Роль кабинета биологии в реализации основных направлений модернизации образования.
Школьный кабинет биологии — особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология».
Кабинет биологии МБОУ "СОШ с. Хватовка Базарно-Карабулакского района" — это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии.
В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое — для конкретного курса, конкретной темы. В 2009 году школа получила типовой комплект учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета биологии, для полнокомплектных образовательных учреждений.(Лот №10.,государственный контракт № П. 184 от 07.08.2008.
Учебно-воспитательная роль кабинета
1) рабочие столы и стулья, которые при проведении групповых практических работ можно сдвигать вместе.
2) Большая и хорошо освещенная классная учебная доска.(магнитная)
3) экран ,компьютер, мультимедийный проектор.
4) небольшая библиотека, содержащая различную справочную литературу для учащихся; рекомендации для лабораторных и практических работ; комплекты учебников и рабочих тетрадей (по числу учащихся), рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ, несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям, а также для выполнения индивидуальных заданий учащимися учебники биологии; книги по биологии из серии «Детская энциклопедия», методические журналы, например «Биология в школе», и пр.
5)В кабинете сменные и постоянные Стенды, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал, например «Науки о природе» «Фенологическое древо растительного мира», «Биосфера», «Фенологическое древо животного мира», «Уровни организации жизни». В качестве сменных экспозиций в кабинете биологии могут быть представлены тематические выставки работ учащихся (плакаты, рисунки по экологической проблематике, фотографии, сделанные во время экскурсий, и др.).
6)портреты выдающихся ученых (Ч. Дарвина, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского, В.Н.Сукачева и др.).
Размещение учебного оборудования.
В кабинете биологии находится система наглядных пособий:
1)натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, микропрепараты и пр.);
2) изображения натуральных объектов (таблицы, схемы, рисунки, модели, фотографии, слайды, диски и пр.):
3)раздаточный материал и дидактические карточки
4)приборы и приспособления для демонстрации технических средств (мультимедийный проектор, эпидиаскоп, компьютер и пр.);
5)лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, школьная лаборатория (пинцеты, препаровальные иглы, предметные, покровные и часовые стекла, пробирки, пипетки и пр.) и для практических работ в природе и кабинете
(гербарные папки, копалки, лопаты, секаторы и пр.);
6)химические вещества;
7) небольшая аптечка для оказания первой помощи.
Основная часть учебного оборудования хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам программы с учетом объема, массы, габаритов, частоты использования и требований к хранению. На внутренней стороне створок шкафа помещается перечень оборудования.
Справочная функция кабинета.
Для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения есть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и пр. Кроме того, кабинет имеет каталоги учебных кинофильмов, дисков с программным обеспечением для компьютера и пр.
Функция учета и планирования кабинета.
Учитель как заведующий кабинетом ведет книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности (лабораторную посуду, реактивы, наглядные пособия и пр.). Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию, отчет сдают руководителю школы. В книгу учета регулярно записывают вновь приобретенное оборудование и отмечают факт списания устаревшего оборудования.
К числу документов учета относится паспорт кабинета, в нем записаны основные сведения о кабинете.
Совершенствование материальной базы кабинета биологии и его работа осуществляются на основе перспективного и годового планов. В планы помимо внеклассной и самостоятельной работы учащихся включают изготовление самодельных наглядных пособий, ремонт и замену оборудования, проведение выставок, методической работы и консультаций, наблюдений, опытов и пр. с указанием сроков проведения работ, исполнителей и отметкой об их выполнении.
Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии.
Научно-методическая роль кабинета.
Кабинет — это место работы учителя биологии. Поэтому в нем находиться все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, особенно журналы «Биология в школе», различная методическая литература, в том числе книги по общей методике обучения биологии и по отдельным учебным курсам, справочная литература, определители растений и грибов, животных, методическое обеспечение для использования компьютера и др.
Учителю имеет инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования: Обязательный образовательный минимум по биологии для всех уровней средней школы, Требования к образовательному минимуму и др.
В кабинете находятся материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы и пр., т.е. все то, что помогает учителю в его работе по обучению, воспитанию и развитию учеников, способствует повышению его профессионального уровня.
Техника безопасности на уроках биологии.
Инструкции по охране труда при проведении лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов, экскурсий.
Рекомендации по совершенствованию работы кабинета.
1) Профильное обучение потребует создания дополнительного модуля оборудования. Здесь большее внимание должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков, поэтому потребуются более сложные оптические приборы, с помощью которых может быть проведено изучение временных микропрепаратов, изготовленных непосредственно учащимися.
2)Неоценимую поддержку окажут новые информационные технологии – мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, разнообразные обучающие компьютерные программы.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, или носить проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного уровня предмета по определенным темам. Кроме того, эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля знаний учащихся.
3)Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения – индивидуальную, групповую и коллективную. В электронных носителях представлены видео- и аудиоматериалы, иллюстрирующие строение, среду обитания живых организмов, а также взаимосвязи биологических систем различного уровня организации, Кроме того, видеоматериалы дают представления о микромире живых существ, субмолекулярных структурах, процессах, происходящих на клеточном уровне и т.п.