СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как я общаюсь с одноклассниками» Правила класса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление о правилах общения, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
««Как я общаюсь с одноклассниками» Правила класса»

«Как я общаюсь с одноклассниками» (Правила класса)


Цели:

1. Установление взаимопонимания при общении со сверстниками;

2. При помощи ролевых игр научить терпимому отношению к мнению

других.

3. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;

4. Помочь учащимся понять необходимость и ценность общения.

5. Дать представление о правилах общения, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков.


Ход занятия:

1. Организационный момент. 

На доске висит плакат:

«Дружат ветер и волна,

Дружат звезды и луна,

Дружит лес и дружит луг,

И река им тоже друг…»

Мы всю жизнь живем среди людей, поэтому уметь общаться также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.

И если вы хотите прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись.

Входя в школу, мы видим с вами разные лица: веселые, добрые, довольные, печальные, злые. Зеркало при входе в школу позволяет вам увидеть свое настроение в нем и изменить его по возможности. Очень плохо, если день у вас начинается с конфликта: испорчено настроение, теряется мысль, смятение, беспомощность.

А часто ли у вас бывают проблемы в общении со сверстниками?

2. Притча "Все в твоих руках"

Давным-давно в старинном городе жил Мудрец, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

Действительно, все в ваших руках! Мы выполним сейчас с вами упражнение, которое научит вас делать приятное друг другу.



3. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут о положительных качествах этого человека.

Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

После того, как дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

Вам понравилось это упражнение? Почему?

4. Упражнение «Игра зеркало»

Играют 2 человека, 1человек – зеркало, другой ученик - отражение.

Задача «Зеркала» повторить движения, затем учащиеся меняются местами.

(Можно предложить работу в парах)

Кем легче быть? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим зеркалом?

Правильно! Мы не всегда точно можем повторить движения другого, тем более не всегда понимаем и принимаем его поступки. Нужно терпимо относиться друг к другу, стараться понять мотивы его поведения, уступить… Каждый человек неповторимый, индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно непохожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, совсем не просто, поэтому и надо учиться жить, не ущемляя интересов других людей.

5. Дерево общения

А теперь я предлагаю вам создать микрогруппы

Работа в микрогруппах (по 4-5 человек)

Группы получают стикеры (яблоки, листья), на которых записывают качества личности человека, помогающие его общению или усложняющие его:

Доброта Открытость Подозрительность Внимание Душевность Грубость Тактичность Зависть Скупость Искренность Лицемерие Лживость Порядочность Эгоизм Доверчивость Честность Подлость

Сегодня я предлагаю вам дать распустить на дереве общения яблочки (листочки) тех качеств личности, которые помогают нам общаться друг с другом. (с помощью магнитов крепит на силуэте дерева)


3 нестандартных способа подружить детей в классе.

В начальной школе детям сложно адаптироваться не только к урокам и новым правилам, но и к новому коллективу. Тем более что подойти, познакомиться и рассказать о себе многим бывает непросто.

Совсем скоро наступает новый учебный год и многие учителя и классные руководители задаются вопросами: «А как объединить класс? Что сделать, чтобы все дети дружили и общались? Чтобы не было одиноких и затравленных учеников, не было гаджетомании, а было активное живое общение?» Я предлагаю три нестандартных авторских способа решения этих вопросов. Эти способы больше подходят для начальной школы, но могут быть использованы в немного изменённом варианте и в детском саду, и в средней школе.

1. Добрая почта

Этот «волшебный» способ общения мы с друзьями сами проверили в летнем лагере. Нет ничего волнительнее, чем с замиранием сердца ждать, когда назовут твоё имя и тебе вручат бумажное письмо. Нет ничего интереснее, чем писать письма друзьям и с нетерпением ждать ответов. Что же нужно сделать, чтобы организовать в классе Добрую почту?

1. Купить самый обычный металлический почтовый ящик и повесить (или поставить) его в кабинете в любом удобном месте (например, повесить на дверь). Если нет возможности купить, можно сделать своими руками, это совсем нетрудно: подойдёт любая крепкая картонная коробка, которую нужно обклеить и красиво оформить дизайн, а также нужно вырезать отверстие для писем.

