Урок окружающего мира
1 класс
УМК « Начальная школа XXI века»
Тема. Как из зерна получилась булка
(Тип урока: изучение нового материала)
Цель урока: создание условий для организации самостоятельной деятельности учащихся по ознакомлению понятий: хлебобулочные изделия, профессия, сельскохозяйственная техника.
Метапредметные задачи:
Предметные УУД:
- содействовать усвоению представления детей о выращивании хлеба;
- сформировать понятия и термины: хлебобулочные изделия, названия основных профессий, связанных с получением хлеба, сельскохозяйственная техника;
- расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжелом труде хлебороба.
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- - сравнивать последовательность рисунков, составленных учениками, с предложенным образцом;
- содействовать проведению коллективного исследования;
- формировать умение ставить вопросы, искать информацию.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению;
- содействовать формулированию собственного мнения о бережном отношении к хлебу, об уважении к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба,
Личностные УУД:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению;
- научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме «Как из зерна получилась булка»?
Оборудование:
кусочки ржаного хлеба;
на тарелках: таблички со словами: зерно- мука- тесто- булка; плакат с изображением хлебобулочных изделий; компьютер; проектор; выставка книг о хлебе; учебник.
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок-
Приглашает на урок.
- Давайте улыбнемся друг другу. Вас сегодня ожидают новые открытия.
II.Подготовка обуч-ся к изучению нового материала: актуализация опорных знаний; мотивация на изучение нового.
На партах у учеников лежат пакетики с кусочком ржаного хлеба.
- Как вы думаете, что там находится? (Разрешается определить предмет по запаху) ( Дети сразу определяют, что там –хлеб)
- Чему будет посвящён наш урок? ( Хлебу)
- Что вы знаете о хлебе?
- О чем бы вы хотели узнать?
(Как родился хлеб, булка? Как булка пришла к нам на стол? Какие машины использовали для получения хлеба? Почему хлеб разный?)
- На эти вопросы мы постараемся найти ответы на нашем уроке.
- Отгадайте загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок
Кто же это? (Колобок)
- Он – гость нашего урока.
-Что хотели сделать с колобком все герои русской народной сказки? (Съесть.)
- Почему они хотели съесть Колобка? ( Он - вкусный, румяный, душистый,
ароматный)
-Из чего был сделан Колобок? (Из муки)
- Что еще делают из муки? (Булки, баранки, пирожки, кексы и т.д.)
- Посмотрите, какое разнообразие у меня в корзинке!
Работа в учебнике. С. 31.Рубрика «Смешинки»
- Прочитайте рассказ.
- Почему дети смеялись над словами Вовы?
- А вы как думаете? Действительно ли существует хлебное дерево?
(1 ученица рассказывает о хлебном дереве)
Учитель читает стихотворение и держит буханку хлеба.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно.
Потрудились на земле.
- Как вы понимаете строчки из стихотворения?
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно.
Потрудились на земле.
- Какова же тема нашего урока?
III. Перенос знаний в новую ситуацию.
А начнём мы с практической работы.
- Назовите, что лежит у вас на столе в тарелочках? (карточки со словами зерно, тесто, мука, булка)
Работа в парах. Сотрудничество, планирование и организация действий.
- В парах составьте цепочку, как получилась булка? (проверка учителем по партам)
- Вы правильно составили цепочку, повторите её на доске.
- У кого такая же цепочка?
Цепочка для проверки:
Зерно – мука – тесто – булка
Уточнение по цепочке
- Ребята, первая картинка у вас – зерно.
- За лето, благодаря труду агронома, выросли колосья зерновых культур: пшеницы, ржи. Наступает время уборки урожая. Отгадайте загадку:
В желтом море
Корабль плывет.
Он идет, волну сечет.
Из трубы зерно течет. (комбайн)
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (комбайнёр)
- Чем занят комбайнер? Человек, какой профессии помогает комбайнеру? Расскажите по иллюстрации.
