Календарно-тематическое планирование. Биология, 8 класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат | Вид деятельности учащихся | Формы диагностики | Дата |
План | Факт |
Введение – 2 ч |
1 | Биосоциальная природа человека и науки,изучающие его. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предметы изучения наук о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения | Описывать методы изучения человека Различать предметы изучения наук о человеке | Участие в беседе Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы Анализ содержания определений наук о человеке | ФО | | |
2 | Становление наук о человеке. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И. И. Мечников). Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель). Изучение организма человека в эпоху Возрождения (Гарвей, Везалий). Лауреаты Нобелевской премии в области медицины | Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке Анализировать содержание рисунков Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины | Участие в беседе. Заполнение таблицы (упр. 4 в рабочей тетради) Поиск информации на основе анализа рисунков Подготовка сообщений по данной теме | ФО | | |
Раздел 1. Происхождение человека – 3ч |
3 | Систематическое положение человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Рудименты. Атавизмы. Факты Доказательство животного происхождения человека. Систематическое положение Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид | Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы Находить черты сходства у зародышей человека и животных Анализировать содержание рисунков учебника | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Обсуждение вопросов 1 и 2 на с. 17 Участие в беседе Беседа по таблице Анализ содержания рисунков учебника | ФО | | |
4 | Историческое прошлое людей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факты Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему). Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. Объекты Предшественники человека - австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди | Перечислять характерные особенности предшественников современного человека Узнавать по рисункам предшественников человека Называть факторы, способствующие развитию прямохождения Объяснять влияние факторов на эволюцию человека Аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему | Обсуждение вопроса 1 на с. 21 после § 4 Биологический диктант | Работа в группе | | |
5 | Расы человека. | Урок закрепления знаний | Основные понятия Антропология. Этнография. Объекты Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека | Узнавать по рисункам представителей рас человека Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду | Выборочная проверка тетрадей | Работа в паре | | |
Раздел 2. Строение и функции организма- 59 ч Тема 1. Общий обзор человека-1ч |
6 | Общий обзор организма | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Внешняя среда. Внутренние органы. Внутренняя среда. Гормоны. Органы. Система органов. Объекты Уровни организации. Полости тела организма: брюшная и грудная. Факты Значение постоянства внутренней среды организма и факторы его сохранения | Давать определение терминам Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов Называть органы человека, относящиеся к определенным системам Находить у себя грудную и брюшную полости Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации Анализировать содержание основных понятий | Участие в беседе Анализ содержания рис. 4 учебника Выполнение задания после § 6 на с. 27 Участие в беседе Обсуждение вопроса 1 на с. 27 Выполнение упр. 14 в рабочей тетради с печатной основой на с. 10 Анализ текста учебника | ФО | | |
Тема 2. Клеточнре строение организма.Ткани-4ч |
7 | Клеточное строение органзма | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Возбудимость. Органоиды. Развитие. Рост. Субстрат. Фермент. Объекты Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазма-тическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы. Строение и функции ядра. Процессы Обмен веществ в клетке. Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки. Покой и возбуждение клетки. Факты Свойства клеточной мембраны | Называть органоиды клетки и их функции Узнавать органоиды на немых рисунках Описывать и узнавать этапы деления клетки Находить соответствие между органоидами и их функциями Анализировать содержание определений основных понятий Характеризовать механизм действия ферментов Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия органоида для жизнедеятельности клетки | Беседа по демонстрационной таблице Беседа на основе демонстрационного материала | ФО | | |
8 | Ткани: эпителиальная ,соединительная ,мышечная | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Ткань. Нервное волокно. Объекты Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость. Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость | Называть основные группы тканей • Узнавать на немом рисунке виды тканей • Узнавать по немому рисунку строение нейрона • Приводить примеры расположения тканей в органах * Называть функции тканей и их структурных компонентов Анализировать содержание определений основных понятий | Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника | Пров работа | | |
10 | Нервная ткань. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Ткань. Нервное волокно. Объекты Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость. Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость | *• Характеризовать основные виды тканей • Различать функции дендритов и аксонов • Объяснять механизм проведения нервного импульса | ФО | Самост раб | | |
11 | ЛР Р №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Микропрепараты клеток эпителиальной, мышечной, соединительной и нервной ткани» | Урок закрепления знаний | | Называть основные группы тканей • Узнавать на немом рисунке виды тканей • Узнавать по немому рисунку строение нейрона • Приводить примеры расположения тканей в органах * Называть функции тканей и их структурных компонентов | Лабораторная работа | Проверка тетрадей | | |
Тема 3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма-1ч |
