СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К урокам литературного чтения (биографии писателей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь находится материал к урокам литературного чтения. Собраны биографии писателей.

Просмотр содержимого документа
«К урокам литературного чтения (биографии писателей)»


АСТАФЬЕВ Виктор Петрович


АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924—2001)

— прозаик. Родился в с. Ов­сянка Красноярского края, рано потерял мать, «сиротское детство было скрашено заботами бабушки», и, как писал

В. П. Астафьев в автобиогра­фии, «я тянулся ко второй и неизменной моей матери — земле». Потом была беспризорность, Игарский дом-интернат, где «был озорным и бес­шабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

В 1942 г. В. П. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен.

Работал в газете «Чусовой рабочий», с 1951 г. стал печататься: корреспонденции, очерки, рассказы появлялись на страницах пермских газет. В Перми в 1953 г. выш­ла первая книга В. П. Астафьева «До будущей весны». Там же были напе­чатаны книги для детей «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дя­дя Кузя. куры, лиса и кот» (1957). В 1957 г. писатель начинает цикл расска­зов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон».












АНДЕРСЕН Ханс Кристиан



АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (1805—1875) — датский писатель. Родился в маленькой датском городе Оденсе в семье сапожника. Семья была бед­ная, но дом был чистым и уютным: в вазонах на окнах цвели тюльпаны, в яшикс с землей рос лук. Дед будущего сказочника был резчиком по дере­ву, и в подарок от него маленький X. К. Андерсен и другие дети получали причудливые игрушки: коров с крыльями, людей с птичьими головами. Мальчик радовался всему необычному, интересному и хорошему, что встречалось у него на пути, а необычным и интересным было все: цветок подорожника, похожий на султан лошади, обломок перламутровой рако­вины, летучее семечко липы, из которого обязательно вырастет дерево.

Первые сказки Ханс Кристиан Андерсен услышал от отца и старушек из соседней богадельни. В историях, которые он сочинял сам, жили гово­рящие цветы, лягушки с алмазными коронами на головах, хитрец Клум-пе-Думпс, догадливые трубочисты и многие другие герои. И единствен­ным, кто не сомневался в существовании этих персонажей, был старый кот Карл — первый слушатель сказок X. К. Андерсена.

Писатель был удивительным человеком: он сам шил костюмы для ку­кол своего домашнего театра, мог вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких человечков.

X. К. Андерсен часто путешествовал по Европе; был знаком со многи­ми известными людьми своего времени. Этот человек прожил жизнь, полную невзгод и лишений, но сумел не растерять сердечности, жизнера­достности, способности каждый год радостно удивляться новой весне и расцветающим кустам белых роз и фантазировать, фантазировать...

Более 170 историй и сказок. Русские чита­тели впервые познакомились со сказками X. К. Андерсена в 1844 г.

АХМАТОВА Анна Андреевна


АХМАТОВА Анна Андреевна (псевдоним, настоящая фамилия Горенко; 1889—1966) — поэт, переводчик. Родилась в с. Большой Фонтан под Одессой в семье от­ставного инженера-механика флота. Со стороны матери принадлежала к старинной дворянской семье.

По воспоминаниям А. А. Ахматовой, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учитель­ница занималась со старшими детьми, она начала говорить по-французски.

О своих детских годах А. А. Ахматова говорила: «Мое детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире. Первое стихо­творение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова («Мо­роз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама».

В детстве А. А. Ахматову называли «дикой девочкой», «потому что хо­дила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа».

Свыше пятидесяти лет отдала А. А. Ахматова литературному труду, со­здав несколько книг стихов: «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и другие.






БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович


БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович (1800-1844) — поэт. Родился в дворянской семье в Тамбовской губернии. Усадь­ба Мара, благоустроенная отцом, навсегда осталась для Е. А. Баратынско­го местом, куда стремилась его душа. Первоначальное образование полу­чил дома под руководством матери и гувернера-итальянца, которому по­священо одно из последних стихотворений поэта, написанное в Неаполе, где Е. А. Баратынский скоропостижно скончался

В 1816 г. Е. А. Баратынский был исключен из Пажеского корпуса, так как он был замешан в неприятную историю с пропажей табакерки. Пока шло официальное разбирательство этого дела, все отшатнулись от подоз­реваемых в краже. Три гола прожил Е. А. Баратынский в усадь­бе матери, надеясь на прощение, и, не дождавшись его, поступил рядо­вым в гвардейский егерский полк. Четыре года служил в Финляндии, а в 1825 г. вышел в отставку и вернулся в отцовское имение Мара. Эти годы «внутреннего затворничества» дали поэзии одного из замечательных рус­ских поэтов, мастера глубокой философской лирики.

В 1827 г. в Москве, куда переселился Е. А. Баратынский, выходит первое собрание его сти­хотворений.





БРЮСОВ Валерий Яковлевич


БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873—1924) — поэт, прозаик, критик, пе­реводчик, литературовед, историк. Родился в Москве в купеческой семье, где увлекались литературой, философией, «позитивными» науками; дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни; писал стихи и отец В. Я. Брюсова.

