СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников». (20. 06. 2018).

Как быстро снять нервное напряжение в конце трудного дня? Как избежать хронической усталости и сохранять работоспособность? Участники вебинара познакомились с авторской методикой «Теория пауз», узнали о возможностях её использования в учебном процессе и повседневной жизни, освоили комплекс упражнений по снятию усталости и восстановлению душевного равновесия.

Автор: Беликова Екатерина Юрьевна, педагог-психолог, преподаватель, автор курсов повышения квалификации для педагогов.

 

 

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников»

Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников

Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников

Одна из особенностей великих культурных миров Способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра... Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания  в череду дел (Г.С.Померанц, философ, культуролог)

Одна из особенностей великих культурных миров

Способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра...

Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада.

Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел

(Г.С.Померанц, философ, культуролог)

Пауза - интердисциплинарное, темпорологическое понятие, отражающее феномены и формы перерыва, временной остановки, покоя  в существовании какого-либо объекта или процесса; - абсолютно необходимый реальный элемент колебательных и волновых процессов, ритмичных и неритмичных; - можно узнать на фоне основного процесса; - присуща как внешней реальности, внешнему миру, так и внутреннему миру; - длится вплоть до момента продолжения (повторения) предыдущего , а также появления чего-то нового, иного, другого , как это происходит, например, у сложных саморазвивающихся систем в форме эволюционного скачка. (О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)  Физика, математика, космология, физиология, история, социология, ритмика, теория музыки, хореография, изобразительные искусства, мышление и речь человека …

Пауза

- интердисциплинарное, темпорологическое понятие, отражающее феномены и формы перерыва, временной остановки, покоя в существовании какого-либо объекта или процесса;

- абсолютно необходимый реальный элемент колебательных и волновых процессов, ритмичных и неритмичных;

- можно узнать на фоне основного процесса;

- присуща как внешней реальности, внешнему миру, так и внутреннему миру;

- длится вплоть до момента продолжения (повторения) предыдущего , а также появления чего-то нового, иного, другого , как это происходит, например, у сложных саморазвивающихся систем в форме эволюционного скачка. (О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)

Физика, математика, космология, физиология, история, социология, ритмика, теория музыки, хореография, изобразительные искусства, мышление и речь человека …

Синдром хронической усталости Провоцирующими заболевание факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности. В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта), люди помогающих профессий, профессий, связанных с эмоциональными перегрузками (педагоги, психологи).

Синдром хронической усталости

Провоцирующими заболевание факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности.

В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта), люди помогающих профессий, профессий, связанных с эмоциональными перегрузками (педагоги, психологи).

Синдром хронической усталости Предрасполагающими факторами являются : неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции. Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии, частичная амнезия etc.

Синдром хронической усталости

Предрасполагающими факторами являются : неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции.

Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии, частичная амнезия etc.

Педагогика и пауза «…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира  к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия  с природой.   Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….  Школы могут и должны учить паузе созерцания»      ( Г.С. Померанц )

Педагогика и пауза

«…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой. 

Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….  Школы могут и должны учить паузе созерцания»

( Г.С. Померанц )

Пауза в работе с детьми Упражнение подходит для выполнения детьми любой возрастной группы (дошкольники, младшие школьники и старшие), хорошо собирает внимание перед началом какой-либо деятельности, успокаивает. « Прочистка каналов восприятия» Просим детей закрыть глаза, и только слушать – сначала звуки в комнате, затем за окном, а потом в своем теле (звук сердца, может быть живот урчит и пр.) Так же с закрытыми глазами почувствовать кожей температуру воздуха в комнате, обратить внимание на положение тела, как оно опирается на стул, ноги на пол. Далее просим открыть глаза и просто смотреть вокруг, замечая цвет и освещенность помещения.

Пауза в работе с детьми

Упражнение подходит для выполнения детьми любой возрастной группы (дошкольники, младшие школьники и старшие), хорошо собирает внимание перед началом какой-либо деятельности, успокаивает.

« Прочистка каналов восприятия»

Просим детей закрыть глаза, и только слушать – сначала звуки в комнате, затем за окном, а потом в своем теле (звук сердца, может быть живот урчит и пр.)

Так же с закрытыми глазами почувствовать кожей температуру воздуха в комнате, обратить внимание на положение тела, как оно опирается на стул, ноги на пол.

Далее просим открыть глаза и просто смотреть вокруг, замечая цвет и освещенность помещения.

Пауза в напряженных ситуациях тело дыхание эмоции Единая система

Пауза в напряженных ситуациях

тело

дыхание

эмоции

Единая система

Пауза через дыхание Если ребенок напряжен , испуган , волнуется предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Обратите его внимание дышит ли он животом. Можно предложить ему положить ладонь на живот, чтобы почувствовать глубину дыхания. Грудное и диафрагмальное дыхание не дают эффекта такого глубокого расслабления, успокоения, как брюшное дыхание . Эффект регуляции дыхания: переключение внимания; «заземление» на текущем моменте; регуляция физического состояния от напряжения тела  к расслаблению.

