АСТАФЬЕВ Виктор Петрович
АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1924—2001)
— прозаик. Родился в с. Овсянка Красноярского края, рано потерял мать, «сиротское детство было скрашено заботами бабушки», и, как писал
В. П. Астафьев в автобиографии, «я тянулся ко второй и неизменной моей матери — земле». Потом была беспризорность, Игарский дом-интернат, где «был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».
В 1942 г. В. П. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен.
Работал в газете «Чусовой рабочий», с 1951 г. стал печататься: корреспонденции, очерки, рассказы появлялись на страницах пермских газет. В Перми в 1953 г. вышла первая книга В. П. Астафьева «До будущей весны». Там же были напечатаны книги для детей «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя. куры, лиса и кот» (1957). В 1957 г. писатель начинает цикл рассказов о собственном детстве, составивших впоследствии книгу «Последний поклон».
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан
АНДЕРСЕН Ханс Кристиан (1805—1875) — датский писатель. Родился в маленькой датском городе Оденсе в семье сапожника. Семья была бедная, но дом был чистым и уютным: в вазонах на окнах цвели тюльпаны, в яшикс с землей рос лук. Дед будущего сказочника был резчиком по дереву, и в подарок от него маленький X. К. Андерсен и другие дети получали причудливые игрушки: коров с крыльями, людей с птичьими головами. Мальчик радовался всему необычному, интересному и хорошему, что встречалось у него на пути, а необычным и интересным было все: цветок подорожника, похожий на султан лошади, обломок перламутровой раковины, летучее семечко липы, из которого обязательно вырастет дерево.
Первые сказки Ханс Кристиан Андерсен услышал от отца и старушек из соседней богадельни. В историях, которые он сочинял сам, жили говорящие цветы, лягушки с алмазными коронами на головах, хитрец Клум-пе-Думпс, догадливые трубочисты и многие другие герои. И единственным, кто не сомневался в существовании этих персонажей, был старый кот Карл — первый слушатель сказок X. К. Андерсена.
Писатель был удивительным человеком: он сам шил костюмы для кукол своего домашнего театра, мог вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких человечков.
X. К. Андерсен часто путешествовал по Европе; был знаком со многими известными людьми своего времени. Этот человек прожил жизнь, полную невзгод и лишений, но сумел не растерять сердечности, жизнерадостности, способности каждый год радостно удивляться новой весне и расцветающим кустам белых роз и фантазировать, фантазировать...
Более 170 историй и сказок. Русские читатели впервые познакомились со сказками X. К. Андерсена в 1844 г.
АХМАТОВА Анна Андреевна
АХМАТОВА Анна Андреевна (псевдоним, настоящая фамилия — Горенко; 1889—1966) — поэт, переводчик. Родилась в с. Большой Фонтан под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. Со стороны матери принадлежала к старинной дворянской семье.
По воспоминаниям А. А. Ахматовой, читать она научилась по «Азбуке» Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она начала говорить по-французски.
О своих детских годах А. А. Ахматова говорила: «Мое детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова («Мороз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама».
В детстве А. А. Ахматову называли «дикой девочкой», «потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа».
Свыше пятидесяти лет отдала А. А. Ахматова литературному труду, создав несколько книг стихов: «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и другие.
БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович
БАРАТЫНСКИЙ Евгений Абрамович (1800-1844) — поэт. Родился в дворянской семье в Тамбовской губернии. Усадьба Мара, благоустроенная отцом, навсегда осталась для Е. А. Баратынского местом, куда стремилась его душа. Первоначальное образование получил дома под руководством матери и гувернера-итальянца, которому посвящено одно из последних стихотворений поэта, написанное в Неаполе, где Е. А. Баратынский скоропостижно скончался
В 1816 г. Е. А. Баратынский был исключен из Пажеского корпуса, так как он был замешан в неприятную историю с пропажей табакерки. Пока шло официальное разбирательство этого дела, все отшатнулись от подозреваемых в краже. Три гола прожил Е. А. Баратынский в усадьбе матери, надеясь на прощение, и, не дождавшись его, поступил рядовым в гвардейский егерский полк. Четыре года служил в Финляндии, а в 1825 г. вышел в отставку и вернулся в отцовское имение Мара. Эти годы «внутреннего затворничества» дали поэзии одного из замечательных русских поэтов, мастера глубокой философской лирики.
В 1827 г. в Москве, куда переселился Е. А. Баратынский, выходит первое собрание его стихотворений.
БРЮСОВ Валерий Яковлевич
БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873—1924) — поэт, прозаик, критик, переводчик, литературовед, историк. Родился в Москве в купеческой семье, где увлекались литературой, философией, «позитивными» науками; дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни; писал стихи и отец В. Я. Брюсова.