В.Я.Брюсов выступил в печати впервые в 10 лет:

в журнале «Задушевное слово» за 1884г. были опубликованы впечатления от летнего отдыха («Письмо в редакцию»). Позже он пробу­ет свои силы в переводе античных авторов. «Страсть моя к литературе все возрастала. Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, перепробовал все формы, все размеры. Я писал драмы, рассказы, рома­ны. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вме­сто того чтобы учить уроки, я писал...» Окончив в 1899г. Московский университет, В. Я. Брюсов полностью посвящает себя литературной де­ятельности. Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь.

За эти годы он прошел необычайно яркий путь.

В. Я. Брюсов счи­тается классиком символизма.

После Октябрьской революции 1917 г. он ведет большую работу по организации издательского дела, подготовке литературных кадров.









БУЛЫЧЁВ Кир


БУЛЫЧЁВ Кир (псевдоним, настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко; 1934—2003) — прозаик. Родился в Москве.

Детство будущего писателя пришлось на годы Великой Отечественной войны. И. В. Можейко вспо­минал, как к ним с матерью приходил в гости приятель воевавшего отчи­ма и приносил угощение, в том числе и крошки для мышонка: «Он приру­чил мышонка, и тот узнавал дядю Валю. Может, по шагам, может, по за­паху».

Будущий писатель-фантаст закончил Институт иностранных языков (переводческий факультет), впоследствии защитил докторскую диссертацию.

Писал для журнала «Вокруг света», в 1968 г. вышла в свет его первая научно-фантастическая повесть «Остров ржавого лейтенанта».Среди других произведений К. Булычева — книги о докторе Павлыше («Последняя война», 1991 и др.), о городе Великий Гусляр и его обитате­лях, романы «Река Хроноо (первые части опубликованы в 1993—1994 гг.) и др., «как-бы-мемуары» «Как стать фантастом. Записки семидесятника» (2001).

К. Булычев — автор сказочно-фантастических историй об Алисе — «девочке, с которой ничего не случится» (героиня названа в честь дочери писателя). Это живая, непосредственная девочка, которая всегда готова прийти на помощь своим друзьям, а у нее их много во всей галактике: это и животные, и инопланетяне, и люди. Приключения Алисы — это сказка, фантастика, заимствования из народного творчества, популярной детской литературы.






БУНИН Иван Алексеевич


БУНИН Иван Алексеевич (1870—1953) — прозаик, поэт. Первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии в области литературы (1933).

Детство и юность И. А, Бунина прошли в Орловской губернии, в дворянской семье, имеющей богатую родословную. Под влиянием домашнего учителя мальчик приобщился к чтению книг, к занятиям живописью.

В гимназические годы И. А. Бунин пи­сал стихи, позже стал увлекаться и другими формами литературного творчества: прозой, публицистикой.

В 1891 г. издал и Орле небольшую книгу стихотворений. В 1895 г. публикует рассказ «На край света». С этого момента литературное творче­ство становится главным для И. А. Бунина. Сборники «Под открытым не­бом» (1898), "Стихи и рассказы» (1900). «Полевые цветы», «Листопад» (1901).

В 1903 к И. А. Бунин был награжден Академией наук Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад».

Широкую известность принесла И.А.Бунину созданная в 1909— 1910-х гг. повесть «Деревня».

И. А. Бунин не принял революций 1905 и 1917гг., в 1920г. навсегда покинул Россию.

Стихотворения для детей И. А. Бунина печатались в журналах «Дет­ское чтение», «Журнал для всех» и других изданиях с конца 80-х гг. XIX века. Многие стихи о природе, отрывки из прозаических произведений писателя вошли в круг чтения младшего школьника.






ВЕЛТИСТОВ Евгений Серафимович


(1934—1989)


Прозаик. Родился и Москве в семье военного инженера. Окончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах (в том числе и детских), в журнале «Огонек».

В 1962 г. вышла первая повесть для детей «Тяпа, Борь­ка и ракета». За пропаганду достижений страны в изучении и ос­воении космоса в повести «Железный рыцарь на Луне» (1967) Е. С. Вел­тистов был награжден медалью

им. Ю. Гагарина.

Для младших школьников Е. С. Велтистов написал сказочные повес­ти «Гум-Гум» (1970), «Классные и внеклассные приключения необыкно­венных первоклассников» (1985), «Миллион и один день каникул» (1979). Рассказы о невероятных приключениях, происходящих с героями этих книг, показывают юному читателю безграничные возможности техники, передают основные законы физики и других наук. В то же самое время произведения Е. С. Велтистова позволяют говорить с детьми об ответ­ственности людей перед планетой, на которой они живут, перед теми, кто населяет ее вместе с ними.

Наибольшей популярностью пользуется фантастическая трилогия Е. С. Велтистова о приключениях робота Электроника «Электроник — мальчик из чемодана» (1964), «Рэсси — неуловимый друг» (1971), «Побе­дитель невозможного» (1975) и его «двойника»— семиклассника Сыроежкина. Четвертая книга— «Новые приключения Электроника» вышла отдельным изданием после смерти писателя в 1989 г.