Пауза через дыхание

Если ребенок напряжен , испуган , волнуется предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Обратите его внимание дышит ли он животом. Можно предложить ему положить ладонь на живот, чтобы почувствовать глубину дыхания.

Грудное и диафрагмальное дыхание не дают эффекта такого глубокого расслабления, успокоения, как брюшное дыхание .

Эффект регуляции дыхания:

  • переключение внимания;
  • «заземление» на текущем моменте;
  • регуляция физического состояния от напряжения тела к расслаблению.
Пауза во взаимодействии При общении с родителями или коллегами, при неблагоприятном для вас течении разговора (давление, агрессия, затяжной монолог и пр.) применяем приём «3 метра в сторону». Вежливо просим собеседника вас извинить, т.к. вам необходимо закрыть (открыть) окно, выйти в туалет, выключить звук телефона (можно заранее себе придумать повод, достаточно веский, чтобы можно было прервать на минутку разговор). И физически отойти от человека на несколько метров.  Вы «ставите на паузу» контакт, изменяя и своё состояние  и состояние собеседника. Даёте себе время «перегруппироваться», собраться с мыслями, понять, как действовать дальше.

Пауза во взаимодействии

При общении с родителями или коллегами, при неблагоприятном для вас течении разговора (давление, агрессия, затяжной монолог и пр.) применяем приём «3 метра в сторону».

Вежливо просим собеседника вас извинить, т.к. вам необходимо закрыть (открыть) окно, выйти в туалет, выключить звук телефона (можно заранее себе придумать повод, достаточно веский, чтобы можно было прервать на минутку разговор). И физически отойти от человека на несколько метров.

Вы «ставите на паузу» контакт, изменяя и своё состояние и состояние собеседника. Даёте себе время «перегруппироваться», собраться с мыслями, понять, как действовать дальше.

Пауза в саморегуляции педагога Паузу можно узнать на фоне основного процесса, она хорошо улавливается мозгом и телом на фоне, например, музыки или движения. На перемене, после уроков выделите 3 минуты для себя, закройтесь в кабинете (вы должны чувствовать себя в покое и безопасности). Можно выполнять дома. Две минуты слушайте музыку или двигайтесь в любом темпе (танцевальные па или хаотичные махи руками – значения не имеет), затем на минуту вы садитесь и остаетесь в неподвижности. Слушаете окружающие звуки, просто смотрите без оценки. Эффект: экспресс-восстановление сил, переключение внимания на текущий момент, контакт с собой, ясность мышления.

Пауза в саморегуляции педагога

Паузу можно узнать на фоне основного процесса, она хорошо улавливается мозгом и телом на фоне, например, музыки или движения.

На перемене, после уроков выделите 3 минуты для себя, закройтесь в кабинете (вы должны чувствовать себя в покое и безопасности). Можно выполнять дома. Две минуты слушайте музыку или двигайтесь в любом темпе (танцевальные па или хаотичные махи руками – значения не имеет), затем на минуту вы садитесь и остаетесь в неподвижности. Слушаете окружающие звуки, просто смотрите без оценки.

Эффект: экспресс-восстановление сил, переключение внимания на текущий момент, контакт с собой, ясность мышления.

Правило 1-й минуты Пауза, длительностью 1 минута, легко вписать в текущий процесс: на перемене, увидев дерущихся ребят, вполне можно, даже на бегу, остановить их, развести в стороны и попросить подышать, медленно и глубоко; при общении со взрослым приемлемо выйти на одну минуту; при невероятной загруженности педагогов, выделить 1 минуту для паузы-восстановления вполне возможно (не обязательна и музыка, и двигательная активность – достаточно просто выбрать расслабленную позу, замереть и посмотреть в окно, на картину, на кончики пальцев ect)

Правило 1-й минуты

Пауза, длительностью 1 минута, легко вписать в текущий процесс:

  • на перемене, увидев дерущихся ребят, вполне можно, даже на бегу, остановить их, развести в стороны и попросить подышать, медленно и глубоко;
  • при общении со взрослым приемлемо выйти на одну минуту;
  • при невероятной загруженности педагогов, выделить 1 минуту для паузы-восстановления вполне возможно (не обязательна и музыка, и двигательная активность – достаточно просто выбрать расслабленную позу, замереть и посмотреть в окно, на картину, на кончики пальцев ect)
Пауза-созерцание В детском возрасте все умеют пребывать в текущем моменте, замечать окружающим мир и чувствовать себя. Чем старше становится человек, тем более отвлеченным он становится. Классный руководитель может провести со своими учениками следующее упражнение, которое впоследствии будет хорошим способом регуляции общего настроения в классе в сторону большего спокойствия, внимательности к окружающему пространству (будь то классный кабинет или природа), к другим и к самому себе. Оно может стать ежедневным ритуалом, занимая всего 3-5 минут, имеет отличный эффект.