В.Я.Брюсов выступил в печати впервые в 10 лет:
в журнале «Задушевное слово» за 1884г. были опубликованы впечатления от летнего отдыха («Письмо в редакцию»). Позже он пробует свои силы в переводе античных авторов. «Страсть моя к литературе все возрастала. Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, перепробовал все формы, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал...» Окончив в 1899г. Московский университет, В. Я. Брюсов полностью посвящает себя литературной деятельности. Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь.
За эти годы он прошел необычайно яркий путь.
В. Я. Брюсов считается классиком символизма.
После Октябрьской революции 1917 г. он ведет большую работу по организации издательского дела, подготовке литературных кадров.
БУЛЫЧЁВ Кир
БУЛЫЧЁВ Кир (псевдоним, настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко; 1934—2003) — прозаик. Родился в Москве.
Детство будущего писателя пришлось на годы Великой Отечественной войны. И. В. Можейко вспоминал, как к ним с матерью приходил в гости приятель воевавшего отчима и приносил угощение, в том числе и крошки для мышонка: «Он приручил мышонка, и тот узнавал дядю Валю. Может, по шагам, может, по запаху».
Будущий писатель-фантаст закончил Институт иностранных языков (переводческий факультет), впоследствии защитил докторскую диссертацию.
Писал для журнала «Вокруг света», в 1968 г. вышла в свет его первая научно-фантастическая повесть «Остров ржавого лейтенанта».Среди других произведений К. Булычева — книги о докторе Павлыше («Последняя война», 1991 и др.), о городе Великий Гусляр и его обитателях, романы «Река Хроноо (первые части опубликованы в 1993—1994 гг.) и др., «как-бы-мемуары» «Как стать фантастом. Записки семидесятника» (2001).
К. Булычев — автор сказочно-фантастических историй об Алисе — «девочке, с которой ничего не случится» (героиня названа в честь дочери писателя). Это живая, непосредственная девочка, которая всегда готова прийти на помощь своим друзьям, а у нее их много во всей галактике: это и животные, и инопланетяне, и люди. Приключения Алисы — это сказка, фантастика, заимствования из народного творчества, популярной детской литературы.
БУНИН Иван Алексеевич
БУНИН Иван Алексеевич (1870—1953) — прозаик, поэт. Первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии в области литературы (1933).
Детство и юность И. А, Бунина прошли в Орловской губернии, в дворянской семье, имеющей богатую родословную. Под влиянием домашнего учителя мальчик приобщился к чтению книг, к занятиям живописью.
В гимназические годы И. А. Бунин писал стихи, позже стал увлекаться и другими формами литературного творчества: прозой, публицистикой.
В 1891 г. издал и Орле небольшую книгу стихотворений. В 1895 г. публикует рассказ «На край света». С этого момента литературное творчество становится главным для И. А. Бунина. Сборники «Под открытым небом» (1898), "Стихи и рассказы» (1900). «Полевые цветы», «Листопад» (1901).
В 1903 к И. А. Бунин был награжден Академией наук Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад».
Широкую известность принесла И.А.Бунину созданная в 1909— 1910-х гг. повесть «Деревня».
И. А. Бунин не принял революций 1905 и 1917гг., в 1920г. навсегда покинул Россию.
Стихотворения для детей И. А. Бунина печатались в журналах «Детское чтение», «Журнал для всех» и других изданиях с конца 80-х гг. XIX века. Многие стихи о природе, отрывки из прозаических произведений писателя вошли в круг чтения младшего школьника.
ВЕЛТИСТОВ Евгений Серафимович
(1934—1989)
Прозаик. Родился и Москве в семье военного инженера. Окончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах (в том числе и детских), в журнале «Огонек».
В 1962 г. вышла первая повесть для детей «Тяпа, Борька и ракета». За пропаганду достижений страны в изучении и освоении космоса в повести «Железный рыцарь на Луне» (1967) Е. С. Велтистов был награжден медалью
им. Ю. Гагарина.
Для младших школьников Е. С. Велтистов написал сказочные повести «Гум-Гум» (1970), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985), «Миллион и один день каникул» (1979). Рассказы о невероятных приключениях, происходящих с героями этих книг, показывают юному читателю безграничные возможности техники, передают основные законы физики и других наук. В то же самое время произведения Е. С. Велтистова позволяют говорить с детьми об ответственности людей перед планетой, на которой они живут, перед теми, кто населяет ее вместе с ними.
Наибольшей популярностью пользуется фантастическая трилогия Е. С. Велтистова о приключениях робота Электроника «Электроник — мальчик из чемодана» (1964), «Рэсси — неуловимый друг» (1971), «Победитель невозможного» (1975) и его «двойника»— семиклассника Сыроежкина. Четвертая книга— «Новые приключения Электроника» вышла отдельным изданием после смерти писателя в 1989 г.