ГАРШИН Всеволод Михайлович


(1855—1888)


Прозаик. Родился в семье офицера кирасирского полка. Когда В.М.Гаршину было пять, лет роди­тели расстались. Мальчик остался с отцом, жалел его и остро переживал разлуку с матерью и старшими братьями.

«Духовной родиной» стал для мальчика Петербург, где он жил с вось­ми лет с матерью. В гимназии он начал писать: это была поэма о гимнази­ческой жизни, фельетоны для рукописного еженедельника. Тогда же Гаршин увлекался естественными науками, что сказалось впоследствии во многих его произведениях.

Литературный дебют В. М. Гаршина — очерк «Подлинная история Энского земского собрания» (1876).

В. М. Гаршин участвовал в качестве вольноопределяющегося в двухмесячном болгарском походе 138-го Волховского пехотного полка. Впечатления от похода легли в основу рассказов «Четыре дня» (1877), «Очень коротенький роман» (1878), «Трус» (1879), «Денщик и офицер» (1880), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Первый из расска­зов, напечатанный в журнале «Отечественные записки», привлек внима­ние, «доходившее до сенсации».

Вернувшись с войны, писатель был произведен в офицеры, с боль­шим трудом вышел в отставку. Некоторое время слушал лекции в универ­ситете

(по историко- филлогическому факультету). Начиная с 1880г., здоровье В. М. Гаршина ухудшается, повторяются приступы наследствен­ной болезни (отец его страдал душевным расстройством). Повторяющиеся припадки, депрессия, апатия, тоска сменяются душевным подъемом, желанием работать.

До осе­ни 1887 г. В. М. Гаршин редактирует ежегодник «Обзоры детской литерату­ры», сотрудничает в издательстве «Посредник», ведет активную работу в обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым. В эти годы появились к печати: «Сказка о жабе и розе» (18X4), которая в черновой ру­кописи содержала посвящение «Памяти доброго учителя Ханса Кристиана Андерсена», и «Лягушка-путешественница» (1887), напечатанная в специ­альном журнале для детей «Родник». Именно эти сказки чаше всего встре­чаются в книгах для детского чтения.

Жизнь писателя закончилась трагически: не выдержав ожидания при­падка, он бросился в пролет лестницы.










ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович


  • ** (1929—2001)

Прозаик. До 17 лет будущий писатель жил в Баку, где его родители преподавали музыку. Ре­шив стать художником, он окончил художественное училище в Душанбе, потом уехал в Ленинград, где учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Большинство своих книг автор иллюст­рировал сам.

Главные герои его произведений — мальчишки.

Смысл прозы В. В. Голявкина — не только в сюжете, но и в интона­ции, в подтексте, в особом порядке слов. «Лучшие рассказы писателя предоставляют возможность читателю любого возраста вглядеться в себя, попасть в сферу поступков, фантазий, иногда на первый взгляд абсурд­ных, в мир творчества, изобретательности» (А. В. Сенькина).

Произведения В. В. Голявкина знают во многих странах. Например, в Японии повесть «Мой добрый папа» (1971) публиковали девять раз.

Рассказы писателя очень динамичны и вместе с тем поучительны. Часто они построены в виде диалога.














ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич


(1848-1930)


Поэт. Родился в д. Низовка Тверской губернии в семье крепостных крестьян. Отец зани­мался извозным делом. Дед научил будущего поэта грамоте, с десяти лет он обучался наукам у местного дьячка. В двенадцать лет уехал в Петербург, на заработки. С. Д. Дрожжин сменил множество профессий: работал «по­ловым» в ресторане, трактирным слугой, подручным буфетчика, приказ­чиком, лакеем, агентом пароходства.

В Петербурге С. Д. Дрожжин много читает, собирает собственную библиотеку. С 17 лет пишет стихи, с 18 — начинает вести дневник своей жизни, своих впечатлений — «Записки о жизни и поэзии».

Литературный дебют С.Д.Дрожжина состоялся в 1873г., с тех пор при жизни поэта вышло 32 сборника его стихотворений. Он много печа­тался в народовольческих журналах, был активным сотрудником журна­лов для детей и юношества («Детские годы», «Детское чтение», «Жаворо­нок» и др.).

С 1869г. поэт жил у себя на родине, в деревне Низовке.

В 1910г. Академия наук присудила Дрожжину премию, а в 1915 г. он удос­таивается почетного «пушкинского» отзыва. Не все в творчестве самобытного поэта равноценно, однако в лучшей части его богатого поэтического наследия талантливые, органично связанные с традициями народной песенной лирики стихи о «крестьянской жизни», русской деревне, о многострадальной, но великой России.





ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович


(1930—2000)


Поэт. Родился в г. Воронеже. Детские годы совпали с годами Великой Отечественной вой­ны и трудным послевоенным временем. Все это нашло отражение в твор­честве поэта.

Учился в Воронежском лесотехническом институте. В 1949г. стихи А. В. Жигулина появились в воронежской печати.

Последующие пять лет поэт провел на Колыме, в Прибайкалье, работая на строительстве дорог, в рудниках, на лесоповале, — он был осужден по ложному обвинению. В 1956г. реабилитирован, вернулся в Воронеж.

