животных от растений Знать: Термины: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция. Знать меры охраны животных | | |
Раздел 1. Многообразие животных (38 ч) Тема 1 Простейшие (2 ч) |
1 (3) | 1.Простейшие. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | организмы. Колониальные организмы. Образование цисты Корненожки. Особенности строения и многообразие. Органоиды движения | Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом учебника | Текущий контроль знаний – фронтальный.опрос | Определять принадлежность организмов к простейшим., Характеризовать: типы простейших. Знать: термины: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина. Знать строение простейших, их многообразие, значение в природе | | |
2 (4) | 2.Многообразие простейших Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Органоиды движения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека. | Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом | Тестирование. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности | | |
Тема 2.Тип Беспозвоночные (17 ч) |
1 (5) | 3.Губки. Комбинированный урок. | Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека | Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | | |
2 (6) | 4.Тип Кишечнополостные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека | Индивидуальная работа , работа в парах, работа с текстом | Текущий контроль знаний –фронтальный опрос | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять: значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | | |
3 (7) | 5.Тип Плоские черви. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная) Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных | Индивидуальная работа , работа в парах | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос | Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Репродуктивный уровень: давать определения терминам: Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, хозяин промежуточный, окончательный, чередование поколений | | |
4 (8) | 6.Тип Круглые черви. Комбинированный урок | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе. | .Индивидуальная работа парах, с текстом | Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка. | | |
5 (9) | 7.Тип Кольчатые черви. Полихеты Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ЛР Р № ! «Знакомство с многообразием кольчатых червей» | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе | .Индивидуальная работа парах, с текстом | Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка. | | |
6 (10) | 8.Многообразие кольчатых червей. Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. | Индивидуальная работа , работа с текстом | Текущий контроль знаний –фронтальный и индивидуальный опрос | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать: роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | | |
7 (11) | 9.Тип Моллюски. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины | .Индивидуальная работа , работа в парах | Задание со свободным ответом по выбору учителя | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Давать определения терминам: Олигохеты, диапауза, пиявки, гирудин, анабиоз | | |
8 (12) | 10.Многообразие моллюсков. Комбинированный урок | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения | Индивидуальная работа , работа в парах работа с текстом, выполнение рисунков | Текущий контроль знаний фронтальный опрос | Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви. Давать определения терминам: моллюски, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, | | |
9 (13) | 11.Тип Иглокожие Комбинированный урок. | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | .Индивидуальная работа , работа в парах работа с текстом, выполнение рисунков | Текущий контроль знаний Тестирование | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать: значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | | |
10 (14) | 12.Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ЛР Р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» | Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварит., дыхат., кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств | Индивидуальная работа , работа в парах | Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам: хитин, мозаичное зрение, партеногенез, трахеи, легочные мешки. | | |
11 (15) | 13.Класс Паукообразные. Клещи Комбинированный урок | Образ жизни и особенности строения паукообразных: органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных | Индивидуальная работа | Текущий опрос, тестирование | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие *Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обит | | |
12 (16) | 14.Класс Насекомые. Комбинированный урок. ЛР Р №3 « Изучение представителей отрядов насекомых» | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий | Работа в парах Индивидуальная | Текущий контроль знаний – устный опрос, тестирование | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи | | |
13 (17) | 15.Отряды насекомых Комбинированный урок | Названия отрядов насекомых. Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека. Основные представители отрядов насекомых | Индивидуальная, работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос Тест | Воспроизведение Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Интеллектуальный уровень Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника Отличать представителей разных отрядов по внешнему виду. | | |
14 (18) | 16.Отряды насекомых. Комбинированный урок. | | |
15 (19) | 17. Отряды насекомых. Комбинированный урок. | | |
16 (20) | 18. Отряды насекомых. Комбинированный урок. | | |