ГАРШИН Всеволод Михайлович
(1855—1888)
Прозаик. Родился в семье офицера кирасирского полка. Когда В.М.Гаршину было пять, лет родители расстались. Мальчик остался с отцом, жалел его и остро переживал разлуку с матерью и старшими братьями.
«Духовной родиной» стал для мальчика Петербург, где он жил с восьми лет с матерью. В гимназии он начал писать: это была поэма о гимназической жизни, фельетоны для рукописного еженедельника. Тогда же Гаршин увлекался естественными науками, что сказалось впоследствии во многих его произведениях.
Литературный дебют В. М. Гаршина — очерк «Подлинная история Энского земского собрания» (1876).
В. М. Гаршин участвовал в качестве вольноопределяющегося в двухмесячном болгарском походе 138-го Волховского пехотного полка. Впечатления от похода легли в основу рассказов «Четыре дня» (1877), «Очень коротенький роман» (1878), «Трус» (1879), «Денщик и офицер» (1880), «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883). Первый из рассказов, напечатанный в журнале «Отечественные записки», привлек внимание, «доходившее до сенсации».
Вернувшись с войны, писатель был произведен в офицеры, с большим трудом вышел в отставку. Некоторое время слушал лекции в университете
(по историко- филлогическому факультету). Начиная с 1880г., здоровье В. М. Гаршина ухудшается, повторяются приступы наследственной болезни (отец его страдал душевным расстройством). Повторяющиеся припадки, депрессия, апатия, тоска сменяются душевным подъемом, желанием работать.
До осени 1887 г. В. М. Гаршин редактирует ежегодник «Обзоры детской литературы», сотрудничает в издательстве «Посредник», ведет активную работу в обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым. В эти годы появились к печати: «Сказка о жабе и розе» (18X4), которая в черновой рукописи содержала посвящение «Памяти доброго учителя Ханса Кристиана Андерсена», и «Лягушка-путешественница» (1887), напечатанная в специальном журнале для детей «Родник». Именно эти сказки чаше всего встречаются в книгах для детского чтения.
Жизнь писателя закончилась трагически: не выдержав ожидания припадка, он бросился в пролет лестницы.
ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович
Прозаик. До 17 лет будущий писатель жил в Баку, где его родители преподавали музыку. Решив стать художником, он окончил художественное училище в Душанбе, потом уехал в Ленинград, где учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Большинство своих книг автор иллюстрировал сам.
Главные герои его произведений — мальчишки.
Смысл прозы В. В. Голявкина — не только в сюжете, но и в интонации, в подтексте, в особом порядке слов. «Лучшие рассказы писателя предоставляют возможность читателю любого возраста вглядеться в себя, попасть в сферу поступков, фантазий, иногда на первый взгляд абсурдных, в мир творчества, изобретательности» (А. В. Сенькина).
Произведения В. В. Голявкина знают во многих странах. Например, в Японии повесть «Мой добрый папа» (1971) публиковали девять раз.
Рассказы писателя очень динамичны и вместе с тем поучительны. Часто они построены в виде диалога.
ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич
(1848-1930)
Поэт. Родился в д. Низовка Тверской губернии в семье крепостных крестьян. Отец занимался извозным делом. Дед научил будущего поэта грамоте, с десяти лет он обучался наукам у местного дьячка. В двенадцать лет уехал в Петербург, на заработки. С. Д. Дрожжин сменил множество профессий: работал «половым» в ресторане, трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком, лакеем, агентом пароходства.
В Петербурге С. Д. Дрожжин много читает, собирает собственную библиотеку. С 17 лет пишет стихи, с 18 — начинает вести дневник своей жизни, своих впечатлений — «Записки о жизни и поэзии».
Литературный дебют С.Д.Дрожжина состоялся в 1873г., с тех пор при жизни поэта вышло 32 сборника его стихотворений. Он много печатался в народовольческих журналах, был активным сотрудником журналов для детей и юношества («Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок» и др.).
С 1869г. поэт жил у себя на родине, в деревне Низовке.
В 1910г. Академия наук присудила Дрожжину премию, а в 1915 г. он удостаивается почетного «пушкинского» отзыва. Не все в творчестве самобытного поэта равноценно, однако в лучшей части его богатого поэтического наследия — талантливые, органично связанные с традициями народной песенной лирики стихи о «крестьянской жизни», русской деревне, о многострадальной, но великой России.
ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович
(1930—2000)
Поэт. Родился в г. Воронеже. Детские годы совпали с годами Великой Отечественной войны и трудным послевоенным временем. Все это нашло отражение в творчестве поэта.
Учился в Воронежском лесотехническом институте. В 1949г. стихи А. В. Жигулина появились в воронежской печати.
Последующие пять лет поэт провел на Колыме, в Прибайкалье, работая на строительстве дорог, в рудниках, на лесоповале, — он был осужден по ложному обвинению. В 1956г. реабилитирован, вернулся в Воронеж.
С 1963г. А.В.Жигулин жил в Москве. В 1965 г. окончил Высшие литературные курсы.