Колобок спрашивает:
-Что происходит дальше? Куда везет зерно водитель грузовика?
-Зерно увозит с поля грузовик на элеватор, где его очищают, сушат и хранят.
Колобок говорит:
-Дальше зерно надо на мельницу снести.
- Верно, в старину зерно везли на мельницу, а в настоящее время - на мукомольный комбинат. Почему так называется комбинат? (Дети предполагают)
- Часть муки поступает в продажу, а часть отправляют на хлебозавод или мини – пекарню.
- В нашем городе есть хлебозавод.
- Человек, какой профессии выпекает хлеб? (пекарь)
- Немало приходится потрудиться пекарю, чтобы на прилавках магазина появился свежий хлеб и хлебобулочные изделия.
- Кто продает хлеб и хлебобулочные изделия? (продавец)
Колобок:
-Теперь я знаю, как из зерна получилась булка. А вы, ребята?
Физкультминутка.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек...
Рассказ учителя по слайдам
- Сначала землю пашут, боронят. Зачем?
Боронование предохраняет почву от высыхания, выравнивает поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. Борона - с/х орудие для обработки почвы.
- Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб. В этом помогает машина:
Сеялка - машина для равномерного посева семян в почву.
- Из зёрен вырастают колоски.
- Какие машины придут на помощь человеку? (Комбайн)
- Комбайн - машина, комплекс, который может выполнять несколько операций.
- Как называются профессии людей, работающих на этих машинах? (Комбайнер, шофер-водитель)
Что происходит дальше? (Зерно увозит с поля машина.)
- Куда? (на элеватор)
Элеватор – сооружение для хранения зерна.
- Что происходит дальше?
- Вспомним, из чего пекут хлеб? ( Из муки.)
- А мы видим готовые булочки.
-Какая картинка отсутствует? ( Как перерабатывают зерно)
- Кто знает, где из зерна делают муку? ( Предположения)
- Оказывается, есть специальные заводы – мукомольные.
-Почему они так называются, как вы думаете?
- Продолжаем следить за тем, как булка получилась из зерна.
- Что дальше? (Муку везут на хлебозавод, в пекарню.)
- В нашем городе есть Угличский хлебозавод.
- Люди, какой профессии выпекают хлеб? ( Пекарь)
- Что дальше? (Хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем.)
- Кто продает хлеб? ( Продавец)
IV. Первичное закрепление
Чтение детьми стихотворения С.Я.Маршака «Булка»
Три паренька по переулку играли,
Будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И, вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
«Вы кто такой?» - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
«Я – пекарь!» - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
О чём стихотворение?
Хорошо ли поступили мальчики?
Как нужно относиться к хлебу?
V.Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации
Работа в парах Учебник, с 32. «Соображалки»
- Как из зерна получается хлеб?
Расположи рисунки в нужной последовательности: что сначала, а что потом.
VI. Обобщение усвоенного, связь с известными и новыми фактами.
- Ребята, а посмотрите, что у меня есть. Что это? (показ обложки книжки-малышки)
- Но здесь чего-то не хватает? (страниц)
- Ребята, давайте попробуем составить небольшую книжку – малышку. Только это не сказка, из которой пришел наш герой, а рассказ «Как из зерна получилась булка»
- Вот вы сейчас в парах выполните задания и мы дополним книжку страницами.
1 ряд – все пары – прочитайте загадки, приклейте отгадки (картинки).
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (баранки)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (пирог)
Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал. (хлеб)
2 ряд – все пары – составляют с помощью картинок процесс появления хлеба на столе (посевная, уборка урожая, элеватор, мукомольный комбинат, пекарня, магазин).
3 ряд – все парты – русский народ издавна славится гостеприимством. Используя заготовки, выполните аппликацию, украсьте каравай (одним - раскрасить, другим – украсить, третьим – склеить).
VII .Рефлексия. Прием « ХИМС»
Технология проведения: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам:
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
–С собой возьму…
- Какие маленькие открытия вы сделали для себя?
- Я угощу вас и наших гостей …