С 1963г. А.В.Жигулин жил в Москве. В 1965 г. окончил Высшие литературные курсы.

В поэзии А. В. Жигулина много пейзажных зарисовок.















ЖИТКОВ Борис Степанович


(1882—1938)

Прозаик. Родился Б. С. Жит­ков неподалеку от

Новгорода. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в Одессу, посе­лилась в гавани, и тут он оказался лицом к лицу с морем.

Рос Б. С. Жит­ков в интеллигентной семье. Отец его, Степан Васильевич, был преподава­телем математики, составителем учебников; мать, Татьяна Павловна, — пи­анистка. В доме Житковых постоянно бывали ученые, музыканты; здесь об­суждались столичные журналы, звучали рояль и скрипка; в кабинете отца стоял телескоп — маленький, но настоящий. Дети жили среди книг, нотных тетрадей, среди споров о математике, физике, музыке, Толстом, Менделееве, Моцарте. Еще мальчиком Борис привык работать, действовать, думать вместе с людьми труда. В Новгороде, наглядевшись на плотников, он по­требовал, чтобы ему подарили топорик, и стал мастерить табуретки, паро­ходики, лодочки. Увлекался он и фотографией, и скрипкой, и дрессиров­кой животных. А более всего — морем: тут мастерство, умение связано было с постоянной опасностью, труд — с закалкой мужества.

В более чем 60 детских книгах, созданных

Б. С. Житковым за 15 лет работы в литературе, можно найти не только рассказы о храбрых и мужественных людях, но и о том, как самому сделать планер и кино в ко­робке; как люди завоевали Северный полюс; что такое турбина; как на­учились передавать телеграммы. Б.С.Житков постоянно затевал новые отделы в детских журналах: в «Пионере», «ЧИЖе», «Юном натуралисте', создал своеобразную детскую энциклопедию— знаменитую книгу «Что я видел», написанную от лица четырехлетнего мальчика.


ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович


(1894-1958)


Прозаик. Родился к г. Полтаве. Детство будущего писателя прошло в Петербурге. Отец М.М. Зощенко — известный художник-передвижник, рисунки которого можно было видеть в журнале «Нива», мать — писательница.

Первые литературные опыты М. М. Зощенко относятся к 6—8-летне­му возрасту, когда он пробовал себя в поэзии, а первый его рассказ («Пальто») был написан, когда ему было 11 — 12 лет. В записных книжках 1917—1920гг.

М. М. Зощенко написал: «Цель жизни — найти призвание». Его заветной целью, его идеей, его призванием стала литература.

Летом 1919 г. М. М. Зощенко поступил в студию, организованную при издательстве «Всемирная литература». Учился на отделении критики под руководством К. И. Чуковского.

Около четырех десятилетий посвятил

М. М. Зощенко отечественной литературе. В 1940 г. вышла книга его рассказов для детей «Самое глав­ное». Повествуется в ней не о выборе профессии, а о том — каким быть. Надо ли быть храбрыми и смелыми, умными, добрыми? В этой книге есть и рассказы о животных, эпизоды детства самого писателя, и все это напи­сано весело, с доброй и лукавой улыбкой.



КЕДРИН Дмитрий Борисович


(1907—1945)


Поэт, переводчик. В Днепропетровске входил в молодежную литератур­ную организацию «Молодая кузница» при губернской газете. При жизни поэта был издан один сборник, стихов «Свидетели» (1940). В основном Д. Б. Кедрин публиковался в периодике.

Московский дебют Д. Б. Кедри­на состоялся осенью 1925г. на страницах «Комсомольской правды». Окончательно переселился в Москву в 1931г. Работал в Государственном научно-техническом издательстве руководителем кружка рабочих актё­ров, в многотиражной заводской газете «Кузница», в издательстве «Мо­лодая гвардия» литконсультантом.

В годы войны ушел добровольцем на фронт, был спецкором фронтовой авиационной газеты, за свою рабо­ту в ней награжден медалью «За боевые заслуги». В поэзии военных лет Д. Б. Кедриным создан образ Родины с ее народно-историческими традициями, реликвиями, верой в победу.

Другие грани поэзии Д. Б. Кедрина— задушевность в изображении природы средней полосы России, стремление к духовной свободе.





ЛАГЕРЛЁФ Сельма Оттилия Лувиса


(1858— 1940)


Шведская писатель­ница. Родилась в семье отставного военного и учительницы в Центральной Швеции, «с семи лет мечтала стать писательницей». Путь в литературу описан С.Лагерлеф в новелле «Сказка за сказкой» (1908).Училась в ли­цее, затем в Высшей учительской семинарии в Стокгольме,

с 1884 г. рабо­тала учительницей. В 1890г. в одной из газет были опубликованы не­сколько глав «Саги о Йесте Берлинге», за что их автор — Сельма Лагерлеф — получила первую премию и возможность полностью отдаться литературному труду.

Автор 27 крупных произведений, литературных сказок, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с ди­кими гусями по Швеции» (1906—1907).

Лауреат Нобелевской премии 1909 г.