12 | Рефлекторная регуляци ЛР Р №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения». ЛР Р №3 «Коленный рефлекс и др.» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Рефлекс: • безусловный, • условный. Рефлекторная дуга. Рефлекторный центр. Рецепторы. Объект Компоненты рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Факты Виды безусловных рефлексов: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Типы нейронов: чувствительные, вставочные, исполнительные. Прямые и обратные НС. Рефлекторная зона | Давать определение термину рефлекс Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов *Называть функции вставочных, исполнительных нейронов *Называть функции компонентов рефлекторной дуги Описывать механизм проявления безусловного рефлекса Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса Объяснять действия прямых и обратных связей в нервной системе | Участие в беседе Решение учебно-познавательных задач Выполнение ЛР Р | Беседа Выборочная проверка тетрадей | | |
Тема 4. Опорно-двигательная система-7ч |
13 | Значение опорно-двигательной системы.Строение костей. ЛР Р №4 «Микроскопическое строение кости» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Объекты Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг. Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Факты Функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. | Называть функции опорно-двигательной системы Описывать химический состав костей ц Раскрывать сущность функций опорно-двигательной системы Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава Анализировать содержание рисунков Характеризовать типы соединения костей Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе | Работа с текстом параграфа Обсуждение вопросов п 10 Работа в раб тетр (печатной) | Беседа ФО ЛР Р | | |
14 | Скелет человека | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Скелет. Объект Осевой и добавочный скелет. Факты Строение черепа: мозговой отдел, лицевой отдел черепа. Строение скелета туловища: грудная клетка, позвоночник. Строение позвонка: тело позвонка, дуги, отростки: задний и боковые. Межпозвоночные диски. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей | Давать определение терминам Называть компоненты осевого и добавочного скелета ш Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями черепа, поясов конечностей Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности Анализировать содержание рисунков | Беседа ФО | Работа в группе | | |
15 | Соединение костей | Комбинированный | Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава. Зависимость характера повреждения костей от химического состава | Характеризовать типы соединения костей Давать определение терминам | Работа с текстом парагр Решение биолог задач | Работа по карточкам и в рабочей тетради (печатной) | | |
16 | Строение мышц ЛРр №5 «Мышцы человеческого тела» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Гиподинамия. Двигательная единица. Тренировочный эффект. Объект Мотонейрон. | Называть последствия гиподинамии Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона | Работа с текстом парагр Решение биолог задач | Индив опрос | | |
17 | Работа скелетных мышц и их регуляция ЛР Р № 6 «Утомление при статической и динамической работе» ЛР Р с№7 «Самонаблюдение работы основных мышц,роль плечевого пояса в движении руки». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Процессы Динамическая и статическая работа. Утомление. Регуляция работы мышц-антагонистов. Факты Энергетика мышечного сокращения | Описывать энергетику мышечного сокращения Различать механизм статической и динамической работы Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок Анализировать содержание рисунка Характеризовать механизм регуляции работы мышц | Выполнение ЛР Р | Выборочная проверка тетрадей | | |
18 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. ЛР Р № 8 «Выявление нарушений осанки» ЛР Р № 9 «Выявление плоскостопия» | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Осанка. Плоскостопие. Остеохондроз. Факты Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия | Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела | Выполнение наблюдений и оформление результатов в тетради | Выборочная проверка тетрадей ФО | | |
19 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Объекты Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. Факты Приемы первой доврачебной помощи | Перечислять повреждения опорно-двигательной системы Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей* Определять по рисунку вид травм Анализировать содержание рисунков Отбирать информацию для заполнения таблицы | Работа с текстом, оформление таблицы | ФО | | |
20 | Обобщение и повторение темы «Опорно-двигательная система». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | Тест | | | |
Тема 5. Внутренняя среда организма-3ч |
21 | Компоненты внутренней среды | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Антиген. Антитело. Объекты Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Процесс Свертывание крови. Факты Состав крови: плазма и форменные элементы. Состав плазмы. Фибриноген. Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция. Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Относительное постоянство внутренней среды. Подвижное равновесие | Перечислять компоненты внутренней среды и функции Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды Объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах Начертить схему по опорным словам Анализировать содержание рисунков Характеризовать процесс свертываемости крови Выделять неточности в формулировке вывода | Работа с таблицами, схемами и рисунками , их анализ. | ФО | | |
22 | Кровь. ЛР Р № 10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом» | Комбинированный урок | Основные понятия Фагоцитоз. Малокровие (анемия). Объекты Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты. Процессы Созревание эритроцитов. Кроветворение. Факты Транспортная функция эритроцитов, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым. Анализ крови. Скорость оседания эритроцитов. Группы крови человека. Правила переливания крови | Называть функции лейкоцитов, группы крови человека Перечислять органы кроветворения Описывать проявление транспортной функции эритроцитов* Показывать взаимосвязь между строением и функциями клеток крови Объяснять механизм действия лимфоцитов Анализировать содержание рисунков Анализировать содержание определений основных понятий | Работа с текстом, рисунками параграфа. Решение биологических задач. Выполнение ЛР Р | Выборочная проверка тетрадей. ФО | | |
