СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами"»

Муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение «Черноморская средняя школа №2»



Конкурс педагогического мастерства

Урок нравственности в 8 классе



Как хотите, чтобы с вами поступали,

так поступайте и вы с нами



Дерусова Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы



















Тема

«Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами».

Цели: познакомить обучающихся с понятиями «нравственность», способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, слова.

Задачи:

Обучающие: содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Развивающие: способствовать развитию у школьников чувства ответственности; способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Воспитывающие: воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

Планируемые результаты.

Личностные результаты: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; развивать потребность самовыражения через слово.

Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, в диалоге с учителем  определять степень

успешности своих ответов, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринятую на слухпользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,

ознакомительным, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, задавать вопросы.

Предметные результаты: понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать

в диалог с другими читателями, составление алгоритма.

Оборудование: компьютер, мелодия Баха «Шутка», Эпизод из кинофильма «Чучело» 1983 г., словарь Ожегова, презентация, чистый лист ватмана, воздушный шарик, сердечки из бумаги.

Сценарий урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний.

(Слайд 1)

- Что символизирует этот снимок?

Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.

Распутье – самостоятельный выбор жизненного пути и поступков, которые совершает человек



Тема нашего занятия тесно связано с самостоятельным выбором жизненного пути и поступков, которые совершает человек.

Так как же должен поступать человек, чтобы его за эти поступки не осуждали? (Как к самому себе)

- Да, тема нашего урока «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами»

3.Работа с высказыванием

(Слайд 2)

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так

и вы поступайте с ними». Евангелие от Луки

- Скажите, как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (ответы детей)

- Обратимся к толковому словарю и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.

(слайд 3)

(Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах)

- Какие бывают поступки? (плохие и хорошие)

-Как можно назвать плохой поступок? (проступок)

(на слайде )

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?

(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям).

- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки? (осуждают, презирают).

- За плохие поступки нам приходится нести ответственность.

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

(на слайде )

(Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия).

-Скажите, а кто такой ответственный человек? (Ответственный человек – это тот, кто способен отвечать за свои поступки)

- Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? (Как жить в мире людей? Воспитывать и совершенствовать себя)

4. Мотивация (Игра) «Шарик с пожеланиями».

- Мы помним о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

Небольшой шарик подкидывайте от одного к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом звучит приятная музыка. Через короткое время остановить музыку. Учащийся, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим пожелание вслух.


- Какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке. (О взаимном уважении, понимании, сочувствии, сострадании, согласии, мирном сосуществовании).


Вывод. Совершая поступки, нужно думать о других. Что принесут они людям: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.


- Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Эти правила объединены в одно слово: «нравственность».

 Работа со словарем

(на слайде)

(Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами)
- Попробуйте составить алгоритм применения этих правил

(слайд 4)

1.Оценить последствия поступка в мыслях и чувствах.

2. Попытаться встать на место того, на кого направлено действие.

3. Ответить на вопрос «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?»

4. Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.


5. Пришло время выяснить, как люди должны выстраивать свои отношения с точки зрения нравственности. Обратимся к древнерусской литературе, которая своими произведениями учит нас нравственности.

XI век «Поучение» Владимира Мономаха». Произведение школьной программы (7класс)

В. Мономах прекрасно понимал роль литературы в воспитании людей, именно поэтому он взял в руки перо и создал чудесное произведение. Называлось оно "Поучение".

Нам необходимо выяснить, какие  уроки  Владимир Мономах преподал? Актуальны ли они, нужны  ли  нам сегодня?

(слайд 5)

 «…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.»

  • Не обижать бедных и убогих;

  • Не надеяться на окружающих, сам должен делать всё, что надо;

  • Хвалить Бога и прославлять милость Его;

  • Не боясь ни войны, ни зверя, дело исполнять мужское;

  • Не брать грех на душу, не лишать жизни христианина;

  • Лжи остерегаться и пьянства.

- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?

Вывод: для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.

- Поучения написаны почти тысячу лет назад,  но мы и сегодня с большим интересом и с уважением относимся к советам, оставленным

В. Мономахом. Чем вы можете это объяснить? (Это общепринятые правила, если чел. не будет их соблюдать, то его и человеком назвать нельзя. Поэтому, когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что оно написаны для современных людей).

6.Физминутка

7.Александр Сергеевич Пушкин, повесть «Капитанская дочка», в которой освещены события XVIII века. Произведение школьной программы (8 класс)


- Следует ли Петр Гринев завету своего отца? Вспомним эпиграф к произведению: «Береги честь смолоду». Это перекликается с жизненными принципами В. Мономаха? (Да. У Мономаха " Жизнь - Родине, душу-Богу, а честь –никому»). 