В России книги С.Лагерлеф известны с начала

XX в. и до сих пор продолжают издаваться большими тиражами.











ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович


(1803-1869)


Прозаик, журналист, литературный и музыкальный критик. Родился в Москве.

Происхождение В. Ф. Одоевского уникально — он из рода Рюриковичей. В. Ф. Одоевский всю свою жизнь посвятил двум наукам — словеснос­ти и философии, был организатором первого философского кружка в России — Общества любомудрия (1823).

Со многими В. Ф. Одоевский был дру­жен, замечал и поддерживал таланты, которые видел в современной ему литературе. Он жил «только для науки, для искусства, для поэзии и для друзей». Активно работал в пушкинском журнале «Современник», участ­вовал в реорганизации «Отечественных записок», выпускал «Сельское чте­ние».

В. Ф. Одоевского считают выдающимся знатоком искусства, блестя­щим музыкальным критиком. Он поддерживал отношения со многими зна­менитыми музыкантами: М. И. Глинкой, А. С.Даргомыжским, Ф. Листом и др.

Сказка «Городок в табакерке» была опубликована в 1834г. Эта сказка, по сути, открывает детям мир

техники.









ПАСТЕРНАК Борис Леонидович



ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890—1960) — поэт, прозаик, перевод­чик. Родился в Москве. Мальчик вырос в атмосфере искусства: отец его был известным художником, мать — профессиональной пианисткой. В доме Пастернаков бывали многие знаменитые литераторы, музыканты, художники: Л. Н. Толстой, А. Н. Скрябин (композитор одобрял занятия музыкой Б. Л. Пастернака), С. В. Рахманинов, М. А. Врубель и др.

Будущий поэт получил университетское образование (историко-фи­лософский факультет Московского университета, семестр в Марбургском университете).

В 1922 г. опубликовал сборник стихов «Сестра моя — жизнь», принесший ему широкую извест­ность. Затем выходит сборник «Темы и вариации» (1916—1922), роман в стихах «Спекторский» (1925—1930), поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» (1925—1927), сборник «Второе рождение» (1930-1932). В 1961 г. издан сборник «Стихотворения и поэмы», составленный самим поэтом, туда Б. Л. Пастернак включил стихотворения из сборни­ков «На ранних поездах», «Стихи о войне», произведения последнего поэтического цикла «Когда разгуляется» (1956—1960).

Борис Пастернак — лауреат Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», опубликованный впервые в 1958 г. за границей.








ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич


ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968)- прозаик. Ро­дился в Москве в семье железнодорожного статистика. Семья была боль­шая, склонная к занятиям искусством: в ней много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.

Детство провел на Украине, закон­чил Первую киевскую гимназию. В последнем классе гимназии К. Г. Паустовский написал рассказ и напечатал его в киевском литератур­ном журнале (1911). Затем учился на естественно-историческом факуль­тете Киевского университета, потом в Москве на юридическом факульте­те МГУ, который не закончил.

С раннего детства любимой наукой К. Г. Паустовского была геогра­фия, его всегда манила романтика путешествий. Всю свою жизнь писа­тель много путешествовал. Он изъездил европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири; впечатления от этих поездок и встреч с самы­ми разными людьми легли в основу многих его произведений. Основная черта прозы К. Г. Паустовского, по его словам, «романтиче­ская настроенность, которая не противоречит острому интересу к «гру­бой» жизни и любви к ней. Творчество К. Г. Паустовского отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя — короткий рассказ.

К. Г Паустовский не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им написаны сказки («Теплый хлеб» (1945), «Растрепанный воробей» (1948), «Стальное колечко»(1946).

Многие из его «взрослых» произведений вошли в круг детского чтения.





ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич


_^ *

ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич (1825—1893) — поэт, прозаик, критик, переводчик.

Родился в г. Костроме в семье небогатого чиновника. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. А. Н. Плещеев прожил трудную, на­полненную лишениями, сомнениями и мучениями жизнь. В его стихах теплота и искренность чувств, обличение «неправды и зла», сострадание к бедным и обездоленным, призыв к борьбе за лучшее будущее русского народа.

Современники вспоминали А. Н. Плещеева как исключительно дели­катного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Он поддерживал В. М. Гаршина, И. 3. Сурикова, принимал участие в судьбе А. П. Чехова.

У А. Н. Плещеева более пяти десятков стихотворений о природе. Это оригинальная и задушевная лирика. Любимое время года для поэта — весна. Без родной природы нет для поэта Отчизны. Задушевны и просты его стихи о детях, иногда бедных, голодных, озябших, но порой и счастливых.









РАСПЕ Рудольф Эрих


РАСПЕ Рудольф Эрих (1737—1794) — немецкий писатель.

В 1761 в Англии появились переведенные на английский язык истории из жизни барона Мюнхгаузена из немецкого сборника «Спутник веселых людей». Они были напечатаны без подписи переводчика. Им считают Распе, кото­рый в это время скрывался в Англии после кражи, совершенной им в Гер­мании. Переводчик дополнил сюжеты, восходящие к фольклорным, ан­тичным и восточным анекдотам, эпизодами из истории Англии. Вся кни­га объединена одним героем — реально существовавшим бароном Исронимом Карлом Фридрихом Мюнхгаузеном, который в 1737 г. при­был в Россию в свите юного Антона Ульриха Брауншвейгского, мужа пле­мянницы русской императрицы Анны Иоанновны.