В поэзии А. В. Жигулина много пейзажных зарисовок.
ЖИТКОВ Борис Степанович
(1882—1938)
Прозаик. Родился Б. С. Житков неподалеку от
Новгорода. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в Одессу, поселилась в гавани, и тут он оказался лицом к лицу с морем.
Рос Б. С. Житков в интеллигентной семье. Отец его, Степан Васильевич, был преподавателем математики, составителем учебников; мать, Татьяна Павловна, — пианистка. В доме Житковых постоянно бывали ученые, музыканты; здесь обсуждались столичные журналы, звучали рояль и скрипка; в кабинете отца стоял телескоп — маленький, но настоящий. Дети жили среди книг, нотных тетрадей, среди споров о математике, физике, музыке, Толстом, Менделееве, Моцарте. Еще мальчиком Борис привык работать, действовать, думать вместе с людьми труда. В Новгороде, наглядевшись на плотников, он потребовал, чтобы ему подарили топорик, и стал мастерить табуретки, пароходики, лодочки. Увлекался он и фотографией, и скрипкой, и дрессировкой животных. А более всего — морем: тут мастерство, умение связано было с постоянной опасностью, труд — с закалкой мужества.
В более чем 60 детских книгах, созданных
Б. С. Житковым за 15 лет работы в литературе, можно найти не только рассказы о храбрых и мужественных людях, но и о том, как самому сделать планер и кино в коробке; как люди завоевали Северный полюс; что такое турбина; как научились передавать телеграммы. Б.С.Житков постоянно затевал новые отделы в детских журналах: в «Пионере», «ЧИЖе», «Юном натуралисте', создал своеобразную детскую энциклопедию— знаменитую книгу «Что я видел», написанную от лица четырехлетнего мальчика.
ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович
(1894-1958)
Прозаик. Родился к г. Полтаве. Детство будущего писателя прошло в Петербурге. Отец М.М. Зощенко — известный художник-передвижник, рисунки которого можно было видеть в журнале «Нива», мать — писательница.
Первые литературные опыты М. М. Зощенко относятся к 6—8-летнему возрасту, когда он пробовал себя в поэзии, а первый его рассказ («Пальто») был написан, когда ему было 11 — 12 лет. В записных книжках 1917—1920гг.
М. М. Зощенко написал: «Цель жизни — найти призвание». Его заветной целью, его идеей, его призванием стала литература.
Летом 1919 г. М. М. Зощенко поступил в студию, организованную при издательстве «Всемирная литература». Учился на отделении критики под руководством К. И. Чуковского.
Около четырех десятилетий посвятил
М. М. Зощенко отечественной литературе. В 1940 г. вышла книга его рассказов для детей «Самое главное». Повествуется в ней не о выборе профессии, а о том — каким быть. Надо ли быть храбрыми и смелыми, умными, добрыми? В этой книге есть и рассказы о животных, эпизоды детства самого писателя, и все это написано весело, с доброй и лукавой улыбкой.
КЕДРИН Дмитрий Борисович
•
(1907—1945)
Поэт, переводчик. В Днепропетровске входил в молодежную литературную организацию «Молодая кузница» при губернской газете. При жизни поэта был издан один сборник, стихов «Свидетели» (1940). В основном Д. Б. Кедрин публиковался в периодике.
Московский дебют Д. Б. Кедрина состоялся осенью 1925г. на страницах «Комсомольской правды». Окончательно переселился в Москву в 1931г. Работал в Государственном научно-техническом издательстве руководителем кружка рабочих актёров, в многотиражной заводской газете «Кузница», в издательстве «Молодая гвардия» литконсультантом.
В годы войны ушел добровольцем на фронт, был спецкором фронтовой авиационной газеты, за свою работу в ней награжден медалью «За боевые заслуги». В поэзии военных лет Д. Б. Кедриным создан образ Родины с ее народно-историческими традициями, реликвиями, верой в победу.
Другие грани поэзии Д. Б. Кедрина— задушевность в изображении природы средней полосы России, стремление к духовной свободе.
ЛАГЕРЛЁФ Сельма Оттилия Лувиса
(1858— 1940)
Шведская писательница. Родилась в семье отставного военного и учительницы в Центральной Швеции, «с семи лет мечтала стать писательницей». Путь в литературу описан С.Лагерлеф в новелле «Сказка за сказкой» (1908).Училась в лицее, затем в Высшей учительской семинарии в Стокгольме,
с 1884 г. работала учительницей. В 1890г. в одной из газет были опубликованы несколько глав «Саги о Йесте Берлинге», за что их автор — Сельма Лагерлеф — получила первую премию и возможность полностью отдаться литературному труду.
Автор 27 крупных произведений, литературных сказок, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906—1907).
Лауреат Нобелевской премии 1909 г.