23 | Борьба организма с инфекцией .Иммунитет | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Иммунитет. Антиген. Интерферон. Объект Иммунная система: костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, Т-лимфоциты, В-лимфо-циты. Свойства Специфичность. Факты Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Нарушения механизма иммунитета. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Резус-фактор и резус-конфликт. Процесс Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Воспаление | Приводить примеры инфекционных заболеваний Называть органы иммунной системы Давать определение термину иммунитет Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток Характеризовать периоды болезни Анализировать содержание рисунков | Работа в тетради Решение биолог задач | ФО Работа в гркппе | | |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма-7ч |
24 | Транспортные системы организма | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Замкнутая система. Артерии. Вены. Объекты Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Процесс Образование тканевой жидкости и лимфы | Давать определение термину замкнутая кровеносная система Называть транспортные системы человека и их органы Описывать образование тканевой жидкости и лимфы Узнавать по немому рисунку органы лимфатической системы Анализировать содержание определений основных понятий Сравнивать строение кровеносных сосудов Анализировать содержание рисунков | Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы | ФО | | |
25 | Круги кровообращения. ЛР Р № 11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». ЛР Р № 11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | Урок закрепления знаний | Основные понятия Артериальная кровь. Венозная кровь. Оксигемоглобш. Объект Большой и малый круги кровообращения. Процессы Кровообращение. Отток лимфы. Факты Изменение состава крови в большом и малом кругах кровообращения | Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения Давать определение терминам Различать малый и большой круги кровообращения Анализировать содержание рисунка | Беседа Выполнение ЛР Р | Тест | | |
26 | Строение и работа сердца. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Автоматизм. Объект Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой. Околосердечная сумка. Четырехкамерное строение.1 Факты Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС. Регуляция сердечных сокращений. Гуморальная регуляция. Гормон адреналин. Свойства Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость | Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы Описывать расположение сердца в организме, строение сердца Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца | Обсуждение содержания заполненной таблицы | Провер раб | | |
27 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. ЛР Р № «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Опыты, выясняющие природу пульса | Урок закрепления знаний | Факты Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления. Скорость движения крови. Особенности артериального давления. Процесс Поддерживание постоянства артериального давления | Называть факторы, влияющие на движение крови Описывать механизм измерения артериального давления Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах Объяснять опасность повышения артериального давления | Работа в группе | Тест | | |
28 | Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. ЛР Р № « Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | Урок закрепления знаний | Основные понятия Ударный объем. Гипертония. Гипотония. Некроз. Инфаркт миокарда. Факты Юношеская гипертония. Первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе | Называть причины юношеской гипертонии Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе Анализировать содержание определений основных понятий Объяснять причины появления заболеваний | Работа с текстом, рисунками, их анализ Выполнение ЛР Р | Выборочная проверка тетрадей | | |
29 | Первая помощь при кровотечениях. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Гематома. Объект Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные. Носовые кровотечения. Процесс Лечение раны. Факты % Признаки и первая помощь | Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее Характеризовать внешние кровотечения и внутренние Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны | Решение учебно-познавательных задач практического содержания | Тест | | |
30 | Обобщение и повторение темы «Кровеносная и лимфатическая системы организма» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневое тестирование по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы организма» | | | | | |
Тема 7. Дыхательная система-4ч |
31 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Дыхание. Артикуляция. Объект Органы дыхания: дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Факты Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких. Верхние и нижние дыхательные пути | Называть этапы дыхания Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями Узнавать по немым рисункам органы дыхания Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья Объяснять действие защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в легкие; целесообразность вакцинации против дифтерии | Анализировать рисунки, Работать в тетради (печаной) | ФО, Выборочная проверка тетрадей | | |
32 | Значение и механизм дыхания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Дыхание. Канцерогены. Факты Значение дыхания. Диффузия газов. Защитные рефлексы - кашель и чихание. Процессы Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизмы вдоха и выдоха. | Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания Называть расположение центров дыхательной системы Называть причины горной болезни | Работа в группе | Пров раб | | |
33 | Регуляция дыхания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Канцерогены. Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркогенные вещества, физическая нагрузка | Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов Сравнивать газообмен в легких и тканях Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс дыхания человека Анализировать значение носового дыхания; роль кашля и чихания | Решение учебно-познавательных задач | ФО | | |
34 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. ЛР Р № «Измерение обхвата клетки в состоянии вдоха и выдоха» ЛР Р № « Функциональные пробы с задержкой дыхания» | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Флюорография. Факты Жизненная емкость легких. Приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей: гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия | Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей Анализировать содержание рисунков | | Выполнение ЛР Р | Выборочная проверка тетрадей ФО | | |
Тема 8. Пищеварительная система-6ч |
| | | | | | | | |