Просмотр содержимого документа
«Как я работаю над словарём!»
КАК Я РАБОТАЮ НАД СЛОВАРЕМ
Большое место в обучении русскому языку в начальных классах занимает работа над словарем. Кратко расскажу, как я ее проводила.
Прежде всего я разбила весь словарь на смысловые группы. Например, в тему «Город » вошли такие слова, как: город, Москва, завод, рабочий, машина.
Рабочий
Орфограмма , которую надо запомнить, выделена красным цветом. Если есть безударная гласная , то не забываю об ударении. На обратной стороне написано это же слово, но с пропущенной орфограммой:
Р…бочий
Таким образом, налицо два варианта работы над словом. С табличкой дети работают тщательно и кропотливо особенно в начале изучения темы. Затем проверяю усвоенное, используя обратную сторону табличек. Часто применяю такой прием:
- Ребята, сегодня будем работать над темой «Школа». Сейчас я прочитаю слова так, как мы их произносим, а вы повторите их хором так, как будете писать:
Учитель: Дети: [уч’ин’ик] ученик
[п’инал] пенал
Считаю, что целесообразно спрашивать у детей, над какой темой надо поработать, чтобы писать без ошибок.
При работе над словарем не следует забывать игровые моменты. Учащимся нравится, когда урок начинаю такими словами:
Слова спокойно жили в книжки,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
На доске приведены слова:
…робей
…рона
…тух
Использую игру «Подсказка» особенно если тема вызывает затруднение. Но обязательно говорю тему, например «Птицы»:
– о – о – – – (воробей)
– о – о – – (ворона)
– е – – – (петух)
– о – о – – (сорока)
Нередко прошу детей записать по памятки слова из темы. Кто назовёт последнее недостающее слово, тот выиграл.
Можно использовать такой приём : у доски два ученика. Они и весь класс пишут одну из тем словаря под диктовку учителя. По окончании работы вызываю двух «учителей» проверить ошибки. Оцениваю работу «учеников » и «учителей».
Благодаря такому разнообразию работы у детей появляется интерес к слову, развивается речь мышление.