В России книги С.Лагерлеф известны с начала
XX в. и до сих пор продолжают издаваться большими тиражами.
ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович
(1803-1869)
Прозаик, журналист, литературный и музыкальный критик. Родился в Москве.
Происхождение В. Ф. Одоевского уникально — он из рода Рюриковичей. В. Ф. Одоевский всю свою жизнь посвятил двум наукам — словесности и философии, был организатором первого философского кружка в России — Общества любомудрия (1823).
Со многими В. Ф. Одоевский был дружен, замечал и поддерживал таланты, которые видел в современной ему литературе. Он жил «только для науки, для искусства, для поэзии и для друзей». Активно работал в пушкинском журнале «Современник», участвовал в реорганизации «Отечественных записок», выпускал «Сельское чтение».
В. Ф. Одоевского считают выдающимся знатоком искусства, блестящим музыкальным критиком. Он поддерживал отношения со многими знаменитыми музыкантами: М. И. Глинкой, А. С.Даргомыжским, Ф. Листом и др.
Сказка «Городок в табакерке» была опубликована в 1834г. Эта сказка, по сути, открывает детям мир
техники.
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович
ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890—1960) — поэт, прозаик, переводчик. Родился в Москве. Мальчик вырос в атмосфере искусства: отец его был известным художником, мать — профессиональной пианисткой. В доме Пастернаков бывали многие знаменитые литераторы, музыканты, художники: Л. Н. Толстой, А. Н. Скрябин (композитор одобрял занятия музыкой Б. Л. Пастернака), С. В. Рахманинов, М. А. Врубель и др.
Будущий поэт получил университетское образование (историко-философский факультет Московского университета, семестр в Марбургском университете).
В 1922 г. опубликовал сборник стихов «Сестра моя — жизнь», принесший ему широкую известность. Затем выходит сборник «Темы и вариации» (1916—1922), роман в стихах «Спекторский» (1925—1930), поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» (1925—1927), сборник «Второе рождение» (1930-1932). В 1961 г. издан сборник «Стихотворения и поэмы», составленный самим поэтом, туда Б. Л. Пастернак включил стихотворения из сборников «На ранних поездах», «Стихи о войне», произведения последнего поэтического цикла «Когда разгуляется» (1956—1960).
Борис Пастернак — лауреат Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», опубликованный впервые в 1958 г. за границей.
ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич
ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968)- прозаик. Родился в Москве в семье железнодорожного статистика. Семья была большая, склонная к занятиям искусством: в ней много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.
Детство провел на Украине, закончил Первую киевскую гимназию. В последнем классе гимназии К. Г. Паустовский написал рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале (1911). Затем учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, потом в Москве на юридическом факультете МГУ, который не закончил.
С раннего детства любимой наукой К. Г. Паустовского была география, его всегда манила романтика путешествий. Всю свою жизнь писатель много путешествовал. Он изъездил европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири; впечатления от этих поездок и встреч с самыми разными людьми легли в основу многих его произведений. Основная черта прозы К. Г. Паустовского, по его словам, «романтическая настроенность, которая не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Творчество К. Г. Паустовского отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя — короткий рассказ.
К. Г Паустовский не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им написаны сказки («Теплый хлеб» (1945), «Растрепанный воробей» (1948), «Стальное колечко»(1946).
Многие из его «взрослых» произведений вошли в круг детского чтения.
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич
_^ *
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич (1825—1893) — поэт, прозаик, критик, переводчик.
Родился в г. Костроме в семье небогатого чиновника. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. А. Н. Плещеев прожил трудную, наполненную лишениями, сомнениями и мучениями жизнь. В его стихах теплота и искренность чувств, обличение «неправды и зла», сострадание к бедным и обездоленным, призыв к борьбе за лучшее будущее русского народа.
Современники вспоминали А. Н. Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Он поддерживал В. М. Гаршина, И. 3. Сурикова, принимал участие в судьбе А. П. Чехова.
У А. Н. Плещеева более пяти десятков стихотворений о природе. Это оригинальная и задушевная лирика. Любимое время года для поэта — весна. Без родной природы нет для поэта Отчизны. Задушевны и просты его стихи о детях, иногда бедных, голодных, озябших, но порой и счастливых.
РАСПЕ Рудольф Эрих
РАСПЕ Рудольф Эрих (1737—1794) — немецкий писатель.
В 1761 в Англии появились переведенные на английский язык истории из жизни барона Мюнхгаузена из немецкого сборника «Спутник веселых людей». Они были напечатаны без подписи переводчика. Им считают Распе, который в это время скрывался в Англии после кражи, совершенной им в Германии. Переводчик дополнил сюжеты, восходящие к фольклорным, античным и восточным анекдотам, эпизодами из истории Англии. Вся книга объединена одним героем — реально существовавшим бароном Исронимом Карлом Фридрихом Мюнхгаузеном, который в 1737 г. прибыл в Россию в свите юного Антона Ульриха Брауншвейгского, мужа племянницы русской императрицы Анны Иоанновны.