    -  Юный Петр Гринев из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во всех жизненных ситуациях делает выбор, руководствуясь принципами добра и справедливости. Это дважды едва не стоит ему жизни, когда это было? (Когда он получил ранение на дуэли, вступившись за честь девушки; второй, когда молодой офицер отказался присягнуть Пугачеву, как новоявленному царю).

- Что его спасло? (Гринев, пожалев крестьянина, пропившего зимой одежду, что старый заячий тулупчик, однажды подаренный выпивохе, избавит его самого от виселицы).

- Именно нравственность стала его спасением. Кто в произведении является антиподом П. Гринева? (Швабрин).

- Какие проступки совершает Швабрин?

(Он «поливает грязью» невинную девушку, на дуэли хочет убить неопытного соперника. При первой угрозе жизни предает Отечество, присягнув на верность самозванцу. Он вызывает неприязнь).

- А совершал ли Гринев необдуманные поступки?

(Пётр Гринёв начинает делать первые ошибки молодости: пробует пунш и по неосторожности напивается, а также неудачно играет в бильярд на деньги, потратив при этом огромную сумму).

-Он осознал свои ошибки? (Да, он отдает свою казну Савельичу и больше не распоряжается деньгами).

-Какой завет из «Поучения Владимира Мономаха» вспоминается в этом эпизоде? (Лжи остерегаться и пьянства, Не боясь ни войны, ни зверя, дело исполнять мужское).

8. Владимир Карпович Железников, повесть «Чучело» XX век. Произведение школьной программы (7класс)


Просмотр эпизода из кинофильма «Чучело» — художественный фильм Ролана Быкова о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством. (Эпизод сожжения чучела. 3 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=YICvVX9IbL4

- Где завязка этого конфликта? (Завязкой конфликта является эпизод, когда Димка   рассказывает учительнице о побеге класса с урока).

- Что послужило развитием конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками?(Лена берёт на себя вину своего друга, несмотря на то, что после этого поступка становится изгоем в классе).

- Какой эпизод является кульминацией? (Эпизод сожжения чучела).

Лена долгое время надеется, что Дима всё же признается в своей вине, но тот всё не решается.

-Как поступает Дима? (Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как понимает, что если и дальше продолжит защищать Лену, то может оказаться на её месте).

- Как одноклассники вершат суд над Леной? (Они крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его).

- Лена уезжает из города вместе со своим дедушкой. Что подарил перед отъездом Николай Николаевич школе? (Свою любимую картину, на которой изображена очень похожая на Лену его бабушка Маша).

-Как заканчивается Фильм? (Отъездом Лены и дедушки, и надписью на доске перед портретом Маши: «Чучело, прости нас!»)

- Можно ли так поступать с одноклассниками и людьми вообще? (Нет.)

- Чему учит нас эта повесть?

(Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности, а также не быть жестокими по отношению к людям, которые тебя окружают, даже если они не похожи на тебя).

-Посмотрите на «Поучения» и скажите, какой поступок можно назвать роковым? Его нельзя исправить? (Не брать грех на душу, не лишать жизни христианина).

Вывод: большинство житейских ошибочных действий можно исправить. Просто попросить прощения. Близкие люди способны простить друг друга и понять причины того или иного проступка.

9.Итог.

- Вернемся к проблемному вопросу. Как он звучит?

(Как правильно жить в мире людей? Воспитывать и совершенствовать себя)

- Какой можно сделать вывод? (Мы выяснили, что во все времена нравственность способствует духовному росту. Нравственные поступки совершенствуют личность).

-Как мы должны поступать по отношению друг к другу?

Опрос по цепочке. (Дети называют положительные поступки).

10. Игра «Какой Я?»
(У детей вырезанные сердечки и цветные ручки).
-Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на сердечке красный кружок, если нет — зеленый: добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

- Наклейте сердечки на ватман. Они у вас такие пестрые, почему?

(В каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше хороших качеств, а для этого нужно работать над собой. Какие мы разные – по-разному видим, думаем, рисуем, но каждый из нас желает хорошего отношения к себе).

Рефлексия. Работа в группах (2 минуты на обсуждение)

Закончите предложение и обоснуйте мысль:

(Слайд 6)

1 группа: над чем задумался…

2 группа: чем заинтересовался…

3 группа: что взволновало…

4 группа: что удивило….

- Спешите делать добрые дела, ребята. Ведь тот, кто делает добро другим, делает добро себе. Спасибо за урок.