Пауза-созерцание

В детском возрасте все умеют пребывать в текущем моменте, замечать окружающим мир и чувствовать себя. Чем старше становится человек, тем более отвлеченным он становится. Классный руководитель может провести со своими учениками следующее упражнение, которое впоследствии будет хорошим способом регуляции общего настроения в классе в сторону большего спокойствия, внимательности к окружающему пространству (будь то классный кабинет или природа), к другим и к самому себе. Оно может стать ежедневным ритуалом, занимая всего 3-5 минут, имеет отличный эффект.

Хокку как пауза Прежде чем начать выполнять упражнение «Хокку момента», в нескольких словах объясните ученикам, что такое хокку. В хокку всегда присутствует описание детали окружающего пейзажа и времени года или суток. Хокку пишется только про настоящий момент, как справедливо отметил Р.Барт, хокку ничего не оценивает и не комментирует, это безоценочное описание времени и места. При этом для неяпонца, хокку не обязательно должно иметь какое-то количество слогов, современные авторы признают невозможность перевести хокку на такие разные мировые языки, поэтому допускается написание хокку как однострочные стихи. Главное помнить: «В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хокку». В качестве примера: «Яркий лунный свет!/ На циновке / тень от сосны» (Басё) или «Читаю в журнале статью. / Шуршат страницы. / Вечер». (с)

Хокку как пауза

Прежде чем начать выполнять упражнение «Хокку момента», в нескольких словах объясните ученикам, что такое хокку.

В хокку всегда присутствует описание детали окружающего пейзажа и времени года или суток. Хокку пишется только про настоящий момент, как справедливо отметил Р.Барт, хокку ничего не оценивает и не комментирует, это безоценочное описание времени и места. При этом для неяпонца, хокку не обязательно должно иметь какое-то количество слогов, современные авторы признают невозможность перевести хокку на такие разные мировые языки, поэтому допускается написание хокку как однострочные стихи. Главное помнить: «В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хокку».

В качестве примера: «Яркий лунный свет!/ На циновке / тень от сосны» (Басё) или «Читаю в журнале статью. / Шуршат страницы. / Вечер». (с)

Упражнение «Хокку момента» Можно выполнять в любой ситуации, когда есть 1-3 минуты. Стоя или сидя, закрыть глаза на 10 секунд, если есть возможность, то подержать глаза закрытыми до 1 мин. За это время сохранять неподвижность, по возможности, остановить внутренний диалог. Открыть глаза и в течение 10 секунд (или до 1 мин, если глаза были закрыты 1 мин.) находиться полностью в состоянии текущего момента, созерцать мгновение за мгновением. При этом важно помнить, что контакт с окружающей реальностью происходит не только через зрение или слух, но через все 5 чувств – кожа ощущает температуру воздуха, нос – запахи, никуда не пропадет вкус. После чего сочинить хокку – легко и быстро, стараясь не слишком задумываться зафиксировать момент контакта с миром и с собой. Можно просто произнести хокку шепотом, но лучше записать.

Упражнение «Хокку момента»

Можно выполнять в любой ситуации, когда есть 1-3 минуты. Стоя или сидя, закрыть глаза на 10 секунд, если есть возможность, то подержать глаза закрытыми до 1 мин. За это время сохранять неподвижность, по возможности, остановить внутренний диалог. Открыть глаза и в течение 10 секунд (или до 1 мин, если глаза были закрыты 1 мин.) находиться полностью в состоянии текущего момента, созерцать мгновение за мгновением. При этом важно помнить, что контакт с окружающей реальностью происходит не только через зрение или слух, но через все 5 чувств – кожа ощущает температуру воздуха, нос – запахи, никуда не пропадет вкус. После чего сочинить хокку – легко и быстро, стараясь не слишком задумываться зафиксировать момент контакта с миром и с собой. Можно просто произнести хокку шепотом, но лучше записать.

Не будь паузы, все в мире сплелось бы в целое, в континуум, слилось бы в сплошной комок. Этот принцип, безусловно, имеет общую онтологическую и теоретико-познавательную значимость для всей философии, науки и мировоззрения людей вообще.    (О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)

Не будь паузы, все в мире сплелось бы в целое, в континуум, слилось бы в сплошной комок. Этот принцип, безусловно, имеет общую онтологическую и теоретико-познавательную значимость для всей философии, науки и мировоззрения людей вообще.

(О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)

 «Теория пауз»  автор Екатерина Ю. Беликова Почитать подробнее (на русском или английском) можно на сайте теории www.theory-pauses.com

«Теория пауз» автор Екатерина Ю. Беликова

Почитать подробнее (на русском или английском) можно на сайте теории

www.theory-pauses.com


Скачать

© 2018 479 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!