Имя барона стало нарицательным и приобрело всемирную популярность.
РОДАРИ Джанни
РОДАРИ Джанни (Джованни) (1920—1980)— итальянский писатель.
Дж. Родари был не только писателем, несколько лет он проработал учителем младших классов. В школе он любил рассказывать ребятам различные забавные истории.
В его книгах можно найти детские считалки, колыбельные песенки, припевки. Даже когда Дж. Родари сочинял пустячки, неправдоподобные короткие истории, в них всегда были намёки на важные обстоятельства.
В сказке «Джельсомино в стране лжецов» (1959) он говорит о том, что «самые опасные враги человечества — это лжецы»; сказка «Джип в телевизоре» призывает ученых планеты к сотрудничеству в освоении космоса.
Джанни Родари — веселый и мудрый сказочник, умеющий силой своего воображения превратить обыкновенную луковичную головку в озорного мальчишку, оживить трехногую кошку, нарисованную школьным мелом на стене.
Этот итальянский писатель награжден самой высокой наградой в детской литературе — премией имени X. К. Андерсена.
РУБЦОВ Николай Михайлович
РУБЦОВ Николай Михайлович (1936—1971) — поэт. Родился в п. Емеик на Северной Двине. Рано потерял отца и мать. С 5 лет в различных детских домах Вологодской области. Учился в лесотехническом и горном техникумах, которые не закончил, работал слесарем-кочегаром тралового флота треста «Севрыба»; слесарем-сборшиком... в Ленинграде; ши 4 года военной службы на Северном флоте. В 1962 г. сдал экстерном экзамены за 10 класс и поступил на заочное отделен не Литературного института им. А. М. Горького. Зарабатывал и жил в Вологде и ее окрестностях.
Стихи пытался писать еше в детстве, печататься начал в 1957 г. во флотской газете, при жизни издано 4 тоненьких книжечки, общим тиражом 43 тысячи, после смерти вышло более 20 изданий, в том числе сборники для детей: "Про зайца» (1983), «Звезда полей» (1986), «Добрый Филя» (1991).
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали».
СВИФТ Джонатан
СВИФТ Джонатан (1667—1745) — английский писатель.
Отец будущего писателя умер до рождения сына. Детство Дж. Свифта было безрадостным. Долгие годы он с матерью существовал за счет родственников. В 14 лет Дж. Свифт поступил в Дублинский университет. Его товарищи по учебе вспоминали, что Дж. Свифт отличался остроумием, независимым характером, решительностью. Из предметов, преподававшихся в университете, больше всего его привлекали поэзия и история. Университет Дж. Свифт не закончил, уехал на родину — в Англию, где получил место секретаря у одного влиятельного вельможи. В 1692 г. защитил диссертацию на степень
магистра. Дж. Свифт поступает на место священника в бедной ирландской деревушке. Много ездит по этой стране, знакомится с ее народом.
В 1704 г. Дж. Свифт анонимно публикует сатирическую «Сказку бочки, написанную для общего совершенствования человеческого рода», носившую антирелигиозный характер. Это положило конец его церковной карьере.
Вскоре у Дж. Свифта началась двойная жизнь: в одной он был скромным настоятелем бедного деревенского прихода в Ирландии, в другой — виднейший и талантливейший литератор Англии.
Он пишет и публикует сатиры, памфлеты, которые имеют влияние на некоторые стороны внешней и внутренней политики страны. Его даже стали называть «министром без портфеля». Но обшей политики Англии Дж. Свифт изменить не мог.
Он принимает предложение стать настоятелем Дублинского собора, что становится для него почетной ссылкой. Долгие голы он почти безвыездно живет в Дублине, где становится любимцем ирландского народа, который даже охраняет его от возможного ареста. Дж. Свифт особой таинственностью окружил создание главного труда своей жизни — «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Как и все другие произведения писателя, книга вышла анонимно в 1726г. «Гулливер» до сих пор увлекает читателей необычным сюжетом, описаниями впечатлений героя от его пребывания у лилипутов, великанов, лапутян и гуигнгномов. В этой фантастической истории— глубокий смысл и беспощадная сатира на Англию XVIII столетия.
СЛАДКОВ Николай Иванович
СЛАДКОВ Николай Иванович (1920—1996) — прозаик.
Родился в семье рабочего. Учился в техникуме и на первом курсе гидротехнического института в Ленинграде. Добровольцем ушел на фронт. В 1942 г. закончил военнотопографическое училище, служил в армии до 1958г.
Первые рассказы опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград». Н. И. Сладков - автор более 20 книг для детей, написанных им на основе биологических и охотничьих наблюдений, он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное порою в самом обычном. Эпиграфом ко всему творчеству Н. И. Сладкова могут стать слова из его книги «Силуэты на облаках» (1972): «В лес пойдешь— кого-нибудь да увидишь. А увидишь-узнать захочешь. Узнаешь — непременно полюбишь. А полюбишь-в обиду не дашь... Уж так человек устроен — что любит, то и защищает».
