СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как человек реагирует на различные явления в жизни и искусстве

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - дискуссия. Цель урока показать, как произведения разных видов искусства способны преобразовывать настроение, видение человека; учить различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений.  

Просмотр содержимого документа
«план урока»

План-конспект урока в 8 классе

Урок разработан и проведен учителем искусства/ИЗО

Войновой Натальей Вячеславовной, МБОУ гимназия имени ак. Н.Г.Басова

Тема: Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. Тип: изучение нового материала, урок-диспут. Методы: эмоциональное «проживание» и художественное обобщение, дискуссия. Цели: показать, как произведения разных видов искусства способны преобразовывать настроение, видение человека; учить различать истинные и ложные ценности; понимать самоценность различных явлений. Формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, просмотр картин, диалог, дискуссия УУД: Познавательные: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; анализировать образные средства воплощения содержания произведений; определять значения символов; знать специфические особенности языка искусства. Регулятивные: -– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные: – участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
работать в группах.
Личностные: - выявлять важные, значимые жизненные проблемы в произведениях искусства; учиться различать истинные и ложные ценности.

Оборудование и материал для учителя: компьютер, проектор, презентация, фрагменты 7 и 8 симфоний Д.Д. Шостаковича.

Предварительное задание: подготовить дополнительный материал для дискуссии ( на предыдущем уроке учащимся предложено подумать и подготовить аргументированные ответы на вопросы для участия в диспуте о связи Истины, Добра и Красоты)

Актуализация и целеполагание:
Когда в жизни все и красиво, говорят: «как в сказке» или «как в
кино». Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негативные явления, отражение в искусстве, или хотя и вызывают возмущение, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания. Почему?

Как вы понимаете наше вступление. Как относитесь к сказанному? Давайте сформулируем тему урока.

Изучение нового материала: Посмотрите на картину испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в самом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила маленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего народа. Но показать результаты разгрома в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возмущение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотографически отразил это событие. Картина вот уже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоминая о преступлении перед человечеством, которое нельзя забывать. Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.

Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975), сочиненная в 1941 г. Она стала символом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памятником Великой Отечественной войне.

Прослушивание фрагмента Симфонии № 7(Нашествие), просмотр видеоматериалов(хроника ВОВ)

Спустя два года композитор пишет Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в., сравнимое разве что с «Герникой» Пикассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отражающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседневности с ее лицемерием и гигантоманией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.

«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превращает в чудовище самого человека», — мог бы добавить Шостакович. У Шостаковича образы зла окарикатурены, переведены из области вечных категорий в контекст злободневной современности. Контрастное сопоставление безысходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучительно напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к непримиримости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.

«Крик» (норв. Skrik)— созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность грядущей жизни.
Задание на дом:
Как вы понимаете символику картины «Герника»?

Рассмотрите все элементы картины. Пользуясь словарями и справочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интерпретируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.

Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими образными средствами композитор раскрывает трагизм жизненных ситуаций?

Дискуссия:

Человеческая цивилизация/культура основана на единстве


истины добра красоты


наука религия искусство


В искусстве их связь наиболее отчетлива.

Ответьте на вопросы: всегда ли эта связь оправдана?

Всегда ли: истина несет добро?

Все ли красивое — доброе?

Можно ли зло(войну) изображать красиво?

Красота — истинна?

А истина — красива?

А добро всегда ли несет истину?

И всегда ли оно — красиво?

Вопросы записываем на доске.

Отвечая на вопросы учащиеся приводят примеры из различных областей знаний: научные открытия не несущие добра человечеству, красивая окраска хищников в природе, ложная красота антигероев в сказках, ложь во благо в быту, физически некрасивые герои, изображение красоты боя, подвига в произведениях искусства и антивоенные произведения и др.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения и др.


Подведение итогов урока. Если учащиеся считают, что вопросов стало больше, чем ответов — цель урока достигнута — надо разбираться, учиться дальше.

Просмотр содержимого презентации
«kak_chelovek_reagiruet_na_yavleniya_v_zhizni_i»

Когда в жизни все хорошо и красиво, говорят: «как в сказке или как в кино»

Когда в жизни все хорошо и

красиво, говорят: «как в сказке или как

в кино»

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

П.Пикассо  Герника

П.Пикассо Герника

«Сон разума рождает чудовищ»  Ф.Гойя

«Сон разума рождает чудовищ» Ф.Гойя

«Сон совести превращает в чудовище самого человека»  Д.Шостакович

«Сон совести превращает в чудовище самого человека» Д.Шостакович

Э.Мунк «КРИК»

Э.Мунк «КРИК»

Задание Разделите лист на 2 части В первой части выразите свои воспоминания о самом радостном моменте в своей жизни На второй половине вспомните самый плохой момент Выразите свои эмоции графически

Задание

Разделите лист на 2 части

В первой части выразите свои воспоминания о самом радостном моменте в своей жизни

На второй половине вспомните самый плохой момент

Выразите свои эмоции графически