17 (21) | «Беспозвоночные» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | | | | |
Тема 3.Тип Хордовые (19 ч) | | |
1 (22) | 20.Общая характеристика хордовых. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка ,пищеварительная трубка ,двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Роль в природе и жизни человека | Индивидуальная, работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос | Распознавать животных типа Хордовые., рассказывать их строение Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Давать определения терминам: Хорда, череп, позвоночные, беспозвоночные,. | | |
2 (23) | 21.Классы рыб. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. ЛР Р № 4 «Внешнее строение и передвижение рыб» | Позвоночные Классификация Многообразие классов: круглоротые, хрящевые, костные Значение в природе и жизни человека. Приспособления для жизни в воде. Водная среда обитания и образ жизни. Признаки подтипа позвоночные (скелет головы, позвоночник, совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания) Представители черепных хордовых, класса круглоротые: минога и миксина | Индивидуальная, работа в малых группах, работа с текстом, рисунок 83. | Текущий контроль знаний – опрос | Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме) Интеллектуальный уровень. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Творческий уровень. Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения. | | |
3 (24) | 22.Хрящевые рыбы Комбинированный урок | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Индивидуальная, работа в малых группах. Работа с текстом | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | | |
4 (25) | 23.Костные рыбы. Урок систематизации и обобщения знаний. | Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Индивидуальная, работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос Тест | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в Чувашской республике Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Находить отличия костных и хрящевых рыб. | | |
5 (26) | 24.Класс Земноводные. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Индивидуальная, работа в малых группах, работа с текстом | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Знать: особенности внешнего строения, образа жизни и приспособления к наземному образу жизни, стадии развития. | | |
6 (27) | 25.Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряды Крокодилы, Черепахи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Индивидуальная, работа с текстом | Работа по карточкам | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных | | |
7 (28) | 26.Отряд пресмыкающихся Комбинированный урок | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся | Индивидуальная, работа в малых группах работа с текстом | Текущий контроль знаний – опрос, работа по карточкам | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. пресмыкающихся доказывать, что рептилии более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными. | | |
8 (29) | 27.Класс Птицы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ЛР Р № 5 «Изучение внешнего строения птиц» | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету | Индивидуальная, работа , работа с текстом | Текущий контроль знаний Тестирование | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся | | |
9 (30) | 28.Отряды птиц. Комбинированный урок | Признаки отрядов страусообразные и гус Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | Индивидуальная Работа , работа с текстом | опрос | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Чувашии, описывать приспособления птиц к определенной среде обитания. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты гусеобразных | | |
10 (31) | 29.Водоплавающие птицы. Комбинированный урок | Признаки отрядов дневные хищники, совы, куриные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Признаки гусеобразных: длинная шея, короткие ноги, с четырьмя пальцами, короткий широкий клюв | Индивидуальная Работа в парах | | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты | | |
11 (32) | 30.Хищные птицы. Комбинированный урок | Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями Особенности биологии и экологии | Индивидуальная Работа | текущий контроль знаний. Работа по карточкам | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. | | |
12 (33) | 31.Отряды птиц. Комбинированный урок Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | Признаки отрядов воробьинообразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц | Индивидуальная Работа в парах | Текущий контроль знаний | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. | | |
13 (34) | 32.Класс Млекопитающие, или Звери. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих Первозвери. | Индивидуальная работа | Текущий контроль знаний Тестирование Викторина | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих, преимущества млекопитающих перед другими классами. . Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. Знать классификацию млекопитающих, их отличительные особенности, отличие первозверей и настоящих зверей. | | |
14 (35) | 33.Отряды: Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые Комбинированный урок | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Представители, обитающие на территории своей области. Редкие виды и их охрана | Индивидуальная работа работа с текстом учебника | Текущий контроль знаний –фронтальный опрос. Тестирование | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. меры охраны Выявлять приспособления внешнего | | |