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892—1941) — поэт. Родилась в Москве. Мать — М.А. Мейн, одаренная пианистка, отец— И. В. Цветаев, профессор Московского университета, основатель и первый директор Музея изящных искусств.
Стихи М. И. Цветаева начала сочинять с пяти лет, писала по-русски, по-немецки, по-французски. В 1910 г. на собственные деньги издала первую книгу «Вечерний альбом». Это книга расставания с детством . Здесь и детское понимание мира, и детская мудрость, ощущение волшебства жизни, переливы фантазии и реальности. Феи, эльфы, царевны живут в ее стихах рядом с подругами, мамой, сестрой... «Некоторые из ее стихов так и просятся в хрестоматию как превосходные образцы поэзии для детей» — так был оценен критикой «Вечерний альбом» {Н. Осипова).
Поэт Марина Цветаева жила в непростое время: сначала в России — революции, Гражданская война, с 1922 г. — семнадцатилетняя эмиграция (Берлин, Прага, Париж); наконец, возвращение на родину в 1939 г., трагически завершившееся в августе 1941 г. в далекой Елабуге.
ШВАРЦ Евгений Львович
ШВАРЦ Евгений Львович (1896—1958) — писатель, драматург.
Родился в Казани, где отец учился на медицинском факультете университета, а мать на акушерских курсах. Отец участвовал в студенческом социал-демократическом кружке, был лишен права жить в столичных и губернских городах. Будущий писатель вырос в Майкопе, где закончил реальное училище. В 1914 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но учиться не пришлось, так как началась Первая мировая война. До
1917 г. Е. Л. Шварц зарабатывал на жизнь, давая уроки, играя в полулюбительских актерских коллективах.
В 1917 г. в Ростове-на-Дону будущий драматург принял участие в создании театра под названием «Театральная мастерская». С 1920 г. Е.Л. Шварц — артист и театральный инструктор Политотдела Кавказского фронта, впоследствии секретарь, литературный сотрудник различных редакций газет и журналов Ростова-на-Дону.
В 1924г. Е.Л. Шварц поселился в Ленинграде, работал в редакции детского отдела Госиздата, при котором издавались журналы «Чиж» (Чрезвычайно Интересный Журнал) и «Еж» (Ежемесячный Журнал).
До войны Е. Л. Шварцем опубликовано более тридцати книг для детей (первая сказка «Рассказ Старой балалайки» — в детском журнале «Воробей» в 1924 г.). Е.Л. Шварц рассказывал детям о говорливом населении «птичьего двора», о «нашем огороде», о правилах уличного движения, о вырвавшихся на волю воздушных шариках. Работая в редколлегии «Ежа» и «Чижа», Е.Л. Шварц учился трудному искусству увлекательно, остро и неожиданно рассказывать ребятам о самых сложных, а иногда и противоречивых явлениях действительности. Он был бесконечно щедр на выдумку, но следом за этой выдумкой всегда шла самая наидостовернейшая реальность. В жанре научной сказки написаны «Приключения «Мухи».
В годы Великой Отечественной войны 1941 —1945гг. Е.Л.Шварц работал на радио, в эвакуации — в Ленинградском театре комедии. Любовь к театру была с детства: мать увлекалась любительским театром, играла характерные роли, этой любовью она заразила и мужа, и сына. Любовь к сказкам — тоже с детства. Сильное впечатление произвели обручи, которыми сковал свою грудь верный слуга принца, превращенного в лягушку, боясь, что иначе сердце его разорвется с горя. В тоже время обнаружился мой ужас перед историями с плохим концом. Может быть, он и стал сказочником, потому что в сказке обычно добро побеждает зло, потому что в сказке должен обязательно быть хороший, счастливый конец.
Он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью. Он был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас.
НИКИТИН Иван Саввич
НИКИТИН Иван Саввич (1824—1861) — поэт, прозаик.
Родился в Воронеже в семье богатого торговца, владельца свечного завода и лавки. И. С. Никитин учился в духовном училище, затем в семинарии, мечтал окончить университет. Но семья разорилась, умерла мать.
Стихи И. С. Никитин стал писать еще в семинарии; образование свое продолжил самостоятельно: «Продавая извозчикам овес и сено, я обдумывал прочитанные мною и поразившие меня строки, обдумывал их в грязной избе... Я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца».
Когда И. С. Никитин решился опубликовать свои стихи, ему было почти тридцать лет. Одним из первых было стихотворение «Русь», проникнутое любовью к родине, восхищением ее просторами, гордостью за ее героическое прошлое.
