СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Панова Ольга Юрьевна
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы. Каждая из этих составляющих имеет своё важное значение. Я хотела бы рассказать о работе учителей начальных классов и о том, от чего зависит успешность обучения учащихся в нашей школе.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?
Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегодняшний день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе?
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Существуют основные направления в улучшении качества образования:
Обеспечение нового качества образования.
Развитие воспитательной системы школы.
Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.
Развитие материально-технической базы.
Нормативно-правовое обеспечение.
Вопрос о качестве образования, которое даёт школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин. Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию. Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.
Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа и наше МО находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы на своём МО решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и поставили перед собой такие задачи:
1.Формирование физически здоровой личности:
* недопущение перегрузок, учащихся в учебной деятельности;
*оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
*соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;
*привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение спортивных соревнований.
2.Развитие творческих способностей, учащихся:
*создание творческой атмосферы в школе путём организации развивающих занятий, проведение олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.
3.Организация учебно-воспитательного процесса:
*совершенствование учебного плана, программ;
*изучение и внедрение в практику педагогических технологий.
4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:
*совершенствование работы МО;
*проведение семинаров;
*систематизация наработок учителей;
*подготовка материалов для аттестации учителей.
Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования.
Новые направления развития школы, а именно современные тенденции реформирования начального образования определяют:
1.Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.
2.Обеспечение поддержки одарённых детей, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.
3.Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.
4.Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.
5.Внедрение в образовательный процесс электронных учебных комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения.
6.Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности.
7.Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий.
В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребёнка как индивидуальности, самоценности.
Положительная динамика в работе:
*свобода для творческого поиска у педагогов;
*растёт родительское самосознание;
*педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка.
Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Ведь цель нашей педагогической деятельности - сформировать физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.
Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств, применяемых с целью оценки уровня обученности школы. Поэтому для повышения качества образования недостаточно работы одного учителя. В нашей школе ведётся тесное сотрудничество со службой индивидуального сопровождения ученика (логопедом, психологом), которые проводят многофакторный мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности обучающегося.
Исследования проводят по направлениям:
- психодиагностика;
-диагностика здоровья;
-диагностика уровня обученности.
Мы считаем, что эта служба играет огромную роль в повышении качества образования.
Слагаемых в работе учителя начальных классов очень много. Наше первое слагаемое - качественная подготовка к уроку. Здесь закладывается успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребёнка, даже не очень способного к обучению.
Очень важное второе слагаемое - психологический настрой на урок, на процесс обучения. Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, форм организации деятельности на уроках и во внеурочное время-третье слагаемое в работе учителя. Ещё одно слагаемое улучшения качества образования через использование инновационных технологий.
Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в ней механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесёт успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому ученику. И зависит это от нас.
Для реализации повышения качества обучения:
1.Личностно-ориентированный подход.
2.Создание ситуации успеха.
3.Активная личностная позиция учителя совместно с обучающимися.
4.Создание ученику возможности дальнейшего роста, способствование этому.
5.Постановка конкретных целей и задач, подключение к ним самих обучающихся.
6.Вовлечение родителей в учебный процесс.
7.Развитие интеллекта ребёнка, формирование его мыслительной деятельности.
8.Обучение через диалог.
9.Обучение через интерес.
10.Психологическое единство с классом.
11.Более чёткие критерии оценивания.
12.Мотивация познавательной деятельности.
13.Дифференциация заданий.
14.Разнообразие форм организации учебного процесса.
В последнее время всё чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворённости ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели». Киплинг писал: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Сухомлинский сказал: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».