Как быстро справляться с нервным напряжением: комплекс упражнений для педагогов и школьников
Одна из особенностей великих культурных миров
Способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра...
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада.
Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел
(Г.С.Померанц, философ, культуролог)
Пауза
- интердисциплинарное, темпорологическое понятие, отражающее феномены и формы перерыва, временной остановки, покоя в существовании какого-либо объекта или процесса;
- абсолютно необходимый реальный элемент колебательных и волновых процессов, ритмичных и неритмичных;
- можно узнать на фоне основного процесса;
- присуща как внешней реальности, внешнему миру, так и внутреннему миру;
- длится вплоть до момента продолжения (повторения) предыдущего , а также появления чего-то нового, иного, другого , как это происходит, например, у сложных саморазвивающихся систем в форме эволюционного скачка. (О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)
Физика, математика, космология, физиология, история, социология, ритмика, теория музыки, хореография, изобразительные искусства, мышление и речь человека …
Синдром хронической усталости
Провоцирующими заболевание факторами являются несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности.
В группе риска находятся жители крупных городов, предприниматели, люди с повышенной ответственностью при выполнении трудовой деятельности (медицинские работники, авиадиспетчеры, операторы железнодорожного транспорта), люди помогающих профессий, профессий, связанных с эмоциональными перегрузками (педагоги, психологи).
Синдром хронической усталости
Предрасполагающими факторами являются : неблагополучная санитарно-экологическая обстановка, хронические заболевания, в том числе и вирусные инфекции.
Основная симптоматика заболевания в периоды обострения характеризуется возникновением апатии, депрессии, беспричинными приступами гнева, агрессии, частичная амнезия etc.
Педагогика и пауза
«…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли…. Школы могут и должны учить паузе созерцания»
( Г.С. Померанц )
Пауза в работе с детьми
Упражнение подходит для выполнения детьми любой возрастной группы (дошкольники, младшие школьники и старшие), хорошо собирает внимание перед началом какой-либо деятельности, успокаивает.
« Прочистка каналов восприятия»
Просим детей закрыть глаза, и только слушать – сначала звуки в комнате, затем за окном, а потом в своем теле (звук сердца, может быть живот урчит и пр.)
Так же с закрытыми глазами почувствовать кожей температуру воздуха в комнате, обратить внимание на положение тела, как оно опирается на стул, ноги на пол.
Далее просим открыть глаза и просто смотреть вокруг, замечая цвет и освещенность помещения.
Пауза в напряженных ситуациях
тело
дыхание
эмоции
Единая система
Пауза через дыхание
Если ребенок напряжен , испуган , волнуется предложите ему сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Обратите его внимание дышит ли он животом. Можно предложить ему положить ладонь на живот, чтобы почувствовать глубину дыхания.
Грудное и диафрагмальное дыхание не дают эффекта такого глубокого расслабления, успокоения, как брюшное дыхание .
Эффект регуляции дыхания:
- переключение внимания;
- «заземление» на текущем моменте;
- регуляция физического состояния от напряжения тела к расслаблению.
Пауза во взаимодействии
При общении с родителями или коллегами, при неблагоприятном для вас течении разговора (давление, агрессия, затяжной монолог и пр.) применяем приём «3 метра в сторону».
Вежливо просим собеседника вас извинить, т.к. вам необходимо закрыть (открыть) окно, выйти в туалет, выключить звук телефона (можно заранее себе придумать повод, достаточно веский, чтобы можно было прервать на минутку разговор). И физически отойти от человека на несколько метров.
Вы «ставите на паузу» контакт, изменяя и своё состояние и состояние собеседника. Даёте себе время «перегруппироваться», собраться с мыслями, понять, как действовать дальше.
Пауза в саморегуляции педагога
Паузу можно узнать на фоне основного процесса, она хорошо улавливается мозгом и телом на фоне, например, музыки или движения.
На перемене, после уроков выделите 3 минуты для себя, закройтесь в кабинете (вы должны чувствовать себя в покое и безопасности). Можно выполнять дома. Две минуты слушайте музыку или двигайтесь в любом темпе (танцевальные па или хаотичные махи руками – значения не имеет), затем на минуту вы садитесь и остаетесь в неподвижности. Слушаете окружающие звуки, просто смотрите без оценки.
Эффект: экспресс-восстановление сил, переключение внимания на текущий момент, контакт с собой, ясность мышления.
Правило 1-й минуты
Пауза, длительностью 1 минута, легко вписать в текущий процесс:
- на перемене, увидев дерущихся ребят, вполне можно, даже на бегу, остановить их, развести в стороны и попросить подышать, медленно и глубоко;
- при общении со взрослым приемлемо выйти на одну минуту;
- при невероятной загруженности педагогов, выделить 1 минуту для паузы-восстановления вполне возможно (не обязательна и музыка, и двигательная активность – достаточно просто выбрать расслабленную позу, замереть и посмотреть в окно, на картину, на кончики пальцев ect)
Пауза-созерцание
В детском возрасте все умеют пребывать в текущем моменте, замечать окружающим мир и чувствовать себя. Чем старше становится человек, тем более отвлеченным он становится. Классный руководитель может провести со своими учениками следующее упражнение, которое впоследствии будет хорошим способом регуляции общего настроения в классе в сторону большего спокойствия, внимательности к окружающему пространству (будь то классный кабинет или природа), к другим и к самому себе. Оно может стать ежедневным ритуалом, занимая всего 3-5 минут, имеет отличный эффект.
Хокку как пауза
Прежде чем начать выполнять упражнение «Хокку момента», в нескольких словах объясните ученикам, что такое хокку.
В хокку всегда присутствует описание детали окружающего пейзажа и времени года или суток. Хокку пишется только про настоящий момент, как справедливо отметил Р.Барт, хокку ничего не оценивает и не комментирует, это безоценочное описание времени и места. При этом для неяпонца, хокку не обязательно должно иметь какое-то количество слогов, современные авторы признают невозможность перевести хокку на такие разные мировые языки, поэтому допускается написание хокку как однострочные стихи. Главное помнить: «В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хокку».
В качестве примера: «Яркий лунный свет!/ На циновке / тень от сосны» (Басё) или «Читаю в журнале статью. / Шуршат страницы. / Вечер». (с)
Упражнение «Хокку момента»
Можно выполнять в любой ситуации, когда есть 1-3 минуты. Стоя или сидя, закрыть глаза на 10 секунд, если есть возможность, то подержать глаза закрытыми до 1 мин. За это время сохранять неподвижность, по возможности, остановить внутренний диалог. Открыть глаза и в течение 10 секунд (или до 1 мин, если глаза были закрыты 1 мин.) находиться полностью в состоянии текущего момента, созерцать мгновение за мгновением. При этом важно помнить, что контакт с окружающей реальностью происходит не только через зрение или слух, но через все 5 чувств – кожа ощущает температуру воздуха, нос – запахи, никуда не пропадет вкус. После чего сочинить хокку – легко и быстро, стараясь не слишком задумываться зафиксировать момент контакта с миром и с собой. Можно просто произнести хокку шепотом, но лучше записать.
Не будь паузы, все в мире сплелось бы в целое, в континуум, слилось бы в сплошной комок. Этот принцип, безусловно, имеет общую онтологическую и теоретико-познавательную значимость для всей философии, науки и мировоззрения людей вообще.
(О.С. Разумовский, докт. философ. наук, НГУ)
«Теория пауз» автор Екатерина Ю. Беликова
Почитать подробнее (на русском или английском) можно на сайте теории
www.theory-pauses.com