План-конспект урока в 8 классе
Урок разработан и проведен учителем искусства/ИЗО
Войновой Натальей Вячеславовной, МБОУ гимназия имени ак. Н.Г.Басова
Тема: Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. Тип: изучение нового материала, урок-диспут. Методы: эмоциональное «проживание» и художественное обобщение, дискуссия. Цели: показать, как произведения разных видов искусства способны преобразовывать настроение, видение человека; учить различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений. Формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, просмотр картин, диалог, дискуссия УУД: Познавательные: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; анализировать образные средства воплощения содержания произведений; определять значения символов; знать специфические особенности языка искусства. Регулятивные: -– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные: – участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
работать в группах. Личностные: - выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства; учиться различать истинные и ложные ценности.
Оборудование и материал для учителя: компьютер, проектор, презентация, фрагменты 7 и 8 симфоний Д.Д. Шостаковича.
Предварительное задание: подготовить дополнительный материал для дискуссии ( на предыдущем уроке учащимся предложено подумать и подготовить аргументированные ответы на вопросы для участия в диспуте о связи Истины, Добра и Красоты)
Актуализация и целеполагание:
Когда в жизни все и красиво, говорят: «как в сказке» или «как в кино». Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негативные явления, отражение в искусстве, или хотя и вызывают возмущение, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания. Почему?
Как вы понимаете наше вступление. Как относитесь к сказанному? Давайте сформулируем тему урока.
Изучение нового материала: Посмотрите на картину испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в самом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила маленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего народа. Но показать результаты разгрома в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возмущение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотографически отразил это событие. Картина вот уже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоминая о преступлении перед человечеством, которое нельзя забывать. Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.
Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975), сочиненная в 1941 г. Она стала символом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памятником Великой Отечественной войне.
Прослушивание фрагмента Симфонии № 7(Нашествие), просмотр видеоматериалов(хроника ВОВ)
Спустя два года композитор пишет Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в., сравнимое разве что с «Герникой» Пикассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отражающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседневности с ее лицемерием и гигантоманией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.
«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превращает в чудовище самого человека», — мог бы добавить Шостакович. У Шостаковича образы зла окарикатурены, переведены из области вечных категорий в контекст злободневной современности. Контрастное сопоставление безысходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучительно напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к непримиримости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.
«Крик» (норв. Skrik)— созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность грядущей жизни.
Задание на дом:
• Как вы понимаете символику картины «Герника»?
• Рассмотрите все элементы картины. Пользуясь словарями и справочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интерпретируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.
• Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими образными средствами композитор раскрывает трагизм жизненных ситуаций?
Дискуссия:
Человеческая цивилизация/культура основана на единстве
истины добра красоты
наука религия искусство
В искусстве их связь наиболее отчетлива.
Ответьте на вопросы: всегда ли эта связь оправдана?
Всегда ли: истина несет добро?
Все ли красивое — доброе?
Можно ли зло(войну) изображать красиво?
Красота — истинна?
А истина — красива?
А добро всегда ли несет истину?
И всегда ли оно — красиво?
Вопросы записываем на доске.
Отвечая на вопросы учащиеся приводят примеры из различных областей знаний: научные открытия не несущие добра человечеству, красивая окраска хищников в природе, ложная красота антигероев в сказках, ложь во благо в быту, физически некрасивые герои, изображение красоты боя, подвига в произведениях искусства и антивоенные произведения и др.
Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения и др.
Подведение итогов урока. Если учащиеся считают, что вопросов стало больше, чем ответов — цель урока достигнута — надо разбираться, учиться дальше.