Классный час во 2 классе.
Тема: « Как хорошо, что мы все такие разные!»
Цель: знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
Формировать толерантные отношения одноклассников между собой;
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий
Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Воспитательная:
Воспитание уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
Оборудование: раздаточный материал (бумага А4), карандаши, фонограмма песни "Дорогою добра».
План классного часа:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Введение в тему.
3. История понятия «толерантность».
4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"
5. Итог.
6. Рефлексия.
К концу занятия учащиеся должны:
Владеть информацией о том, что такое толерантность;
Формировать представления о толерантном поведении, терпимости к различиям между людьми.
Оборудование и наглядность:
- Песня «Дорогою добра».
- Листочки и карандаши.
- Солнышко, цветочек
Организационный момент.
- Ребята! Посмотрите, как нам улыбается солнышко! Улыбнитесь ему в ответ, улыбнитесь мне и друг другу. ( Хотя сегодня пасмурный день, давайте улыбнемся друг другу.)
1.«Мы разные» - игра
- Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?
- Хлопните в ладоши у кого глаза карие, а теперь у кого глаза голубые, у кого зеленые?
- Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы 2 человек?
- Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Ответ учащихся: «Все мы разные».
- А есть ли у нас что-нибудь общее?
(вы учитесь в одном классе, у вас одинаковый возраст, вы одной национальности, живете в одной стране.)
Послушайте китайскую притчу: «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И все?- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:- И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?(любовь, терпение, прощение.)
- Каким одним словом можно объединить все эти слова? - Произнесите это слово. - Кто знает, что значит быть толерантными? 2. История понятия толерантность. - Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.
-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться. С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.
- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.
- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.
- Это значит, быть внимательным к другим.
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению.
3.Упражнения для закрепления понятия «толерантность»
- А чем ещё, кроме внешности, могут отличаться люди? (Ответы детей)
-Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в одном районе, в котором живут люди разных национальностей, о чем важно помнить?
(Нужно быть толерантными к людям других национальностей)
1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра. Но внешне это выглядит по-разному
КАК ПРИНЯТО ЗДОРОВАТЬСЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
- В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» — таков смысл этого приветствия. - Жители Новой Гвинеи из племени кои-ри, здороваясь, щекочут друг друга под подбородком. - - Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);- Так приветствуют друг друга в Японии. -Потереться носами (Новая Зеландия);
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
2)Решение проблемной ситуации.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? ( Нет, часто ссоримся)
-Из - за чего разгораются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)
-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?
(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)
- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности? Нет
-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.
- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)
-Толерантность начинается с семьи.
-"Толерантность" я изобразила в виде цветка. - Давайте мы сделаем так, чтобы этот цветок расцвёл - цветок Толерантности.
- Посмотрите, чего не хватает на нашем цветочке? (Лепесточков)
-Давайте сделаем так, что наш цветок распустит лепесточки и зацвёл. Возьмите каждый по лепесточку, прочитайте и объясните слово, написанное на нём.
Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами(Дети читают)
(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)
Затем лепесточки проклеим к сердцевине цветка. (Под музыку « Дорогою добра»)
4. Итог.
-Вот и подошёл к концу классный час. -Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
5.Рефлексия.
-Понравился ли им классный час?
- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?
-Что было самым запоминающимся?
Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».
Или «Мы все разные, но мы равны»
Спасибо за внимание!
На память о нашей встрече я хочу оставить вам буклет и пусть он вам напоминает о толерантности.