Как я развиваю речь ребенка
(Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)
Каждый воспитатель, уверена, стремится к тому, чтобы каждая встреча с детьми развивала речь, обогащала словарный запас детей, тренировала внимание, память, закладывала основы творчества. К этому всегда стремлюсь и я.
В этом общении с вами в небольших объемах я расскажу, как я развиваю речь детей, как приобщаю их к книге, как помогаю детям познавать мир, как учу их видеть красоту окружающего мира и беречь этот мир по мере своих сил…Учу их общаться и быть общительными, быть добрыми и отзывчивыми, учу их быть созидателями. Учу их любить себя и людей, познавать и узнавать тот мир, в который они входят.
Буду рада, если мой опыт работы, мои разработки, мысли, занятия найдут понимание у других воспитателей и, может быть, поможет кому-то открыть для себя профессию воспитателя. Ну а теперь по заявленной теме.
Развитие речи – одна из важнейших задач нашей работы. Это прежде всего развитие личности ребенка и всех психических процессов. Поэтому целенаправленно говорю сама. Стараюсь обогатить речь ребенка путем восприятия моей речи. Не секрет, что дети часто копируют значимых для них людей. О чем я говорю?
- О жизни группы, событиях прошедших и будущих.
- О каждом ребенке, его маленьких успехах, ведь у каждого есть потребность чувствовать себя значимым, успешным, и всегда есть, за что похвалить каждого ребенка или подсказать ему что-либо.
- Об интересных наблюдениях, привлекаю детей к рассказам о себе, своих друзьях и пр.
- О трудных ситуациях, в которых может оказаться каждый. Заблудился, как быть?
- О природе, животных и т. д.
Рассказываю сказки и придумываю их сама, затем мне помогают дети.
Хвалю детей часто. За каждое интересное слово, мысль, предложение, идею. Прошу рассказать, что они делали и как это замечательно получилось.
Часто создаю проблемную ситуацию. Потребность в своей значимости ребенок реализует, помогая другим решать их практические и интеллектуальные проблемы. Развивается мышление, представляется возможность проявить себя, свои знания, сравнить, выявить важное, быстро находить необходимое решение и, конечно, накапливать жизненный опыт. Это прежде всего, помощь взрослому, т. е. мне. Я часто бываю рассеянной, и мои умные и понятливые дети наставляют меня «на путь истинный». Например, в рассказе о том, как зимуют дикие животные я совершенно «забываю» , кто впадает в спячку, а белый пушистый заяц заготавливает целые погреба капусты, моркови и т. д.
В следующий раз я, как всегда коротко, расскажу о том, как я приобщаю детей к книге.