В 1856 г. вышла первая книжка стихов. Имя поэта приобретало широкую известность. В 1859 г. выходит второй сборник стихов, в этом же году при поддержке друзей Никитин покупает книжный магазин, о котором давно мечтал. При магазине была открыта библиотека, которой безвозмездно пользовались воронежцы. Десятилетия тяжелой работы на постоялом дворе подорвали здоровье поэта, он умер молодым человеком в 1861 г., похоронен в Воронеже рядом со своим земляком А. В. Кольцовым, стихи которого он так любил.
Поэзию И.С.Никитина высоко ценили русские писатели. И.А. Бунин относил поэта к числу тех «великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык».
ТВЕН Марк
ТВЕН Марк (псевд., наст, имя — Сэмюэл Лёнгхорн Клёменс; 1835— 1910) — американский писатель.
Детство провел в небольшом городке на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить учебу, работал учеником наборщика в местных газетах, там же впервые опубликовал свои литературные опыты. Несмотря на трудности, которые испытал Сэмюэл Клёменс в детстве, он не разочаровался в жизни, имел неунывающий характер, был добрым и отзывчивым. Писатель считал, что все эти качества у него от матери, которая была «незаметной маленькой женщиной, обладавшей прекрасной душой, большим сердцем и волшебным языком». И литература, которая ему нравилась и которую он читал с удовольствием, была под стать его веселой и жизнелюбивой натуре: это были произведения, богатые юмором и сатирой.
Марк Твен много ездил по стране в поисках заработка, сменил множество профессий. Своим псевдонимом — «Мерка 2» — обязан работе лоцмана, эти слова обозначали достаточную глубину для безопасного плавания на речных судах.
Широкую известность М. Твену принесли рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865), книга впечатлений от путешествия в Палестину и Европу на пароходе — «Простаки за границей» (1869), многочисленные фельетоны, очерки, репортажи, опубликованные в прессе на рубеже 70-х гг. XIX в. В них проявился юмористический и сатирический талант писателя. Отдельные произведения М. Твена начинают приобретать критическую окраску: ему не по душе религиозное ханжество, жадность, стремление к наживе любой ценой; в его смешных и веселых рассказах-шутках проступают черты социальной сатиры.
Самая радостная книга М. Твена — это автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» (1876). В ней он заново пережил свое детство. А про «Приключения Гекельберри Финна» Э. Хемингуэй говорил, что это книга, из которой вышла вся современная американская литература.
Всю жизнь интересовавшийся историей средневековья, в 1882 г М. Твен пишет историю, которая отрицает существующие в мире социальные привилегии и перегородки, — «Принц и нищий».
Последние 20 лет жизни принесли М. Твену много потерь, утрат и разочарований: крах собственной издательской фирмы, тяжелая работа в надежде расплатиться с долгами, смерть дочери; неприятие многих сторон жизни современного ему американского общества. Но все же — он продолжал любить шутку, был другом и советчиком простого человека.
УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич
УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937). Родился в г. Егорьевске Московской области.
В 1961 г. окончил Московский авиационный институт, три года проработал инженером. Еще учась в вузе, Э. Н. Успенский начал печататься. С самого начала своего творческого пути проявил себя и как поэт, и как прозаик. Его первый поэтический сборник «Смешной слоненок» увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликованая. прозаическая повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья», принесшая Э.Н.Успенскому громкую славу. С тех пор Э.Н.Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с неизменным интересом смотрят уже многие поколения.
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/1871) - педагог, детский писатель.
Детство мальчика прошло в Вологде; потом семья переехала в маленький городок Новгород-Северский на живописной реке Десне. Много дней мальчик проводил в лесу, дышал свежим привольным воздухом полей. Любить и понимать природу К. Д. Ушинского научила мать. Как хорошо рассказывала она про каждую травинку, про каждую капельку воды! Гуляя с детьми, останавливалась у цветов, у прозрачного родника и говорила: «Смотрите, слушайте!» Костя прислушивался, и ему казалось, что вода родника, каждая его капелька, нашептывает необычные истории. Каждая песчинка казалась мальчику необыкновенной. А что говорить о деревьях! С маминой помощью любое из них приобретало особенный неповторимый характер. Толстый коренастый дуб напоминал богатыря. Душистая липа, в цветах которой гудели пчелы, казалась хлебосольной хозяйкой... Все поражало в природе — и малое, и великое. Зернышко росы — и звездное небо. Крохотный муравей — и великан клен. Длинными зимними вечерами мама рассказывала сказки, читала стихи В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.
Много лет спустя педагог К. Д. Ушинский сел за стол, чтобы написать книжки для учеников, и перед его мысленным взором всплыли картины детства, проведенного на хуторе близ Новгород-Северского. В своей самой знаменитой учебной книге «Родное слово» среди героев-детей К. Д. Ушинский изобразил мальчика по имени Костя, а все связанные с ним события объединил общим названием: «Из детских воспоминаний».