Имя барона стало нарицательным и приобрело всемирную популяр­ность.













РОДАРИ Джанни


РОДАРИ Джанни (Джованни) (1920—1980)— итальянский писатель.

Дж. Родари был не только писателем, несколько лет он проработал учителем младших классов. В школе он любил рассказывать ребятам раз­личные забавные истории.

В его книгах можно найти детские считалки, колыбельные пе­сенки, припевки. Даже когда Дж. Родари сочинял пустячки, неправдопо­добные короткие истории, в них всегда были намёки на важные обсто­ятельства.

В сказке «Джельсомино в стране лжецов» (1959) он говорит о том, что «самые опасные враги человечества — это лжецы»; сказка «Джип в теле­визоре» призывает ученых планеты к сотрудничеству в освоении космоса.

Джанни Родари — веселый и мудрый сказочник, умеющий силой своего воображения превратить обыкновенную луковичную головку в озорного мальчишку, оживить трехногую кошку, нарисованную школьным мелом на стене.

Этот итальянский писатель награжден самой высокой наградой в дет­ской литературе — премией имени X. К. Андерсена.








РУБЦОВ Николай Михайлович



РУБЦОВ Николай Михайлович (1936—1971) — поэт. Родился в п. Емеик на Северной Двине. Рано потерял отца и мать. С 5 лет в различных детских домах Вологодской области. Учился в лесотехническом и горном техникумах, которые не закончил, работал слесарем-кочегаром тралового флота треста «Севрыба»; слесарем-сборшиком... в Ленинграде; ши 4 года военной службы на Северном флоте. В 1962 г. сдал экстерном экза­мены за 10 класс и поступил на заочное отделен не Литературного институ­та им. А. М. Горького. Зарабатывал и жил в Вологде и ее окрестностях.

Стихи пытался писать еше в детстве, печататься начал в 1957 г. во флотской газете, при жизни издано 4 тоненьких книжечки, общим тиражом 43 тыся­чи, после смерти вышло более 20 изданий, в том числе сборники для детей: "Про зайца» (1983), «Звезда полей» (1986), «Добрый Филя» (1991).

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали».








СВИФТ Джонатан


СВИФТ Джонатан (1667—1745) — английский писатель.

Отец будущего писателя умер до рождения сына. Детство Дж. Свифта было безрадостным. Долгие годы он с матерью существовал за счет родственников. В 14 лет Дж. Свифт поступил в Дублинский университет. Его товарищи по учебе вспоминали, что Дж. Свифт отличался остроумием, независимым характе­ром, решительностью. Из предметов, преподававшихся в университете, больше всего его привлекали поэзия и история. Университет Дж. Свифт не закончил, уехал на родину — в Англию, где получил место секретаря у од­ного влиятельного вельможи. В 1692 г. защитил диссертацию на степень

магистра. Дж. Свифт по­ступает на место священника в бедной ирландской деревушке. Много ез­дит по этой стране, знакомится с ее народом.

В 1704 г. Дж. Свифт анонимно публикует сатирическую «Сказку боч­ки, написанную для общего совершенствования человеческого рода», но­сившую антирелигиозный характер. Это положило конец его церковной карьере.

Вскоре у Дж. Свифта началась двойная жизнь: в одной он был скром­ным настоятелем бедного деревенского прихода в Ирландии, в другой — виднейший и талантливейший литератор Англии.

Он пишет и публикует сатиры, памфлеты, которые имеют влияние на некоторые стороны внеш­ней и внутренней политики страны. Его даже стали называть «министром без портфеля». Но обшей политики Англии Дж. Свифт изменить не мог.

Он принимает предложение стать настоятелем Дублинского собора, что становится для него почетной ссылкой. Долгие голы он почти безвыездно живет в Дублине, где становится любимцем ирландского народа, который даже охраняет его от возможного ареста. Дж. Свифт особой таинственностью окружил создание главного труда своей жизни — «Путе­шествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сна­чала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Как и все другие произведения писателя, книга вышла анонимно в 1726г. «Гулливер» до сих пор увлекает читателей необычным сюжетом, описаниями впечатле­ний героя от его пребывания у лилипутов, великанов, лапутян и гуигнгномов. В этой фантастической истории— глубокий смысл и беспощадная сатира на Англию XVIII столетия.

















СЛАДКОВ Николай Иванович



СЛАДКОВ Николай Иванович (1920—1996) — прозаик.

Родился в семье рабочего. Учился в техникуме и на первом курсе гидротехнического инс­титута в Ленинграде. Добровольцем ушел на фронт. В 1942 г. закончил во­еннотопографическое училище, служил в армии до 1958г.