2. На последней парте (или отдельном столике) всегда должны лежать тетрадные листочки, а также ручки, карандаши, фломастеры и наклейки для писем. Также желательно закрепить на этой парте в файле с помощью скотча правила использования доброй почты и образец оформления письма.

3. Нужно объяснить всем детям режим работы доброй почты и правила её использования:

  • Добрая почта открывается на перемене перед 1 уроком, а закрывается на перемене перед последним. Все письма старший почтмейстер вынимает и раздаёт на перемене после последнего урока.

  • Любой ученик может написать письмо любому однокласснику или учителю. Темы писем могут быть абсолютно любыми: погода, учеба, дружба. В письмах можно рисовать и использовать наклейки. Объём письма тоже любой. Количество писем не ограничено.

  • Важно, что почта добрая, поэтому в письмах не должно быть оскорблений, злых шуток, плохих и обидных слов. Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться Доброй почтой.

  • На письма нужно обязательно отвечать. Если вам пришло письмо, в ближайшие дни необходимо отправить хотя бы краткий ответ. Оставлять письмо без ответа некрасиво и неуважительно!

  • Важно правильно оформить письмо: оно должно быть написано на тетрадном листе и сложено не меньше, чем в четверть тетрадного листа. Письма меньшего размера Почта не передаёт. Сверху разборчивым почерком должно быть написано сначала «кому» (фамилия и имя получателя), потом — «от кого» (фамилия и имя отправителя). Анонимные, неподписанные письма, а также письма, подписанные никами, а не настоящими фамилиями и именами, Почта не передаёт.

  • Письма можно писать на переменах, а можно писать дома и приносить в школу. Написанные письма нужно на перемене опустить в почтовый ящик, а все ручки и фломастеры нужно вернуть на место. Во время уроков письма писать нельзя! Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться Доброй почтой.

Вынимать письма может только старший почтмейстер. Читать чужие письма без спроса нельзя. Нарушителям этих правил временно запрещается пользоваться Доброй почтой.

​​​​​​4. После того, как вы подготовите почтовый ящик и расскажете ученикам всё о пользовании Доброй почтой, она начнёт работать каждый будний день. На переменах дети будут писать письма и опускать их в ящик. А после последнего урока вы открываете ящик, вынимаете все письма и раздаёте их (объявляете «кому» и этот ученик подходит и забирает письмо). Вначале старшим почтмейстером будете вы (учитель), а немного позже можно доверить эту задачу одному или нескольким самым ответственным ученикам.

С какими проблемами можно столкнуться?

  • Нарушение правил оформления писем. В таком случае письмо возвращается обратно отправителю или уничтожается.

  • Нарушение правил пользования почтой (кто-то кого-то обидел в письме, кто-то писал письма во время урока). В таком случае нарушителю временно запрещается пользоваться почтой.

  • Кому-то из детей никто никогда не пишет. Самый главный совет: «Если хочешь, чтобы тебе кто-то прислал письмо, напиши сначала сам, и тебе должны обязательно ответить». Также можно попросить кого-то из дружелюбных и ответственных ребят написать письмо этому ребёнку. Либо учитель может написать письмо ребёнку сам, учитель тоже может пользоваться Доброй почтой, ему тоже можно писать письма.

В чём плюсы доброй почты?

  • Дети общаются и хотят переписываться. Некоторым подойти и начать беседу бывает трудно, дети стесняются, в письме это сделать проще.

  • Дети ближе знакомятся и узнают друг друга. Это прекрасная возможность дружить и находить новых друзей!

  • Дети на переменах заняты. Сколько учителей жалуется, что на переменах дети либо сидят в телефоне, либо носятся по коридору и сбивают всех с ног: добрая почта — отличное, интересное и веселое занятие на перемене.

  • Дети учатся культуре общения в переписке (что особенно актуально в современном мире).

  • У детей развиваются навыки письменной речи. Даже короткое письмо нужно сформулировать, и без ошибок написать так, чтобы собеседник понял, о чём речь.

  • У детей развиваются дизайнерские навыки. В начальной школе дети любят рисовать и художественно оформлять записи. Письмо —прекрасное пространство для этого, ведь можно рисовать всё, что угодно, можно использовать и цветные ручки, и фломастеры, и карандаши, и наклейки.

