качественно иное развитие нашей государственности и культуры.
Построение речевого высказывания.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
изображением русской природы.
диалоге.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вводный этап. Слайд 2 Задача: Эмоциональный настрой на урок. |
- Закройте глаза и представьте то, о чем говориться в стихотворении. Учитель читает стихотворение: Здравствуй, Русь: седые дали, Плуг и меч, копье и серп. Край надежды и печали, Стон дубов и слезы верб… Все твои озера святы, Все ручьи твои чисты. Вкус полыни, запах мяты, И – кресты, кресты, кресты… Сколько бед прошло над Русью, Подсчитать и не берусь. Только низко поклонюсь я, И промолвлю: «Здравствуй, Русь!» Е. Санин - О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле) - Когда нашу родину называли Русью? | учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Целеполагание. Задача: совместная формулировка цели. |
- Прочитайте тему нашего урока. - Что вам известно по этой теме? - На уроке поработаем с понятиями: крещение, церковь, Святая Русь. Слайд 3 - Где была первая столица Руси? - Киевский князь Владимир - Красное Солнышко первым принял крещение. - Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь? Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь. Что вы хотите узнать по этой теме? | Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Можно использовать для этого карточки приготовленные заранее. Ответы на вопросы. Заполнение таблицы ЗХУ второго столбика |
Работа с притчей Задача: продолжить работу над умением анализировать притчи. Слайд 4. |
- Откройте стр 58 учебника - Какие главные слова сказаны для нас в этой притче? - Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение) - Как учение Христа распространялось по земле? | Чтение буксиром: учащиеся читают притчу совместно с учителем. Ответы учащихся на вопросы учителя |
Открытие новых знаний. Задача: познакомить с новым понятием, его характеристиками |
- Найдите и выпишите понятия, имеющие отношения к теме нашего урока. На основании учебника дайте им определения понятий: церковь, крещение. Слайд 5 Церковь – это объединение христиан в общество. Слайд 6 - Как вы понимаете высказывание: Храм не в брёвнах, а в ребрах. | Чтение материала «Крещение Руси» на стр 58 учебника, выписывание в рабочую тетрадь основных понятий: церковь, крещение. Учащиеся дают новое определение понятия церковь. Объяснение высказывания |
Физкультминутка Задача: Снятие физического и эмоционального напряжения. |
Исследовательская работа с текстом. Работа в группах Задача: Познакомить с историческим источником. |
«Повесть временных лет» «Выбор веры» В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той… - Почему Русь крестилась в православие? Слайды 7 – 10 - 988 год – Крещение Руси - Что такое Крещение? Крещение - это присоединение к церкви. - Как происходит обряд крещения? Слайд 11-12 | учащиеся в группах находят ответ на вопрос: Почему Русь крестилась в православие? |
Самостоятельная работа с текстом Задача: работа с информацией учебника |
- Какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов) Определение понятия Святая Русь – это стремление людей на Руси к святости и идеалам Евангельской правды. Слайд 13 - Конечно, кто-то оставался равнодушным. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. Поэтому люди на Руси, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от него далеко. И за это стремление людей, Русь стали называть Святой Русью. Слайд 14 | Чтение текста «Святая Русь» стр 60 – 61 с пометками «Маркировка текста» + -знаю Н- новое ? не понял --думал иначе. Ответы на вопросы. |
Закрепление Задача: закрепить изученный на уроке материал. |
- Что мы узнали сегодня на уроке - В наше время многие храмы оказались разрушенными. Но вера в Бога не позволила остаться равнодушными к православной культуре, поэтому люди стали вновь восстанавливать и возводить новые церкви, храмы, соборы, часовни. Слайд 15 - 16 - Задание «Лови ошибку» Слайд 17 - 20 Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.) Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир) С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот) Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает) | Заполнение третьего столбика таблицы «ЗХУ» Работа в тетради. выполнение заданий 2 – 3 Выполнение задания 4 в тетради. |
Рефлексия Задача: обобщить изученное на уроке |
- Что показалось интересным на уроке? - Что нового открыли для себя? Вся Русь поныне чтит Владимира Святого, При нем блеснул над нею Христианства первый луч… О Ты! страны родной, великий Просветитель, Владимир-Солнышко! ее отцом ты был, Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель, Крещением святым грехи ее омыл". | ответы на вопросы |
Домашнее задание |
1. Ответить на вопросы к параграфу учебника; 2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России; 3. Составить кроссворд по теме урока. (по желанию ученика) 4. Задание 5 в рабочей тетради | |
Бородина А.В. История религиозной культуры: учебное пособие для основной и старшей школы. – М.: Основы православной культуры, 2006.
Детская энциклопедия: Религии. – М.:Олимп; Издательство АСТ, 1998.
Михалков С.В. Моя Родина - Россия. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА – ПРЕСС, 2007.
Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2005.
Энциклопедия для детей. Россия: православие/ред.коллегия: Н. Ипатько, .С.Шокарев – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.