15 (36) | 34.Грызуны и Зайцеобразные. Комбинированный урок. | Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана. | Индивидуальная работа работа с текстом учебн | Текущий контроль знаний Работа по индивидуальным карточкам | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. меры охраны Выявлять приспособления внешнего строения | | |
16 (37) | 35.Отряды: Китообразные, ластоногие, Хищные. Комбинированный урок | Признаки отрядов: форма тела, особенности волосяного покрова, конечностей. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих | Индивидуальная работа Работа в парах работа с текстом учебника | Текущий контроль знаний Работа по индивидуальным карточкам | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения | | |
17 (38) | 36.Копытные. Хоботные.. Комбинированный урок | Признаки отрядов. Отдельные представители. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих | Индивидуальная работа Работа в парах работа с текстом учебника | Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. Знать: строение камер сложного желудка жвачных, отличие парно- от непарнокопытных, жвачных от нежвачных. | | |
18 (39) | 37.Отряды млекопитающих. Приматы. Комбинированный урок. | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком | Индивидуальная работа работа с текстом учебника | Текущий контроль знаний | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими | | |
19 (40) | 38.Обобщение и повторение Многоклеточные животные | Многообразие живых организмов многоклеточные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки. | Индивидуальная работа работа с текстом учебника | Письменные задания по вариантам. | | | |
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч) | | |
1 (41) | 1.Покровы тела Урок изучения и первичного закрепления новых знаний ЛР Р №6 «Изучение особенностей строения покровов тела» | Разнообразие покровов тела у животных. Функции Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих | Индивидуальная работа, работа в малых группах, работа с текстом, и рисунками учебника | Текущий контроль знаний | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих, находить общее в различие в покровах животных Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания, усложнение покровов разных животных | | |
2 (42) | 2.Опорно-двигательная система. Комбинированный урок | Функции опорно-двигательной системы: обеспечение перемещения, защитная, опора Опорные структуры: оболочка клетки, наружный скелет, внутренний скелет Основные отделы скелета позвоночных: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), скелет конечностей и пояса конечностей | Индивидуальная работа, работа в малых группах Работа в малых группах | Индивидуальная работа, работа в малых группах | Воспроизведение Перечислять основные функции опорно-двигательной системы Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания .Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | | |
3 (43) | 3.Способы передвижения. Полости тела. Комбинированный урок | Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная | Индивидуальная , заполнение таблицы | Текущий контроль знаний – устный опрос | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. Знать разные способы движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, с помощью мышц. | | |
4 (44) | 4.Органы дыхания и газообмена. Комбинированный урок | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. | | Текущий контроль знаний – устный опрос | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания Сравнивать строение органов дыхания. (жабры, легкие, трахеи) | | |
5 (45) | 5.Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих. | Индивидуальная работа в парах, Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы | Текущий контроль знаний -опрос | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Знать: строение и функции органов пищеварения, уметь находить усложнение в строении разных классов позвоночных, роль ферментов | | |
6 (46) | 6.Кровеносная система. Кровь. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Транспорт веществ. Приспособления к условиям жизни. Кровеносные сосуды, состав крови, замкнутая и незамкнутая кровеносная система. Функции крвои | Индивидуальная работа в парах, Работа с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы | Текущий контроль знаний-фронтальный опрос | Называть функции кровеносной системы, термины: кровь, капилляры, артерии, вены, артериальная и венозная крвоь. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | | |
7 (47) | 7.Органы выделения. Комбинированный урок | Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих | Индивидуальная работа в парах, Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Текущий контроль | Называть функции органов выделения.(почка, мочеточник, мочевой пузырь) Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания | | |
8 (48) | 8.Нервная система. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих | Работа в малых группах Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы | Текущий контроль знаний – опрос | Называть функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | | |
9 (49) | 9.Поведение. рефлекс. Инстинкт. Комбинированный урок | Рефлекс Инстинкт Врожденные и приобретенные рефлексы | Индивидуальная Работа в малых группах Работа \ с текстом учебника, заполнение сравнительной таблицы | Текущий контроль знаний | | | |
10 (50) | 10.Органы чувств. Комбинированный урок. | Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции. | Индивидуальная Работа в малых группах | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания Сравнивать строение органов чувств | | |
11 (51) | 11. самостоятельная работа «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» Урок контроля ЗУН | | Индивидуальная | Индивидуальные задания по вариантам | | | |
