СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО.

Просмотр содержимого документа
«Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования»

Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования

Ошибочно думать, что многознание есть достоинство.

Важно не количество, а качество знания.

Лев Николаевич Толстой(1828–1910)

русский писатель,

мыслитель, просветитель

Современному обществу нужны не только квалифицированные, инициативные и образованные профессионалы, но и развитые личности со сформированной моралью, готовые нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор. Поскольку научно-технический прогресс не стоит на месте, а доступ к информации всё упрощается, то и система образования должна непрерывно модернизироваться.

Приоритетом в современной образовательной системе стало всестороннее развитие ребенка. Целью теперь является формирование личности, готовой саморазвиваться и правильно взаимодействовать с окружающим миром. Успеха в жизни достигнут лишь коммуникабельные люди, обладающие широким кругозором и способные к самостоятельному принятию решений.

Современная начальная школа как основа для формирования личности и как базис для дальнейшей деятельности человека является самым первым этапом всего образовательного процесса. В процессе получения начального образования дети постигают окружающий мир, приобретают навыки общения и решения прикладных задач. Этот этап совпадает с активным развитием ребенка, поэтому он столь важен и приоритетен.

Система российского образования направлена на достижение трех целей: доступности, качества и эффективности. При этом ученики начальных классов школ должны осваивать базовые образовательные компетенции, которые сформируют у них в дальнейшем основные навыки. Кроме того, у детей необходимо развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности, воспитывать в них основы поведения в социуме.

Учитывая проблемы и перспективы современной начальной школы в России, образовательные реформы в основном нацелены на обеспечение принципиально нового качества образования, когда приоритетом является удовлетворение потребностей развивающейся личности. Последнее необходимо для формирования людей, способных позитивно влиять на общество в целом.

Важная тенденция образования по всему миру – изменение роли педагога. Теперь он не единственный источник знаний, ведь любую информацию можно найти в сети. В сети существуют учебники, лекции, видеокурсы по всем предметам школьной программы. И главной задачей педагога становится руководство образовательным процессом, помощь, подсказка, вовлечение в обучение.

Увлечь предметом, вызвать интерес, заставить самостоятельно искать информацию — это очень сложная задача, учитывая переполненность нашей жизни потоками информации. Старые методы чтения лекций, а потом выполнения контрольных заданий работают совсем не эффективно. Приходится подключать новые технологии, строить урок, переключаясь на различные каналы информации, делать его более живым и развлекательным.

А ещё более важная задача современного педагога – научить детей критическому мышлению. Раньше основным источником были книги, сейчас книги отходят на второй план под натиском различного мультимедиа. Научить перепроверять информацию, выбирать достоверные источники, искать факты, а не эмоциональные реакции – развить критическое мышление становится более актуально, чем научить правилу Пифагора.

Чтобы добиться качественного усвоения знаний, необходимо, чтобы образовательный процесс был максимально эффективным, на помощь в данном случае приходят дидактические и методические приёмы и методы, и, конечно же, находки и идеи новых технологий.

Из чего складывается качество образования?


  • из высокого уровня профессионализма педагогов

  • из создания комфортности в обучении школьников;

  • качества обученности школьников;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;

  • из материально-технического обеспечения школы.

Важной задачей в обеспечении качества обучения является овладение учителем различными образовательными технологиями. Качество обучения и способность школьников к обучению зависят от способа и технологий обучения школьников, которыми обладает учитель, гибкости, с которой он может изменять свои методы в соответствии с определенными характеристиками учеников.

К современным образовательным технологиям относятся:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективная система обучения;

  • исследовательские методы обучения;

  • проектные методы обучения;

  • технология развития «критического мышления

  • технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  • технологии модульного и модульно-блочного обучения;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт – это то, чему нужно учить школьников. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность. О ней сегодня говорят всё больше. И это неслучайно, ведь мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.


Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства т.д.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет на поезд, в первую очередь в глаза бросается время отправления, название поезда – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Таким образом, развитие функциональной грамотности в настоящее является актуальной задачей педагога.

Обучение можно считать качественным, если не только учащиеся, но и учителя как участники образовательного процесса имеют определенные достижения, планомерно повышают квалификацию, понимая ответственность за решение задач, которые стоят перед современной школой. Современный информационный век обостряет задачу воспитания умелого, мобильного человека, способного идти в ногу со стремительным развитием цивилизации: получения нового образовательного результата - развития личности ученика на позициях гражданина-патриота на основе освоения универсальных учебных действий.

Все эти веения в современном мире заставляют нас, педагогов, искать новые пути в решении задач образовательного процесса для обеспечения качества современного образования.