СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья : «Театрализованная деятельность как средство активизации словаря дошкольников и совершенствования звуковой культуры их речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр сильнее всего воздействует тогда, когда он делает нереальные вещи реальными. Тогда сцена становится перископом души, позволяющим заглянуть в действительность изнутри.

Франц Кафка  

Актуальность темы :

В современных условиях образования чрезвычайно актуальной становится проблема творческого развития детей. Объясняется это значением творческой деятельности в процессе социализации и развитии личности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основными принципами дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей», основной задачей ФГОС дошкольного образования является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Современные дети много времени проводят перед компьютером и телевизором, мало читают, плохо знают русские народные сказки, почти ничего не знают о быте русского народа, его традициях и культуре. А ведь значение сказок в жизни ребенка трудно переоценить: они развивают душу ребенка, воображение, мышление,  память, делают речь образной, красивой, ненавязчиво повышают интерес к русскому народному творчеству. Знакомство со сказкой – это первый импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного произведения.

   Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

   С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Просмотр содержимого документа
«Статья : «Театрализованная деятельность как средство активизации словаря дошкольников и совершенствования звуковой культуры их речи».»

Статья : «Театрализованная деятельность как средство активизации словаря дошкольников и совершенствования звуковой культуры их речи».



Театр сильнее всего воздействует тогда, когда он делает нереальные вещи реальными. Тогда сцена становится перископом души, позволяющим заглянуть в действительность изнутри.

Франц Кафка


Актуальность темы :

В современных условиях образования чрезвычайно актуальной становится проблема творческого развития детей. Объясняется это значением творческой деятельности в процессе социализации и развитии личности ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, основными принципами дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей», основной задачей ФГОС дошкольного образования является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

Современные дети много времени проводят перед компьютером и телевизором, мало читают, плохо знают русские народные сказки, почти ничего не знают о быте русского народа, его традициях и культуре. А ведь значение сказок в жизни ребенка трудно переоценить: они развивают душу ребенка, воображение, мышление, память, делают речь образной, красивой, ненавязчиво повышают интерес к русскому народному творчеству. Знакомство со сказкой – это первый импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного произведения.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.


Тема русской народной сказки является благодатной темой. Сказка не только позволяет развивать связную речь и художественные способности, но и стимулирует ребенка к самостоятельному творчеству, дает возможность для творческого самовыражения, повышает продуктивную деятельность. Синтез таких видов деятельности, как литературная и изобразительная, является для ребенка естественным, в связи с этим для творческого развития дошкольников было решено использовать взаимодействие литературной и изобразительной деятельности.

Для творческого развития детей дошкольного возраста на занятиях по развитию речи используются различные приемы: чтение и анализ русских народных сказок, пересказ по картинному плану, обсуждение личных качеств героев, проигрывание отрывков из сказок, совместное рассказывание педагога и детей, анализ собственных и чужих текстов, составление рассказа о любимом герое и предмете; игровые и творческие задания: сочинение сказок, загадок, небылиц, стихов, создание сказочного сюжета по схеме или рисунку, придумывание сказок от малых форм фольклора: от загадки, считалки, от шуточных вопросов, от превращений, от пословиц и др.

Важная роль отводиться сказке. Как же театр может обойтись без нее? Дети очень любят сказки, любят работать над ними на сценической площадке. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.).

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории. Сказка является отражением человеческой культуры. Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа. В Кузбассе проживают люди различных национальностей. Поэтому мы изучаем сказки не только русского народа, но и татарские, украинские, сказки коренных жителей Кемеровской области и др. Затем воплощаем их на площадке в постановках студий.

Познавательное значение народной сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом. Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.

Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум. Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Работа с учащимися ведется по формам: чтение сказок, рассказывание сказок, просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, проведение досуговых народных праздников, драматизация сказок, игровые занятия, комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность детей, самостоятельная продуктивная деятельность детей, посещение драматического театра.

Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки».

Список литературы :

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст]: метод. пособие/Л.С. Выготский.– М.: Просвещение, 1991.-93с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]: метод.пособие / Т.Д Зинкевич-Евстигнеева. – Спб: Речь, 2008. – 240с.

3. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: метод. пособие для воспитателей детского сада. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2005. – 240с.

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. [Текст]: метод. пособие / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина.- М.: Просвещение, 2009. -257с.

5. Корчаловская Н.В, Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. [Текст]: метод. пособие / Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. -288с.

6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. [Текст]: метод. пособие/ А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Искусство в школе. 2005. -144с.

7. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. [Текст]: метод. пособие / А.И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 220с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Обруч. -2014. №1. С.1-8.