12 (52) | 12. Органы размножения. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Размножение – свойство живых организмов. Значение органов размножения Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Влияние среды обитания на строение органов размножения | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Воспроизведение Давать определения терминам Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения Интеллектуальный уровень Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | | |
13 (53) | 13.Способы размножения животных. Оплодотворение. Комбинированный урок | Термины Оплодотворение Типы размножения: бесполое и половое Механизмы бесполого размножения и полового размножения Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- фронтальный опрос | Воспроизведение. Давать определения терминам Описывать механизмы бесполого размножения животных Интеллектуальный уровень. Отличать бесполое и половое размножение Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | | |
14 (54) | 14.Развитие животных. Комбинированный урок ЛР Р № 7 «Определение возраста животных» | Типы развития. Стадии развития с превращением. Стадии развития без превращения | Индивидуальная Работа в малых группах. | Текущий контроль знаний- опрос. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | | |
15 (55) | 15.Периодизация и продолжительность жизни животных. Комбинированный урок | Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | | |
16 (56) | 16.Обобщение и повторение темы | | | | | | |
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных на Земле ( 4 ч) |
1 (57) | 1.Доказательства эволюции животных. Урок обобщения и систематизации знаний | Палеонтологические, эмбриологические ,доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных сравнительно-анатомические доказательства эволюции Значение для объяснения эволюции животных | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Давать определения терминам Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции Интеллектуальный уровень. Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия палеонтологических и сравнительно- анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Знать термины: эволюция, гомологи, аналоги, атавизмы, переходные формы, рудименты, филогенез. | | |
2 (58) | 2.Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Урок обобщения и систематизации знаний. | Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. | Воспроизведение Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Интеллектуальный уровень Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. Творческий уровень Прогнозировать результаты эволюции животных | | |
3 (59) | 3.Усложнение строения животных. Результаты эволюции | Усложнение и упрощение организации животных в эволюции. Разнообразие видов как результат эволюции | Работа с текстом | Текущий контроль, проверка терминов | Воспроизведение Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора Описывать процесс видообразования Интеллектуальный уровень Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. Творческий уровень Прогнозировать результаты эволюции животных | | |
4 (60) | 4..Ареалы обитания. Миграции. | Термины Ареал Эндемики Виды-космополиты Причины, определяющие границы ареала Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний – опрос. | Воспроизведение Давать определения терминам Приводить примеры животных с различными ареалами Интеллектуальный уровень Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. Знать термины. | | |
Раздел 4. Биоценозы (4 ч) |
1 (61) | 1.Естественные и искусственные биоценозы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Термины: Биоценоз Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты, ярусы леса | Индивидуальная Работа в малых группах | Терминологический диктант. | Давать определения терминам Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие продуцентов | | |
2 (62) | 2.Факторы среды и их влияние на биоценозы. Комбинированный урок Экскурсия Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных | Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. В.3 с.274. | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. Термины: факторы среды, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор | | |
3 (63) | 3.Цепи питания и поток энергии. Комбинированный урок. | Цепь питание. Примеры цепей питания | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. | | |
4 (64) | 4.Взаимосвязь компонентов биоценоза. Комбинированный урок. | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза Давать определение понятию пищевые связи | | |
Раздел 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч) |
1 (65) | 1.Воздействие человека и его деятельности на животных. Урок обобщения и систематизации знаний | Положительное и отрицательное воздействие Домашние животные. Промыслы | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Приводить примеры промысловых животных. | | |
2 (66) | 2.Одомашнива-ние животных Комбинированный урок. | Одомашнивание Селекция Причины и факторы одомашнивания | Индивидуальная Работа в малых группах | Текущий контроль знаний- опрос. | Давать определения терминам Приводить примеры направленности отбора домашних животных Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | | |
3 (67) | 3.Законы России об охране животного мира. Урок обобщения и систематизации знаний | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование | Групповая | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | | |
4 (68) | 4.Заключительный урок. Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | | Беседа. | | Знать правила техники безопасности | | |