Просмотр содержимого документа
«Как быть. Статья о несправедливом наказании.»
Как быть?
Е. В. Псарёва, учитель физкультуры Землянской школы-интерната Семилукского района Воронежской области.
Прошло уже много лет. Давно все стали взрослыми, но в моей детской памяти остался случай, давший положительный толчок на жизненную ситуацию. В школе было более двухсот учеников. Учитель всегда был примером для нас, а дома – родители. Они научили нас по-новому смотреть на окружающий нас мир, самостоятельно работать. Мне было интересно в школе: я быстро научилась читать, красиво писать в тетради, получала хорошие отметки. Часто задерживалась в классе с другими детьми, старались все задания выполнять сами, чтобы услышать похвалу от своей учительницы. Постепенно мы просили её давать нам некоторые тетради для проверки, исправляя ошибки простым карандашом. Нам это нравилось. Шёл третий год школьной жизни. Зима по-настоящему хозяйничала на земле. С утра начали падать лёгкие снежинки. Они то кружились, словно в танце, то поднимались вверх от слабого дуновения ветерка и опускались вниз, укрывая белым пушистым ковром землю, наряжая деревья и дома. Приятно было любоваться этой красотой, и мы с хорошим настроением переступали порог школы, делились детскими новостями.
А вот и звенит звонок на первый урок. Я сидела за партой около окна. Ещё раз посмотрела на зиму через окно и на мгновение задумалась. Мне показалось, что деревья загрустили, стояли, не шелохнувшись. Лишь из-под белых шапочек виднелись тёмные веточки. Но грусть эта сразу ушла, как только синички подлетели к кормушке. Трудно им зимой находиться на холоде. Две синички, нахохлившись, что-то, видимо не поделили между собой, наверное, семечко. Разозлились, разлетелись в разные стороны и вновь появились, продолжая клевать корм, как ни в чём не бывало. Я рада: помирились! Семечки мы приносили из дома, подсыпая своим пернатым друзьям. Довольно отвлекаться, надо переключать внимание на урок!..
Прозвучавший звонок возвестил об окончании урока, в очередной раз напомнил мне о готовности к следующему. На моей парте в развёрнутом виде на нужной странице лежала учебная книга, тетрадь с домашним заданием, ручка, дневник и другие принадлежности. Учительница ушла в учительскую. Выходя из-за парты, я неожиданно почувствовала сильный толчок сбоку и, потеряв равновесие, локтем левой руки оказалась в окошке. Тут же раздался звон разбитого стекла, локоть был оцарапан. Конфликт двух ребят перерос в детскую драку. Один сильно толкнул другого прямо на меня. Увидев, что произошло, они струсили и убежали из класса. … Учительница, не разобравшись, обвинила в содеянном меня. Я, испугавшись, не могла сказать ни слова. Более того, она передала записку, в которой говорилось, чтобы пришли мои родители и вставили стекло. Мне было больно и обидно брать на себя чужую вину: ведь я ни в чём не виновата. Но почему ни я, ни другие дети не сказали ни слова? Медленно брела домой, не чувствуя усиливающейся вьюги, и всю дорогу плакала. Жили мы небогато, в семье было семеро детей. Я знала, что родители не одобрят, не похвалят за это. Но как доказать им мою невиновность, я не понимала.
Папа вставил стекло. Удивительно, что я говорила ему, не помню. Хотя он был строгий, но он не наказал и не ругал меня, наоборот, пожалел, объяснил по-своему. Ведь слезами делу не поможешь. Нужно спокойно и вовремя доказывать и отстаивать свою правоту. После произошедшего я не озлобилась и по-прежнему продолжала любить свою учительницу, всегда поздравляла её с праздниками. Этот случай научил меня тонко разбираться в детских поступках. Несправедливая разборка каких-либо шалостей ребёнка, ошибка взрослого может сломать детскую психику на всю дальнейшую жизнь и только от нас, взрослых, зависят детские судьбы.