Первые рас­сказы опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград». Н. И. Сладков - автор более 20 книг для детей, написанных им на основе биологических и охотничьих наблюдений, он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необык­новенное порою в самом обычном. Эпиграфом ко всему творчеству Н. И. Сладкова могут стать слова из его книги «Силуэты на об­лаках» (1972): «В лес пойдешь— кого-нибудь да увидишь. А увидишь-узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь-в обиду не дашь... Уж так человек устроен — что любит, то и защищает».











ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна


ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892—1941) поэт. Родилась в Москве. Мать — М.А. Мейн, одаренная пианистка, отец— И. В. Цветаев, профессор Московского уни­верситета, основатель и первый директор Музея изящных искусств.

Стихи М. И. Цветаева начала сочинять с пяти лет, писала по-рус­ски, по-немецки, по-французски. В 1910 г. на собственные деньги изда­ла первую книгу «Вечерний альбом». Это книга расставания с детством . Здесь и детское пони­мание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, перели­вы фантазии и реальности. Феи, эльфы, царевны живут в ее стихах ря­дом с подругами, мамой, сестрой... «Некоторые из ее стихов так и про­сятся в хрестоматию как превосходные образцы поэзии для детей» — так был оценен критикой «Вечерний альбом» {Н. Осипова).

Поэт Марина Цветаева жила в непростое время: сначала в России — революции, Гражданская война, с 1922 г. — семнадцатилетняя эмиграция (Берлин, Прага, Париж); наконец, возвращение на родину в 1939 г., тра­гически завершившееся в августе 1941 г. в далекой Елабуге.









ШВАРЦ Евгений Львович



ШВАРЦ Евгений Львович (1896—1958) — писатель, драматург.

Родился в Казани, где отец учился на медицинском факультете университета, а мать на акушерских курсах. Отец участвовал в студенческом социал-демокра­тическом кружке, был лишен права жить в столичных и губернских горо­дах. Будущий писатель вырос в Майкопе, где закончил реальное училище. В 1914 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но учиться не пришлось, так как началась Первая мировая война. До

1917 г. Е. Л. Шварц зарабатывал на жизнь, давая уроки, играя в полулюби­тельских актерских коллективах.

В 1917 г. в Ростове-на-Дону будущий драматург принял участие в со­здании театра под названием «Театральная мастерская». С 1920 г. Е.Л. Шварц — артист и театральный инструктор Политотдела Кавказ­ского фронта, впоследствии секретарь, литературный сотрудник различ­ных редакций газет и журналов Ростова-на-Дону.

В 1924г. Е.Л. Шварц посе­лился в Ленинграде, работал в редакции детского отдела Госиздата, при котором издавались журналы «Чиж» (Чрезвычайно Интересный Журнал) и «Еж» (Ежемесячный Журнал).

До войны Е. Л. Шварцем опубликовано более тридцати книг для де­тей (первая сказка «Рассказ Старой балалайки» — в детском журнале «Во­робей» в 1924 г.). Е.Л. Шварц рассказывал детям о говорливом населе­нии «птичьего двора», о «нашем огороде», о правилах уличного движения, о вырвавшихся на волю воздушных шариках. Работая в редколлегии «Ежа» и «Чижа», Е.Л. Шварц учился трудному искусству увлекательно, остро и неожиданно рассказывать ребятам о самых сложных, а иногда и противоречивых явлениях действительности. Он был бесконечно щедр на выдумку, но следом за этой выдумкой всегда шла самая наидостовернейшая реальность. В жанре научной сказки написаны «Приключения «Мухи».

В годы Великой Отечественной войны 1941 —1945гг. Е.Л.Шварц работал на радио, в эвакуации — в Ленинградском театре комедии. Лю­бовь к театру была с детства: мать увлекалась любительским театром, иг­рала характерные роли, этой любовью она заразила и мужа, и сына. Лю­бовь к сказкам — тоже с детства. Силь­ное впечатление произвели обручи, которыми сковал свою грудь вер­ный слуга принца, превращенного в лягушку, боясь, что иначе сердце его разорвется с горя. В тоже время обнаружился мой ужас перед исто­риями с плохим концом. Может быть, он и стал сказочником, потому что в сказке обычно добро побеждает зло, потому что в сказке должен обязательно быть хороший, счастливый конец.

Он был неистощимый выдум­щик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с доб­ротой, мягкостью, человечностью. Он был задумчивый художник, с серд­цем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас.



НИКИТИН Иван Саввич




НИКИТИН Иван Саввич (1824—1861) — поэт, прозаик.

Родился в Воро­неже в семье богатого торговца, владельца свечного завода и лавки. И. С. Никитин учился в духовном училище, затем в семинарии, мечтал окончить университет. Но семья разорилась, умерла мать.

Стихи И. С. Никитин стал пи­сать еще в семинарии; образование свое продолжил самостоятельно: «Продавая извозчикам овес и сено, я обдумывал прочитанные мною и по­разившие меня строки, обдумывал их в грязной избе... Я уходил в ка­кой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».

Когда И. С. Никитин решился опубликовать свои стихи, ему было почти тридцать лет. Одним из первых было стихотворение «Русь», про­никнутое любовью к родине, восхищением ее просторами, гордостью за ее героическое прошлое.