  • Письма можно использовать как инструмент мотивации. Например, вы можете написать письмо, в котором похвалите ученика, если он выучил тему, которая долго ему не давалась, или вы можете приободрить ученика, у которого что-либо плохо получается и в письме подсказать, как это исправить.

2. Чат-доска

Это отличная «живая» замена группы (чата) класса в ватсап, здесь тоже есть переписка, смайлики и стикеры. Поверьте, детям очень понравится переписываться и рисовать на чат-доске.

Что нужно сделать, чтобы организовать чат-доску?

1. Закупите много белых ватмановских листов (формата А1)

2. У вас на стене в кабинете должен быть стенд (желательно, не один), а также кнопки или магниты. Горизонтально закрепите ватмановский лист на стенде (желательно, несколько ватманов, тогда будет несколько чат-досок).

3. На последней парте или отдельном столе подготовьте стаканчик с цветными ручками, карандашами, фломастерами, маркерами и наклейками.

4. Нужно объяснить детям правила пользования чат-доской:

  • На чат-доске может писать и рисовать любой ученик, делать это можно в любом объёме на любую тему. Можно просто писать и иллюстрировать идеи, предложения, интересные факты для всех. При желании можно написать фамилию и имя автора рисунка или текста (даже лучше сделать так), но это необязательно. А можно писать небольшие сообщения конкретному человеку, тогда надо обязательно подписать «кому» и «от кого» (как в письме), а потом этот человек может написать рядом ответ на сообщение. Учитель тоже может писать на чат-доске.

  • Не стоит рисовать слишком огромные рисунки, надо оставлять место другим. После рисования нужно вернуть все ручки и фломастеры обратно в стаканчик.

  • Читать и смотреть всё, что написано и нарисовано на чат-доске, может любой ученик и учитель.

  • Рисовать, писать, читать и рассматривать чат-доску можно только на перемене. Во время уроков работать на чат-доске и читать её нельзя! Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться чат-доской.

  • Важно, что на чат-доске не должно быть неприличных или обидных рисунков и надписей, нельзя использовать плохие слова и злые шутки в чей-либо адрес. Также нельзя портить, зачёркивать и дополнять без спроса рисунки других ребят. Нарушителям этого правила временно запрещается пользоваться чат-доской.

  • Новая чат-доска открывается только тогда, когда предыдущий ватмановский лист будет полностью заполнен.

В чём плюсы чат-доски?

  • Дети общаются, ближе узнают друг друга.

  • Дети в свободной форме обмениваются любой информацией, расширяется их кругозор, а у учителя есть прекрасную возможность подробнее понаблюдать за общением и развитием учеников.

  • Дети отрабатывают навыки письменной речи и навыки дизайнерского оформления

  • Дети заняты на перемене, а чат-доска — достойная замена ватсап-чата в школе.

  • Также чат-доску можно использовать для учебы: например, дать детям задание в течение урока всей группой заполнить чат-доску на тему занятия.

3. Инстаграм-лента

Мы все любим обмениваться фотографиями, и это можно использовать в школе для объединения детей. Более простыми словами инстаграм-лента — это постоянно меняющаяся фотовыставка, рассказывающая о жизни каждого ученика.

Как организовать инстаграм-ленту?

1. На уровне глаз детей повесьте в кабинете верёвку с прищепками либо закупите и повесьте стандартные рамки для фотографий на стену в виде киноленты.



6.ПРАВИЛА КЛАССА (ПРИМЕР)

А теперь я предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами общения (класса):



1.Уважай собеседника

2.Будь тактичен

3.Не унижай собеседника

4.Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение

5.Будь внимателен к собеседнику

6.Умей слушать и слышать, не перебивай его

7.Стремись к взаимопониманию.

ДОБАВЬТЕ СВОИ


7. Итог занятия: 

К сожалению еще не всегда мы бываем терпимы по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время когда, все люди будут уважительно общаться, никто никого не будет обижать, все научатся договариваться, и не станут воевать, ругаться, конфликтовать. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Необходимо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране. А для этого он должен учиться быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!