Выступление на педагогическом совете
Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы
2021-2022 уч. год
«Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы»
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых путей развития. Характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Качество образования – это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочих процессов в общеобразовательном учреждении государственным требованиям, реальным достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях.
Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.
Основные задачи:
- повысить уровень информированности потребителей образовательных услуг;
- своевременно выявлять изменения в образовательном процессе и вызывающие его факторы;
- повысить объективность контроля и оценки образовательных достижений учащихся;
- определять уровень реализации учебных образовательных программ, их соответствие требованиям федеральных государственных стандартов;
- предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
- содействовать принятию обоснованных управленческих решений.
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 Блок - Качество основных видов деятельности
Качество управления
Качество педагога
Качество педагогической деятельности
Качество ученика
Качество управления
Процесс управления в школе организуется директором на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организационную, образовательную и воспитательную деятельность. Создание нормативных документов, программы развития школы, годового и ежедневного планирования – это всё компетенция руководителя образовательного учреждения.
Качество образовательного процесса:
-результативность деятельности ОУ согласно программе развития;
-продуктивность и результативность образовательных программ;
-результаты лицензирования и аккредитации ОУ;
- достижения в конкурсах разного уровня;
-эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности;
-принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодных публичных докладах.
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- наличие, в перспективе расширение, обновление парка мультимедийной техники;
-программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе;
-оснащённость учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения;
-обеспеченность методической и учебной литературой.
Качество инновационной деятельности:
-эффективность предпрофильной подготовки и профильного обучения;
-практическая значимость инновационных процессов;
-наличие договоров, совместных планов работы с учреждениями профессионального высшего образования, социальными партнёрами.
Комфортность обучения:
- соответствие службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищённости) требованиям нормативных документов;
-соответствие условий обучения требованиям СанПин 2.4.2.11.78-02;
-благоприятный морально-психологический климат.
Сохранность контингента обучающихся:
-результаты исследования причин оттока детей школьного возраста, проживающих в образовательном округе школы;
-организация внеурочной деятельности обучающихся.
Организация питания:
-количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;
-количество обучающихся, получающих горячее питание;
-результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);
-соблюдение нормативов и требований СанПинов.
Качество воспитательной работы:
- степень вовлечения педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;
-демократичность характера планирования воспитательной работы;
- охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям;
- наличие детского самоуправления;
- положительная динамика в оценке обучающимися воспитательно-образовательной среды (удовлетворённость школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с педагогами);
-участие классов в школьных мероприятиях;
-участие ОУ в мероприятиях разного уровня
Состояние здоровья обучающихся:
-эффективность оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим работы, организация оздоровления детей, дни здоровья, спортивные соревнования и т.д.)
Качество педагога
В школе через систему мероприятий по достижению целей организуется самообразовательно-творческая деятельность педагогов. Важную роль в профессиональном становлении педагога играют правильно спланированные и хорошо организованные мероприятия по достижению целей. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, постоянно действующие семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.
Профессиональная компетентность педагогов:
-Аттестация педагогических работников.
-Повышение педагогического мастерства (системность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методического совета, педагогических и научно-практических конференциях различный уровней).
-Знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий.
-Образовательные достижения обучающихся (успевающие на «4» и «5», отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей).
-Личные достижения педагога в профессиональных конкурсах разных уровней.
Качество педагогической деятельности
Качество педагогической деятельности определяется хорошей организацией учебно-воспитательного процесса: учебной деятельностью, внеклассной и воспитательной работой.
Качество индивидуальных образовательных достижений:
1.Результаты:
-государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов;
-промежуточной и текущей аттестации;
-мониторинговых исследований;
-уровня обученности учащихся;
-уровня сформированности ОУУН;
-участие и результативность в предметных олимпиадах разных уровней.
2.Образовательные достижения обучающихся по отдельным предметам и их динамика.
3. Отношение к учебным предметам.
4.Степень участия в образовательном процессе (активность на уроках, участие во внеурочной работе и др.)
Качество ученика
Качество ученика руководитель может определить через накопление статистической информационной базы и управление качеством:
• Уровень образования;
• Уровень воспитания;
• Состояние физического здоровья;
• Уровень социального благополучия семей.
2 Блок - Качество результатов деятельности
Чтобы грамотно и оперативно управлять качеством образования, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого внедрена система педагогического мониторинга в управление школой. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский и социальный мониторинг.
Мониторинговые исследования осуществляются с учетом основных циклов функционирования школы (учебная четверть, полугодие, учебный год); жизненных циклов образовательных концепций и программ; основных этапов школьного образования (начальная, основная, средняя школа).
Таким образом, качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха. Для директора школы управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Педагогам и администрации школы необходимо быть профессионально мобильным.
Как же повысить качество образования? Каждый педагог понимает ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации.
Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке большого объёма информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру, учить учащихся учиться.