В 1856 г. вышла первая книжка стихов. Имя поэта приобретало широ­кую известность. В 1859 г. выходит второй сборник стихов, в этом же году при поддержке друзей Никитин покупает книжный магазин, о котором давно мечтал. При магазине была открыта библиотека, которой безвоз­мездно пользовались воронежцы. Десятилетия тяжелой работы на пос­тоялом дворе подорвали здоровье поэта, он умер молодым человеком в 1861 г., похоронен в Воронеже рядом со своим земляком А. В. Кольцо­вым, стихи которого он так любил.

Поэзию И.С.Никитина высоко ценили русские писатели. И.А. Бу­нин относил поэта к числу тех «великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художест­венность, ее сильный простой язык».


ТВЕН Марк



ТВЕН Марк (псевд., наст, имя — Сэмюэл Лёнгхорн Клёменс; 1835— 1910) — американский писатель.

Детство провел в небольшом городке на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить учебу, работал учеником наборщика в местных газетах, там же впервые опубликовал свои литературные опыты. Несмотря на трудности, которые испытал Сэ­мюэл Клёменс в детстве, он не разочаровался в жизни, имел неунываю­щий характер, был добрым и отзывчивым. Писатель считал, что все эти качества у него от матери, которая была «незаметной маленькой женщи­ной, обладавшей прекрасной душой, большим сердцем и волшебным языком». И литература, которая ему нравилась и которую он читал с удо­вольствием, была под стать его веселой и жизнелюбивой натуре: это были произведения, богатые юмором и сатирой.

Марк Твен много ездил по стране в поисках заработка, сменил мно­жество профессий. Своим псевдонимом — «Мерка 2» — обязан работе лоцмана, эти слова обозначали достаточную глубину для безопасного плавания на речных судах.

Широкую известность М. Твену принесли рассказ «Знаменитая ска­чущая лягушка из Калавераса» (1865), книга впечатлений от путешествия в Палестину и Европу на пароходе — «Простаки за границей» (1869), мно­гочисленные фельетоны, очерки, репортажи, опубликованные в прессе на рубеже 70-х гг. XIX в. В них проявился юмористический и сатирический талант писателя. Отдельные произведения М. Твена начинают приобре­тать критическую окраску: ему не по душе религиозное ханжество, жад­ность, стремление к наживе любой ценой; в его смешных и веселых рассказах-шутках проступают черты социальной сатиры.

Самая радостная книга М. Твена — это автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» (1876). В ней он заново пережил свое детст­во. А про «Приключения Гекельберри Финна» Э. Хемингуэй говорил, что это книга, из которой вышла вся современная американская литература.

Всю жизнь интересовавшийся историей средневековья, в 1882 г М. Твен пишет историю, которая отрицает существующие в мире соци­альные привилегии и перегородки, — «Принц и нищий».

Последние 20 лет жизни принесли М. Твену много потерь, утрат и разочарований: крах собственной издательской фирмы, тяжелая работа в надежде расплатиться с долгами, смерть дочери; неприятие многих сто­рон жизни современного ему американского общества. Но все же — он продолжал любить шутку, был другом и советчиком простого человека.








УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич


УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937). Родился в г. Егорьевске Московской области.

В 1961 г. окончил Московский авиационный институт, три года проработал инженером. Еще учась в вузе, Э. Н. Успенс­кий начал печататься. С самого начала своего творческого пути проявил себя и как поэт, и как прозаик. Его первый поэтический сборник «Смешной слоненок» увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликованая. прозаическая повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья», принесшая Э.Н.Успенскому громкую славу. С тех пор Э.Н.Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с неизменным интересом смотрят уже многие поколения.



















УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич




УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/1871) - педагог, детский писатель.

Детство мальчика прошло в Вологде; потом семья пере­ехала в маленький городок Новгород-Северский на живописной реке Десне. Много дней мальчик проводил в лесу, дышал свежим привольным воздухом полей. Любить и понимать природу К. Д. Ушинского научила мать. Как хорошо рассказывала она про каждую травинку, про каждую ка­пельку воды! Гуляя с детьми, останавливалась у цветов, у прозрачного родника и говорила: «Смотрите, слушайте!» Костя прислушивался, и ему казалось, что вода родника, каждая его капелька, нашептывает необыч­ные истории. Каждая песчинка казалась мальчику необыкновенной. А что говорить о деревьях! С маминой помощью любое из них приобрета­ло особенный неповторимый характер. Толстый коренастый дуб напоми­нал богатыря. Душистая липа, в цветах которой гудели пчелы, казалась хлебосольной хозяйкой... Все поражало в природе — и малое, и великое. Зернышко росы — и звездное небо. Крохотный муравей — и великан клен. Длинными зимними вечерами мама рассказывала сказки, читала стихи В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.

Много лет спустя педагог К. Д. Ушинский сел за стол, чтобы написать книжки для учеников, и перед его мысленным взором всплыли картины детства, проведенного на хуторе близ Новгород-Северского. В своей са­мой знаменитой учебной книге «Родное слово» среди героев-детей К. Д. Ушинский изобразил мальчика по имени Костя, а все связанные с ним события объединил общим названием: «Из детских воспоминаний».





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!